Коммерческого права выделяются два основных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммерческого права выделяются два основных



Периода.

1. Зарождение российского торгового права пришлось на середину XVII в. В это время были приняты:

1) Соборное Уложение 1649 г.; 2) Торговый Устав 1653 г.; 3) Новоторговый Устав 1667 г.

Особая глава Уложения 1649 г. была посвящена городам. Частновладельческие «белые» слободы в городах передавались из рук феодалов «на государево имя». Посадские люди получили право монопольной торговли в городах, постоянная (в лавках) крестьянская торговля в городах была запрещена. Торговый устав 1653 г. установил единую пошлину с продаж. В 1667 г. Новоторговый устав упорядочил вопросы внешней торговли. По этому Уставу иностранным купцам запретили розничную торговлю на русских рынках, чего для обеспечения экономической независимости страны было мало. Нужно было активно вести внешнюю торговлю, а для этого требовалось овладеть выходом на морское побережье. 2. Зарождение российского капиталистического торгового права пришлось на конец XIX —

начало ХХ вв. В 1887 г. был принят Торговый устав, а в 1903 г., когда появилась необходимость упорядочить торговую деятельность различных обществ, он был переработан. В 1903 г. был принят Устав торгового судопроизводства, который определил порядок создания и деятельности коммерческих судов, которые решали все споры, связанные с торговым оборотом. Особенностью советского этапа с 1917 по 1991 гг. стало то, что советское государство отказалось от коммерческого права в его общемировом понимании. В советский период, когда экономика являлась полностью государственной, появилась идея создания такого коммерческого права, которое бы сочетало в себе административно>правовые и имущественно>стоимостные элементы. Сам рынок в Советском Союзе был заменен плановой системой хозяйствования, следовательно, коммерческое (торговое) право стало неактуально и не развивалось.

В современной России с 1991 г. торговое (коммерческое) право стало заново развиваться. Становление коммерческого права в России происходит по мере становления и развития товарного рынка. Инфраструктура товарного рынка пока еще развита недостаточно, а это, в свою очередь, мешает развитию коммерческогоправа. В результате всего этого развитие коммерческого права в России идет очень медленным темпом.

49.Система договоров коммерческого права. Роль договора в регулировании торгового оборота. Принцип свободы договора, его реализация в сфере коммерческой деятельности. Воздействие усмотрения сторон и закона на определение вида заключаемого договора, его цели, содержание договорного обязательства. Функции договора в современных условиях.

Договоры, применяемые в коммерческой деятельности. Развитие системы договоров коммерческого права. Договоры, применяемые исключительно или преимущественно в торговом обороте. Особенности гражданско-правовых договоров, обусловливаемые использованием их в торговом обороте.

Договоры на возмездную реализацию товаров для предпринимательских и хозяйственных нужд («реализационные договоры») — договорная основа коммерческой деятельности. Виды реализационных договоров: оптовая купля-продажа, поставка, контрактация сельскохозяйственной продукции, поставка для государственных нужд, мена и другие. Основания разграничения видов реализационных договоров, критерии выбора субъектами вида заключаемого договора

Посреднические договоры в коммерческой деятельности. Их типовая принадлежность к договорам на возмездное оказание услуг. Виды торгово-посреднических договоров: коммерческая комиссия, коммерческое поручение, агентирование и другие.

Договоры, содействующие торговле. Виды таких договоров: на проведение маркетинговых исследований, создание рекламной продукции, распространение и размещение рекламы, предоставление и обработку коммерческой информации, хранение товаров, договор коммерческой концессии (франчайзинга) и другие.

Организационные договоры в торговле, их основные виды. Соглашения о межрегиональных поставках товаров, договоры органов исполнительной власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам коммерческой деятельности, организационные договоры на транспорте и другие.

