Естественные монополии на рынке Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественные монополии на рынке Российской Федерации



Основным нормативным актом, регулирующим правовой режим естественных монополий в Российской Федерации, является Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.95 № 147-ФЗ.

Естественная монополия – это состояние товарного рынка, которое характеризуется следующими признаками:

● удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства);

● товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

● спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

 

Субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

 

Закон предусматривает исчерпывающий перечень сфер, где допустимо наличие естественной монополии:

● транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

● транспортировка газа по трубопроводам;

● железнодорожные перевозки;

● услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

● услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

● услуги по передаче электрической энергии;

● услуги по оперативно-диспетческому управлению в электроэнергетике;

● услуги по передаче тепловой энергии;

● услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

● захоронение радиоактивных отходов;

● водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, системы коммунальной инфраструктуры.

 


РАЗДЕЛ 5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

Понятие и виды цен

Цена является одним из важнейших показателей конкурентоспособности товара. Цена товара выполняет следующие экономические функции:

● обеспечивает сбалансированность предложения и спроса;

● стимулирующая;

● распределительная;

● планово-учетная;

● продажи.

Для любой коммерческой организации или индивидуального предпринимателя важно правильно выстроить ценовую политику.

 

Цена – это денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг. Такое определение цены чаще всего встречается в экономической и юридической литературе. Надо полагать, данное определение экономическую сущность цены отражает в большей степени, чем правовую.

С правовой точки зрения

Цена – денежное выражение обязательства в возмездном договоре произвести платеж за переданный товар.

 

Общие положения о цене устанавливает ст. 424 ГК РФ, в соответствии с которой:

● цена – это денежное выражение стоимости исполнения договора;

● цена определяется соглашением сторон либо в предусмотренных законом случаях устанавливается или регулируется уполномоченными на то государственными органами;

● при установлении цены в договоре ее изменение допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Классификация цен

В зависимости от рынка цены делятся на:

оптовые, применяются при расчетах со всеми покупателями, кроме покупателей в розничной торговле. Оптовая цена включает в себя затраты на производство продукции, суммы налога на добавленную стоимость, суммы акцизов, а также прибыль;

розничные. Розничные цены – цены, по которым товар реализуется физическим и юридическим лицам в розничной торговле. Розничная цена складывается из оптовой цены, накладных расходов торгующих организаций и торговой надбавки с расчетом получения прибыли.

Классификация цен на оптовые и розничные коррелируется с понятием оптовой и розничной торговли, поэтому для уяснения основания рассматриваемой классификации необходимо выяснить значение терминов «оптовая торговля» и «розничная торговля».

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст1, дает следующие определения:

оптовая торговля – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием;

розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

 

По территории действия выделяют цены:

внутригосударственные;

мировые.

Формирование и применение внутригосударственных цен определяется в соответствии с законодательством России.

Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок.

На рынке финансовых услуг выделяют:

конкурентную цену;

необоснованно высокую (низкую) цену.

Конкурентная цена финансовой услуги – цена, по которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции.

Необоснованно высокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги – цена финансовой услуги, которая установлена занимающим доминирующее положение финансовой организацией и существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию.

 

В зависимости от роли государства в ценообразовании цены могут быть:

свободными;

регулируемыми.

Свободная цена – цена, складывающаяся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и, как правило, включает в себя два элемента:

- себестоимость;

- прибыль.

 

По периоду действия цены могут быть:

временные;

установленные без определения срока их применения.

Основанием деления цен на временные и установленные без определенного срока их применения является наличие или отсутствие в правовом акте условия о периоде действия цены. Следовательно, такая классификация имеет первостепенное значение для применения регулируемых цен. Например, в практику регулирования тарифов на железнодорожные перевозки вошло установление на определенный срок (как правило, с 15 сентября по 1 ноября) льготных железнодорожных тарифов на перевозки сельскохозяйственной продукции.

 

Статья 424 ГК РФ делит цены на три группы:

договорные цены;

цены, устанавливаемые уполномоченными государственными органами;

цены, регулируемые уполномоченными государственными органами.

Договорные цены – цены, самостоятельно устанавливаемые сторонами в договоре. Их установление основывается на принципе свободы договора. Такой способ установления цены наиболее приемлем для рыночных отношений.

Установление цены уполномоченным государственным органом означает строго фиксированный ее размер. Регулируемая цена складывается при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер и являет собой более мягкий вариант «навязывания».

 

На публичных торгах (конкурсах и аукционах) устанавливается:

начальная цена;

продажная цена.

 

Иные разновидности цен

Разновидностью цены является тариф. Понятие «цена» является общим и может применяться для обозначения денежного эквивалента как в отношении товаров, так и в отношении работ и услуг. Тариф – понятие специальное, сфера его применения – это область работ и услуг. Например, тариф грузовых перевозок, тариф на электрическую и тепловую энергию. Для расчетов в сельскохозяйственной сфере применяются закупочные цены.

 

Договорная цена

В условиях рыночной экономики цена в первую очередь регулируется и определяется договором. В методологическом плане при определении договорной цены следует одновременно руководствоваться правилами как гражданского, так и налогового законодательства.

Согласно гражданскому законодательству для большинства договоров цена не является существенным условием. Если иное не предусмотрено законом, отсутствие в договоре условия о цене не влечет за собой недействительность договора.

В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ). Определить обычно взимаемую цену за товар бывает довольно трудно, особенно когда дело касается нового или впервые закупаемого товара, поэтому следует по возможности конкретно определять цену товара в договоре.

Цена является твердой, если она указана в договоре в виде конкретной цифры. Это означает, что такая цена не подлежит изменению при оплате. Твердая цена может быть изменена только по основаниям статьи 450 ГК РФ.

В условиях инфляции и при длительных поставках, когда цена может существенно меняться под влиянием конъюнктуры рынка, применение твердой цены выгодно покупателю, но невыгодно поставщику. А удобная для поставщика предварительная оплата продукции не всегда устраивает покупателя.

Для ухода от твердой цены стороны в договоре вместо твердой цены могут определить способ установления цены. В этом случае стороны могут:

- установить скользящие цены с последующей их фиксацией;

- применить «валютную оговорку», суть которой в том, что стороны устанавливают цену в одной из иностранных валют. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлена соглашением сторон или законом;

- ввести в договор поправочный коэффициент с учетом уровня инфляции и конъюнктурных колебаний на рынке.

 

Цена может использоваться как средство стимулирования к надлежащему исполнению обязательств. Для этого в договоре могут устанавливаться ценовые коэффициенты или дифференцированные цены. Может предусматриваться уменьшение цены при предварительной оплате и увеличение цены на случай несвоевременной платы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.02 с.)