Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка конкурентоспособности на основе индексов гражданского общества, качества государственного управления, восприятия коррупции и др.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе. Рассчитан по методике международной неправительственной организации Transparency International, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса. Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и экономическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций. Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов Индекса для каждой страны. Показатель государственного управления (Governance Research Indicator Country Snapshot, GRICS).
В настоящее время методика Всемирного банка основывается на наборе критериев качества государственного управления по определению Д. Кауфмана. Этот набор, в свою очередь, включает шесть индексов, характеризующих государственное управление:
· Право голоса и подотчетность, с помощью которого измеряются различные аспекты политических процессов, гражданских свобод и политических прав. Оценке подвергаются: степень возможности участия граждан в выборе правительства, степень независимости прессы.
· Политическая стабильность и отсутствие насилия включает группу показателей, измеряющих вероятность дестабилизации правительства и вынужденной его отставки в результате применения насилия (включая терроризм и насилие внутри страны). Данный индекс отражает, насколько качество государственного управления может вызвать необходимость резких перемен, смену политического курса, а также подрывает возможность мирных выборов управляющих структур гражданами.
· Эффективность правительства отражает качество государственных услуг, качество бюрократии, компетенцию государственных служащих, уровень независимости государственной службы от политического давления, уровень доверия к политике, проводимой правительством.
· Качество законодательства связано с проводимой политикой. С помощью него измеряются противоречащие рыночной экономике меры, такие как контроль уровня цен, неадекватный контроль банков, чрезмерное регулирование международной торговли и развития бизнеса.
· Верховенство закона измеряет уровень доверия граждан к законам общества и приверженность к исполнению этих законов. Он включает в себя показатели отношения граждан к преступлению, эффективности и предсказуемости законодательной системы, приверженности к контрактной системе.
· Контроль коррупции отражает восприятие коррупции в обществе, при этом коррупция понимается как использование общественной власти с целью извлечения частной выгоды. Индекс учитывает разные стороны явления, начиная от частоты «дополнительной оплаты за то, чтобы работа была сделана» до влияния коррупции на развитие бизнеса, а также существования «большой коррупции» на высоком политическом уровне и участия элит в коррупции. 26. Оценка конкурентоспособности и формирование конкурентных преимуществ региональных экономических систем. Конкурентоспособность региона — это:его роль и место в экономи пространстве России, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инвестиционный, ресурсный); обусловленное экономическими, социальными и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику;
способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условиянаращивания региональных ресурсов (инновационные, интеллектуальные, инвестиционные) для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВРП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений. Конкурентоспособность региона - способность выявлять, создавать и использовать конкурентные преимущества для удержания или улучшения своей позиции на рынках товаров среди соперничающих регионов. В свою очередь, Л.И. Ушвицкий и В.Н. Парахина предлагают уточнить определение конкурентоспособности региона, включив в него три основополагающих аспекта для наиболее полного отражения сущности рассматриваемого экономического явления: во-первых, необходимость достижения высокого уровня жизни населения (конкурентоспособность, обеспечиваемая населением); во-вторых, эффективность функционирования хозяйственного механизма региона (конкурентоспособность, обеспечиваемая производством); в-третьих, его инвестиционную привлекательность (конкурентоспособность финансов). Оценка конкурентоспособности региона может быть основана на определении уровня социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности регионов, экспертной оценки определения рейтинга региона по инвестиционной привлекательности на основе показателей оценки инвестиционного потенциала региона и уровня инвестиционных рисков. Методические подходы к оценке уровня социально-экономического развития региона: -количественные методы оценки на основе макроэкономических показателей для анализа тенденций социально-экономического развития региона; -рейтинговые оценки для анализа инвестиционной привлекательности региона; -оценки эффективности использования элементов социально- экономического потенциала для анализа конкурентных преимуществ региона. Каждая из этих групп методик оценки имеет свои разновидности. К количественным методам оценки на основе макроэкономических показателей социально-экономического развития относится оценка на основе интегральных показателей эффективности социально-экономического