50.Понятие и признаки биржевой сделки. Биржевой сделкой называется зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей. признаки биржевых сделок:

а) местом совершения биржевых сделок является биржа, выполняющая функции организатора торгов;

б) биржевые сделки могут заключаться только в течение торговой (биржевой) сессии, то есть в период времени, когда биржа проводит торги;

в) биржевые сделки совершаются участниками биржевых торгов (для фондовой биржи необходимым качеством участника является получение лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг);

г) биржевые сделки носят обезличенный характер, то есть продавцы и покупатели не вступают в непосредственный контакт между собой, а имеют дело с расчетно-клиринговой палатой или центром, действующим при бирже;

д) определенный перечень объектов биржевых сделок (валюта, вещи, ценные бумаги, имущественные права и пр.), допущенных к обращению на бирже и стандартизированных по количественным и качественным характеристикам;

е) биржевые сделки заключаются в простой письменной форме путем обмена документами, как документарного, так и электронного; составленный биржей протокол сделок является необходимым элементом формы биржевой сделки;

ж) биржевые сделки вступают в силу только после их регистрации биржей;

з) сроки, место, порядок и способ исполнения сделки являются стандартными;

и) исполнение биржевых сделок происходит вне биржи через уполномоченные биржей структуры (кредитная организация, депозитарий и т.п.) на основании реестра сделок;

к) надлежащее исполнение сделок гарантируется биржей;

л) споры, возникающие между участниками и биржей в процессе биржевой торговли, обычно рассматриваются биржевой арбитражной комиссией, иным третейским судом.

 

51.Правовой режим лекарственных средств. Государство достаточно жёстко регулирует обращение лекарственных средств. Основным документом, регламентирующим вопросы оборота лекарственных средств, на 2011 год является Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (принят ГД ФС РФ 24.03.2010). Помимо основного закона, субъекты обращения лекарств попадают под действие законов № 3-ФЗ от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах», № 2300-1 «О защите прав потребителей», № 122-ФЗ от 02.08.1995 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и других.

В законе о лекарственных средствах разграничиваются понятия «лекарственный препарат» и «лекарственное средство». Согласно закону, «лекарственное средство» — более общее понятие, к средствам относятся также и субстанции. Лекарственные препараты — лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.[11] Все лекарственные средства, используемые на территории России, должны быть зарегистрированы в соответствующем уполномоченном федеральным органе исполнительной власти — Росздравнадзоре, который ведет государственный реестр лекарственных средств.[12]

Производство разрешенных лекарственных средств должно соответствовать требованиям ГОСТ, принятого в 2010 году.[13] Данный ГОСТ соответствует международному стандарту GMP. Все фармацевтические предприятия России обязаны перейти на требования этого ГОСТ к 2014 году.[14]

Продажа лекарственных средств (в отличие от биологически активных добавок) осуществляется только аптечными учреждениями (аптеки, аптечные киоски), имеющими соответствующую лицензию.

Обращение лекарственных средств регулируют законом и подзаконными актами, в том числе регулярно обновляют список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перечень наркотических средств и др.

52.Общая характеристика договоров, содействующих купле-продаже товаров. Общая целевая предназначенность как основание классификации договоров, содействующих торговле. Развитие видов договоров данной группы в современный период. Конкретные виды договоров, содействующих торговле.

Договор на проведение маркетинговых исследований. Значение договора для обеспечения сбалансированности между производством и потреблением, ориентирования производителей товаров на удовлетворение реальных запросов покупателей. Определение договора. Предмет договора. Составление задания на проведение исследования и программы работ. Необходимые условия договора. Результат исследования — выводы и рекомендации маркетолога, изложенные в отчете о проведении исследования. Особенности определения ответственности исполнителя.

Договор на создание рекламной продукции. Требования Федерального закона «О рекламе», подлежащие учету при заключении и исполнении договора. Одобрение рекламодателем (заказчиком) эскиза, проекта, сценария рекламного ролика и т. п. Определение предмета договора, цены, сроков исполнения обязательства. Особенности ответственности сторон в случае нарушений авторских и смежных прав третьих лиц.

Договор на распространение рекламы. Порядок определения предмета договора путем установления содержания действий рекламораспространителя, способа их выполнения и объема услуг. Особенности определения предмета договора в зависимости от вида рекламы. Условия договора относительно доведения рекламной информации до «активных пользователей». Договор на размещение рекламы. Содержание договора на проведение рекламной кампании. Особенности ответственности рекламораспространителя.

