Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конкуренции и способы формирования конкурентных отношений

Поиск

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

1. Как степень состязательности на рынке;

2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Современный этап развития конкурентных отношений в России и других странах СНГ обусловлен рядом существенных факторов. Среди них:
- усложнение взаимной связи субъектов рынка;
- возрастание роли государственных регуляторов рыночной системы;
- монополизация и олигополизация в сфере конкурентных отношений;
- изменение соперничества предпринимателей в связи со значительным ростом издержек, не связанных непосредственно с производством товаров и услуг ("трансакционных" издержек);
- совершенствование ресурсно-факторной структуры производства;
- информатизация в различных секторах общественного производства и т.д.

Государственная регистрация товаров: цели и правовое значение.

Государственная регистрация продукции требуется для некоторых видов продукции, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья человека, а также продукции ввозимой на территорию РФ впервые. Целями государственной регистрации продукции являются оценка опасности товаров для человека и окружающей среды, установление содержания в ней отдельных веществ и элементов, а также разработка условий утилизации и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду. Согласно одноименному Положению государственной регистрации продукции подлежат следующие группы товаров:

1. Минеральная вода (природная столовая, лечебно-столовая, лечебная), бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости (в том числе для использования в детском питании), тонизирующие напитки, алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию, пиво.

2. Специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов (далее – специализированные пищевые продукты); биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище, органические продукты.

3. Пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные микроорганизмы.

4. Пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в том числе ферментные препараты.

5. Косметическая продукция; средства и изделия гигиены полости рта.

6. Дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии)).

7. Товары бытовой химии.

8. Потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

9. Материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.
10. Предметы личной гигиены для детей и взрослых; предметы детского обихода до трех лет: посуда и изделия, используемые для питания детей, предметы по гигиеническому уходу за ребенком; одежда для детей (первый слой).

11. Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования).

Государственная регистрация продукции отечественного происхождения, представляющая потенциальную опасность для человека, проводится на этапе ее подготовки к производству. Импортная продукция, ранее не реализовывавшаяся на территории РФ, подлежит государственной регистрации до ее ввоза на территорию страны. Процедура осуществляется Министерством здравоохранения РФ, а также учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. По результатам рассмотрения предъявляемых заявителем документов регистрационный орган выдает заявителю регистрационное свидетельство установленного образца.

 

Оптовые продовольственные рынки.

Оптовые продовольственные рынки - это хозяйственная коммерческая структура, которая организует операции по купле-продаже сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров в определенных местах и по установленным правилам.

Основная цель создания оптовых продовольственных рынков (ОПР) заключается в стимулировании производства на основе взаимной заинтересованности производителя, оптового продавца и потребителя путем установления прямых хозяйственных связей, регулирования производства и сбыта продукции с учетом спроса.

Оптовые продовольственные рынки создаются:

§ для обеспечения круглогодичного снабжения населения свежими и качественными продуктами питания;

§ для сокращения потерь сельскохозяйственной продукции;

§ для предоставления поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности выхода на конкурентный рынок;

§ для ускорения товародвижения, взаиморасчетов и платежей;

§ для формирования объективной коммерческой информации о товаре, о спросе и предложении.

Под оптовым рынком понимают, с одной стороны, юридическое лицо, которое обеспечивает условия для осуществления оптовой торговли на определенной территории.

С другой стороны, оптовый рынок — это место проведения торговых операций, место купли-продажи конкурентоспособного сельскохозяйственного сырья и продовольствия оптовыми и розничными торговыми предприятиями и частными торговцами.

Оптовые рынки в отличие от ярмарок и бирж располагают собственным складским хозяйством.

 

Виды биржевых сделок.

Биржевой сделкой называется зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей Все виды биржевых сделок можно подразделить на:

Кассовые сделки т.е. сделки с ценными бумагами, подлежащие исполнению немедленно или в течение 2-3 (иногда до 7) дней после их заключения: этот вид сделок, как правило, занимает основной удельный вес в общем объеме биржевых сделок на фондовом рынке.

При этом существуют две основные разновидности кассовых сделок:
1. Покупка ценных бумаг с частичной оплатой заемными средствами, так называемые “сделки с маржой”, когда покупатель оплачивает собственными денежными средствами только частично стоимость ценных бумаг, остальная часть покрывается банковским кредитом, либо брокером в форме отсрочки платежа. Следует учитывать, что эти сделки являются достаточно рискованными, поскольку в них вовлекаются не только продавцы и покупатели, но и брокеры-кредиторы и коммерческие банки.

В России такие сделки предусматривались инструкцией Минфина “О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами“ № 53 от 06.06.92г., где минимальная маржа была установлена на уровне 50% от общей стоимости приобретаемых ценных бумаг. Таким образом, механизм покупки ценных бумаг в кредит строился на ограничении его размеров, а также предусматривал внесение залога под полученные заемные средства.

2. Продажа ценных бумаг, взятых взаймы. По этой сделке участник торговли, ожидающий понижения курса, продает ценные бумаги, которыми он не владеет, а получил напрокат, либо взаймы. Если ожидания продавца оправдываются, то он выкупает эти ценные бумаги по более низкому курсу и возвращает их брокеру-кредитору.

Срочные сделки, которые имеют сложную структуру, можно классифицировать:

1. В зависимости от времени проведения расчетов на: - сделки с оплатой в середине месяца; - сделки с оплатой в конце месяца.

2.В зависимости от механизма заключения на:
а) твердые (простые) сделки, т.е. сделки, обязательные к исполнению в установленный в договоре срок и по твердой цене. В ней фиксируется объем, курс продажи и срок исполнения. Эти сделки могут заключаться на курсовую разницу. При этом по истечении срока сделки один из контрагентов обязан уплатить другому сумму разницы между курсами в момент заключения сделки и фактическим курсом при ее исполнении.

б) фьючерсные сделки, т.е. сделки, которые имеют дополнительные преимущества по сравнению с твердыми (простыми) сделками, а именно:
- стандартные объемы и сроки поставки ценных бумаг;
- участие надежных видов ценных бумаг, которые гарантируют надежную поставку,
- высокая ликвидность из-за большого числа покупателей и продавцов, участие расчетной палаты биржи.

в) условные сделки или сделки премией т.е. сделки, в которых один из контрагентов за вознаграждение (премию) приобретает право исполнить сделку или отказаться от ее исполнения (опционы). Различают следующие виды опционов:
- опцион покупателя (call option) предоставляет право плательщику купить ценные бумаги по заранее оговоренной цене или отказаться от сделки.
- опцион продавца (put option) означает, что премия дает возможность контрагенту, ее уплатившему, продать ценные бумаги или отказаться от сделки.

Сроки погашения биржевых опционов, как правило, не превышают двух лет. Более того, в биржевых опционах одной из сторон сделки выступает расчетная палата биржи. Это обстоятельство делает риск неуплаты по сделке стандартизированными и лимитированным.

Пролонгированные сделки т.е. сделки, которые, как правило, заключаются на бирже на срок с целью получения курсовой разницы. Исполняются эти сделки во внебиржевом обороте в связи с тем, что биржевому спекулянту необходимо продлить (пролонгировать) сделку с прежними условиями ее исполнения с целью получения прибыли при достижении нового срока ее исполнения. Так, например, сделка репорт является пролонгированной срочной сделкой по продаже ценных бумаг “промежуточному” владельцу на определенный срок по цене не ниже цены ее обратного выкупа при наступлении срока исполнения сделки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.62 (0.012 с.)