Порядок приемки товаров по количеству и качеству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок приемки товаров по количеству и качеству



Пункт 2 ст. 513 ГК устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.

Положения о поставках продукции и товаров 1988 г. предусматривают (п. 31; 38, 45), что порядок приемки по количеству и качеству регулируется инструкциями, утвержденными Госарбитражем СССР:

● Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству от 1965 г. № П-6 (далее – Инструкция о приемке по количеству);

● Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству от 1966 г. № П-7 (далее - Инструкция о приемке по качеству);

Данные инструкции уже в момент их принятия были крайне несовершенны и нуждались в переработке. Приемка согласно названным инструкциям неэффективна и неэкономична. Взамен им в 1991 г. были подготовлены хорошие проекты новых инструкций. Однако в связи с распадом СССР они не были приняты.

Так как в настоящее время Инструкции применяются уже не в качестве обязательных правовых актов, то их дефекты можно преодолеть путем ужесточения в договорах требований к порядку приемки и фиксирования ее результатов.

 

Первый этап приемки характеризуется тем, что:

связан с выгрузкой товара из транспортного средства (вагона, контейнера, автомобиля и др.), в процессе которой проверяется:

• в части количества – вес брутто товара и число отдельных мест. Если груз перевозится без тары или в открытой таре, то проверяется вес нетто, а также количество единиц товара в каждом месте (открытом ящике, корзине, связке). Количество выгруженного товара сопоставляется с данными, указанными в транспортных и сопроводительных документах (вагонные и контейнерные спецификации, вкладыши и т.п.). При отсутствии таких документов проверяется фактическое количество товара;

• в части качества – наличие внешних повреждений, которые могли возникнуть при перевозке, погрузке или выгрузке товара. Одновременно должны быть зафиксированы механические повреждения тары (поломка, наличие признаков вскрытия);

участие перевозчика не предусмотрено. Приемка производится не менее чем двумя лицами, назначаемыми руководителем организации (складские работники или иные лица).

В случае обнаружения на первом этапе недостач или повреждений товара получатель обязан:

● приостановить дальнейшую приемку;

● обеспечить сохранность продукции;

● принять меры к предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией;

● составить акт о выявленных недостаче или порче продукции за подписями лиц, производивших приемку продукции;

● определить порядок дальнейшей приемки, в ходе которой:

1) приемка по количеству производится:

комиссией, в состав которой входят представители покупателя и поставщика. Если поставщик и покупатель:

находятся в одном городе, то покупатель обязан вызвать представителя поставщика, который должен явиться в назначенное время;

находятся в разных местностях, то покупатель обязан вызвать представителя поставщика лишь если это предусмотрено договором. При отсутствии такого условия в договоре вызов не требуется. Если вызов направлен, то поставщик в суточный срок по телеграфу должен известить, будет ли направлен его представитель и когда он прибудет.

Уведомление о вызове представителя поставщика должно быть отправлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящейся продукции – немедленно после обнаружения недостачи. В уведомлении должны быть указаны:

- наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен; количество недостающей продукции и характер недостачи (количество отдельных мест, внутритарная недостача, недостача в поврежденной таре и т.п.);

- состояние пломб;

- стоимость недостающей продукции;

- время, на которое назначена приемка продукции по количеству;

комиссией с участием незаинтересованного представителя, в состав которой входят лица, начинавшие приемку, а также включается представитель, приглашенный из другой организации, либо из числа лиц, уполномоченных профсоюзной организацией получателя (при отсутствии на фирме профсоюзной организации представитель может быть назначен любой общественной организацией или трудовым коллективом). Представитель по своему образованию или опыту работы должен быть компетентен в вопросах приемки товара. Не могут назначаться представителями материально ответственные лица, бухгалтерские работники и юристы;

2) при приемке по качеству (если на первом этапе обнаружены какие-либо дефекты), покупатель обязан:

вызвать представителя одногороднего поставщика (если обязанность такого вызова предусмотрена договором);

пригласить эксперта из отделов товарных экспертиз при государственных торговых инспекциях или из экспертных бюро при торгово-промышленных палатах либо специализированных экспертных организаций, если представитель поставщика не явился или его вызов необязателен.

Приемка по качеству осуществляется комиссиейс участием незаинтересованного представителя, в случае:

• необязательности вызова представителя поставщика по условиям договора;

• при отказе экспертной организации в выделении эксперта;

• при отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения покупателя.

Порядок образования комиссии аналогичен порядку создания комиссии для количественной приемки.

 

Акт приемки

Приемка продукции, как правило, должна вестись без перерыва. В день окончания приемки по ее результатам составляется акт, который подписывается всеми лицами, участвующими в приемке. Требования к составлению и содержанию акта установлены инструкциями о приемке по количеству и качеству.

В акте должны указываться:

● место проведения приемки;

● часы начала и окончания приемки;

● фамилии и должности членов комиссии;

● номер и дата удостоверения представителя, подтверждающего его право на участие в приемке;

в акте о выявленной недостаче указывается:

• проверялось ли количество товара:

- при выгрузке из транспортного средства. Отражаются данные о целостности транспортного средства, описывается содержание оттисков и пломб;

- либо на складе покупателя. В акте указывается, как была обеспечена сохранность товара до момента приемки. Описывается наружная маркировка тары, сохранность контрольных лент, наличие или отсутствие следов вскрытия тары.

• каким измерительным прибором определялось количество, а также данные о его проверке контрольным органом, если определение количества товара требует использования измерительных приборов (весов, мерников и т.п.) и др. сведения;

в акте о ненадлежащем качестве указывается:

• стандарт, на соответствие которому проверялось качество. Если качество товара проверялось по согласованному образцу или на соответствие условиям договора, то в акте приводится ссылка на показатели образца или на соответствующий пункт договора;

• точное количество забракованного товара;

• степень понижения качества – в процентах или долях;

• характер дефектов. Делается заключение о возможности исправить дефекты в месте нахождения товара, т.е. у покупателя;

• заключение о месте, времени и причинах порчи товара. Если сведения о причинах недоброкачественности товара отсутствуют, то порча признается случайной и риск убытков ложится на собственника, каковым в большинстве случаев является покупатель.

 

Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии и изложить свое мнение. В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.

 

Сроки приемки

При проведении приемки важно соблюдение сроков. Самое общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в статье 477 ГК, согласно которой приемка товара должна быть проведена в разумные сроки. Инструкции о приемке по количеству и качеству регламентируют сроки более детально. Согласно инструкциям:

● приемка на первом этапе, т.е. при выгрузке их транспортных средств, осуществляется в сроки, установленные для выгрузки товара;

● приемка продукции по качеству на складе получателя проводится в следующие сроки:

• при иногородней поставке – не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции – не позднее 24 часов после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при выгрузке продукции получателем;

• при одногородней поставке – не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции – 24 часов после получения продукции на склад получателя;

• в районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней, а скоропортящейся продукции – не позднее 48 часов после поступления продукции на склад получателя. Приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) – не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 48 часов после поступления их на склад получателя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.009 с.)