Договоры на предоставление коммерческой информации и ее переработку. Отличительные признаки информации как объекта имущественных отношений. Предмет договора: содержание (характер) информации и цель ее использования. Определение в договоре условий о полноте информации, регулярности и оперативности ее предоставления, степени достоверности. Договоры об анализе информации и составлении на этой основе прогнозов и рекомендаций для заказчика. Конфиденциальный характер договоров

Договор хранения. Особенности порядка заключения договоров хранения и определение их содержания в коммерческой сфере. Стороны договора. Хранение на товарных складах. Хранение прибывших грузов транспортными организациями. Соединение хранения с обязанностями оптовых организаций по совершению товарных операций: составление ассортиментных наборов, освежение запасов товара, отгрузка по указанию поклажедателя и другие. Ответственное хранение товаров: правовое регулирование, содержание прав и обязанностей сторон.

Коммерческая франшиза (концессия). Виды договора коммерческой концессии. Стороны договора. Лицензионное соглашение как часть договора. Условие о передаче пользователю бизнес-системы (операционной системы) и обучение сотрудников пользователя ее применению. Контроль правообладателя за соблюдением пользователем требований бизнес-системы. Порядок оказания пользователю технического, консультационного и иного содействия. Плата по договору коммерческой франшизы (концессии).

 

53.Правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности. Транспортная экспедиция – деятельность, связанная с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организаций доставки грузов каким-либо видом транспорта. Понятие «транспортная экспедиция», порядок и условия заключения договора транспортной экспедиции, обязанности сторон, закреплены в Гражданском кодексе РФ[3]. С принятием в 2003 году закона РФ “О транспортно-экспедиционной деятельности”[4], были законодательно определены порядок деятельности экспедиторских организаций и оформления необходимых для грузоперевозок документов, права и обязанности клиентов и экспедиторов. Вопросы транспортной экспедиции нашли свое отражение и в нормативных документах различных видов транспорта, например, в Уставе железных дорог[5].

Экспедиторские организации 150 стран объединились в Международную федерацию экспедиторских ассоциаций, в рамках которой выработаны унифицированные правила ведения транспортно-экспедиторской деятельности. При оказании экспедиторских услуг в полном объёме, транспортная экспедиция подразумевает организацию перевозки грузов от двери склада грузоотправителя до двери склада грузополучателя, (используется термин «от двери – до двери»). В этом случае полный комплекс услуг по доставке груза включает:

доставку от склада грузоотправителя на грузовую железнодорожную станцию, в порт, в аэропорт;

погрузку в транспортное средство (автомобиль, вагон, корабль, самолёт);

оплату тарифа на перевозку грузов;

выгрузку из транспортного средства, например, вагона на станции назначения;

доставку груза автомобильным транспортом до склада грузополучателя.

В перечень транспортно-экспедиторских услуг входит:

Разработка по поручению клиента маршрута перевозки груза при перевозках несколькими видами транспорта (смешанные или так называемые мультимодальные и интермодальные перевозки[6]);

Заключение договоров с другими экспедиторами и участниками перевозочного процесса для фрахтования морских и речных судов, самолётов, вагонов и автомобилей;

Оформление транспортных документов: транспортных накладных, коносаментов и других документов, необходимых для доставки грузов по назначению;

Оплата тарифов на перевозку и других платежей и сборов;

Страхование грузов, участие в оформлении документов при повреждении, порче или недостачи грузов (так называемые несохранные перевозки);

Выполнение обязанностей таможенного брокера при перевозках экспортно-импортных грузов;

Информирование грузоотправителей о продвижении грузов, розыск грузов в случае их потери;

Организация при необходимости переадресовки грузов в пути следования;

Получение разрешений и оформление документов на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

Другие услуги по поручению клиентов.

 

54.Понятие и формы монополистической деятельности на товарных рынках. Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков.

1) Объект (охраняемые нормами антимонопольного законодательства конкурентные правоотношения; недобросовестные проявления конкуренции являются противоправными и не подлежат правовой защите).