развития. Интегральность обеспечивается расчетом совокупности частных показателей, характеризующих динамику протекания отдельных процессов внутри региона. Выделяют 4 интегральных показателя: ИПСЭР 1 — интегральный показатель социально-экономического развития, ориентирован на экономические и социальные показатели региона с упором на ВРП; ИПСЭР 2 — интегральный показатель социально-экономического развития, рассчитанный по методике Г. Губанова, ориентирован на экономические показатели региона; ИКРТ — интегральный критерий развития территории, рассчитанный по методике И. Вистбакка и А. Шишкина, ориентирован на баланс экономических и социальных показателей; ИПУСБ — интегральный показатель уровня социального благополучия, рассчитанный по методике Института экономики УрО РАН, ориентирован на уровень социального благополучия населения региона; ИПСУБ — это результат деления интегрального показателя уровня жизни населения на интегральный показатель уровня социальной напряженности. На рынке конкурируют не только отдельные предприятия различных регионов, но функции, выполняемые регионами в народнохозяйственном разделении труда, то есть конкурентные преимущества отдельных регионов. Конкурентоспособность региона, как и страны в целом, зависит от сравнительных преимуществ: во-первых, данных природой; во-вторых, обусловленных эффективностью функционирования общественно-политической и государственно-правовой систем (наличие эффективной государственной стратегии развития, взаимодействие федеральных и региональных органов власти, управляемость региона, эффективность налоговой и ценовой политики и т.д.); в-третьих, определяемых уровнем развития науки, техники, технологий, а также организацией использования научно-технических достижений в производс твенном процессе региона. Иными словами, конкурентоспособность региона напрямую зависит от уровня развития в нем науки и от степени материализации научных результатов в управленческих решениях региональных органов власти и производственном процессе хозяйствующих структур. Кроме того, конкурентоспособность региона зависит от уровня жизни и доходов его населения, уровня социального обслуживания и развития инфраструктуры, экологического состояния и некоторых других социальных факторов.
Конкурентные преимущества каждого региона могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные конкурентные преимущества региона связаны с наличием уникальных ресурсов и возможностей в данном регионе (географическое положение, минеральные ресурсы, пейзажи, сочетание производств и др.). Относительные конкурентные преимущества обусловлены лучшими по сравнению с другими регионами возможностями или условиями производства и сбыта той или иной продукции или предоставления услуг (себестоимость, качество, упаковка, доступность и т.д.). В качестве конкурентных преимуществ выступает не только количественные параметры или доля рынка, но и качественные характеристики функций региона, товаров или услуг, выпускаемых его предприятиями. Конкурентные преимущества нужно также разделить на ф актические, или реализованные и потенциальные, то есть не используемые в настоящее время Следует акцентировать внимание на ресурсах и условиях, способствующих формированию регионального бизнес-климата:
- развитость инфраструктурного комплекса региона; - состояние окружающей среды; - качество рабочей силы; - научно-исследовательский потенциал и степень его реализации в хозяйственной деятельности компаний; - политика региональных властей в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Эти и ряд других параметров регионального хозяйствования в совокупности и со- ставляют то, что называется региональными конкурентными преимуществами. Ключевым звеном, на наш взгляд, в системе обеспечения конкурентоспособности является выявление и мобилизация конкурентных преимуществ, которые определяются не только уровнем факторов и ресурсов, но и спецификой регионального развития. Конкурентные преимущества региона — это более выгодные позиции региона в конкурентном взаимодействии с другими регионами. Kонкурентные преимущества и позиции региона, стабильное развитие региональной экономики находятся в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического потенциала. Соответственно, конкурентоспособность региона есть его способность реализовывать имеющийся экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.). Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом (по М. Портеру [2]), осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства — конкуренция на основе инвестиций — конкуренция на основе нововведений — конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад. Конкурентное преимущество региона обеспечивается (см. табл. 1) — на первой стадии — благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом); — на второй стадии — на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами); — на третей стадии — за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»; — на четвертой стадии — за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью. Но уже сегодня существует объективная потребность в инновационной «наполненности» привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания, образование — и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.012 с.) |