2) Объективная сторона (противоправное деяние, выраженное в активном (действие) или пассивном (бездействие) поведении) (состав данного правонарушения формальный — для привлечения субъекта к ответственности достаточно установления факта противоправности поведения; необходимо учитывать, что гражданско-правовая ответственность наступает только при наличии вредных последствий — соответственно, необходимо определение причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями).

3) Субъекты (хозяйствующие субъекты и субъекты, действующие как группы лиц; в составе группы лиц к ответственности может быть привлечено лицо, не являющееся предпринимателем).

4) Субъективная сторона (характеризуется умышленной формой вины — законодательное определение содержит указание на направленность (цель) противоправного поведения).

Классификация монополистической деятельности:

1) в зависимости от числа участников (индивидуальная или коллективная)

2) исходя из оформления отношений договором (носящая договорный или внедоговорный характер).

Виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства:

индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке;

соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию.

ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и на заключение (осуществление) ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара:

а) монопольно высокая цена (превышает цену, которую в условиях конкуренции на сопоставимом рынке устанавливают субъекты, не входящие с покупателями или продавцами в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения; она превышает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли);

б) монопольно низкая цена (ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом рынке устанавливают субъекты, не входящие с покупателями или продавцами в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения; она ниже суммы необходимых для производства и реализации товара расходов);

2) изъятие товара из обращения (если результатом такого изъятия явилось повышение его цены);

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (не обоснованные и не предусмотренные ФЗ, НПА);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара (если на него имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства) (если он не предусмотрены ФЗ, НПА);

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара (если они не предусмотрены ФЗ, НПА);

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено ФЗ;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим субъектам;

10) нарушение установленного НПА порядка ценообразования.

 

 

55.Отличия договора поручения, комиссии и агентирования.

Договор комиссии имеет некоторые отличия с договором поручения. В отличие от договора поручения, где поверенный действует от имени своего доверителя, комиссионер в сделках с третьими лицами действует от своего имени, создавая в этих сделках обязательственные права и обязанности непосредственно для себя, а не для комитента.
Агентский договор отличается от договора комиссии тем, что агент обязуется совершить как юридические действия, в том числе и сделки, так и фактические. Причем, в зависимости от условий договора, агент может действовать как от имени принципала (модель договора поручения), так и от своего имени (модель договора комиссии).
Договор поручения используется для совершения однотипных строго определенных действий.

56.Субагентский договор. Агентское вознаграждение. 1. Если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. В агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора.

2. Субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени лица, являющегося принципалом по агентскому договору, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 187 настоящего Кодекса субагент может действовать на основе передоверия. Порядок и последствия такого передоверия определяются по правилам, предусмотренным статьей 976 настоящего Кодекса. Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.

Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

При отсутствии в договоре условий о порядке уплаты агентского вознаграждения принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.

57.Понятие электронной торговли. Правовые формы ее осуществления. Экономическую деятельность, осуществляемую через Сеть, в основном можно классифицировать по четырем направлениям: "Предприятие-Предприятие" (В2В), "Предприятие-Потребитель" (В2С), "Потребитель-Потребитель" (С2С) и "Потребитель-Предприятие" (С2В).

1.Предприятие - Предприятие (В2В).

В2В имеет место, когда два предприятия осуществляют сделки через Интернет. Например, два предприятия могут через Интернет направлять предложения о заключении сделок, получать котировки от своих поставщиков, заключать контракты, получать и оплачивать счета. Данное направление, возможно, является самой перспективной сферой электронной торговли. В рамках внутреннего рынка данное направление поможет создать новые коммерческие связи между производителями, а также значительно облегчит процесс приобретения материалов и оборудования предприятиями друг у друга по сравнению с импортированием тех же материалов и оборудования из-за рубежа.

2.Предприятие - потребитель (В2С).

В2С, наиболее популярная в настоящее время форма электронной торговли, имеет место в случае продажи предприятием своих товаров и услуг напрямую потребителям. Одним из примеров самого крупного предприятия, работающего по форме В2С, является Amazon.com, американская фирма по розничной торговле книгами, имеющая более 30 млн. клиентов по всему миру. Форма В2С позволяет уравнять различия в доступе к товарам и услугам между потребителями, живущими в крупных городах и отдаленных регионах, при условии решения проблемы доступа в Интернет, доступа и оплаты в соответствующем регионе.

3.Потребитель - Потребитель (С2С).

С2С имеет место в случае, когда одни потребители взаимодействуют с другими потребителями (например, продают). Потребители могут легко заключать сделки между собой и развивать свое присутствие онлайн с помощью третьего лица - провайдера. Данное направление позволяет людям, испытывающим те или иные ограничения, заключать сделки в любой удобный для них момент; в итоге уменьшаются накладные расходы, что, в свою очередь, экономит средства конечного потребителя.

4.Потребитель - Предприятие (С2В).

В секторе С2В потребители назначают свою цену на различные товары и услуги, предлагаемые предприятиями. Данный сектор является наименьшим по объему и самым неразвитым сектором электронной торговли. Самым ярким примером С2В является американская компания Priceline.com, которая позволяет покупателям назначать цену, по которой они хотели бы купить тот или иной товар или услугу. Priceline.com действует в качестве брокера, который находит поставщика, желающего продать товар по такой цене.

 

58.Государственные требования к безопасности товаров: общая характеристика виды. Безопасность - это особенность товара, которая обусловливает наименьшее состояние риска, ограниченное допустимыми нормами. Различают электрическую, механическую, химическую, биологическую, физиологическую, акустическую, электромаг-нитную, радиационную, пожарную безопасность и безопасность транспортных средств.

59.Предмет обязательства по оказанию услуг. Услуга как экономическая и правовая категория. К обязательствам по оказанию услуг следует относить обязательства, предметом которых являются услуги, не получающие овеществленного выражения, отличного от самой деятельности, в которой они воплощены. Услуга как правовая категория является объектом гражданско-правового регулирования.

60.Договор субкомиссии. Комиссионное вознаграждение. Договор субкомиссии – соглашение, по которому одна сторона (субкомиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комиссионера) за вознаграждение исполнить одну или несколько сделок от собственного имени и в интересах комитента.

ГК, защищая интерес комиссионера, запрещает комитенту вступать в непосредственные отношения с субкомиссионером не получив предварительного согласия комиссионера.

Сам же комиссионер несёт отв-ть за действительность заключённых сделок, но не за их исполнимость, т.е. комиссионер не отвечает перед комитентом за исполнение третьим лицом сделки, заключённой в интересах комитента.

Однако, если комиссионер не проявил должной осмотрительности в выборе контрагента (напр., он заведомо не платежеспособен или был объявлен банкротом), то уже он будет отвечать перед комитентом.

Он будет также отвечать, если он примет на себя поручательство за исполнение сделки третьим лицом. Такое ручательство называется делькредере.

Комитент: 1. Комитент обязан принять от комиссионера всё исполненное по договору комиссии и осмотреть имущ-во, приобретённое для него. Поскольку договор явл-ся посредническим, всё имущ-во находящееся у комиссионера и поступившее к нему явл-ся собственностью комитента. Никаких прав на это имущ-во комиссионер не приобретает. Следовательно, комитент, являясь собственником этого имущ-ва, несёт риск случайной гибели или порчи имущ-ва, а также все расходы по его содержанию. 2. Если в имущ-ве имеются недостатки, то комитент обязан незамедлительно известить об этом комиссионера. Однако сами претензии по данным недостаткам предъявляются комитентом не комиссионеру, а третьему лицу, которое выступало продавцом. 3. Выплата комиссионного вознаграждения комиссионеру и возмещение понесённых расходов на исполнение данного поручения, при этом размер и порядок выплаты вознаграждения может быть определён в договоре.

Расторжение, прекращение:

- вследствие отказа комитента от исполнения договора

- вследствие отказа комиссионера от исполнения договора в случаях, предусмотренных законом

- вследствие смерти комиссионера либо признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или же безвестно отсутствующим

- вследствие признания ИП-комиссионера банкротом

Существует особый порядок при заключении договора комиссии без указания срока. Такой договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по заявлению, как комитента, так и комиссионера с обязательным предварительным уведомлением не позднее чем за 30 дней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.18 с.)