Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие теории конкуренции и конкурентоспособности в трудах Смита, Милля, Маршалла, Курно, Вайолет, Шумпетера,Долан, Линдсей, Хайне.

Поиск

Первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкуренции появились в середине XVIII в. в классическом направлении экономической мысли.

Конкуренция трактовалась в концепциях того времени как сила, ограничивающая стихийную борьбу хозяйствующих индивидов и способствующая активизации экономической жизни общества. Ранние представители классической политической экономии и, прежде всего, Уильям Петти, Пьер Л. де Буагильбер с функционированием и развитием конкурентных отношений связывали реализацию принципа социальной справедливости, обосновывая в этой связи понимание капиталистического строя как вечного и естественного.

Теория же классической конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» [1], где он впервые доказал, что конкуренция приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономический эффект, и в этом смысле А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — автоматическим равновесным механизмом. На примере ценовой конкуренции он доказал ряд существенных положений, ставших в последствии постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей».

Джон Стюарт Миль, продолжая традиции классической школы экономической мысли полагал, что: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования» [8].
Неоклассическая школа, расцвет которой приходиться на конец XIX — первую треть XX века, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему, конкретизировав экономический анализ, связывала конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести.
Так значительными можно признать концепции Альфред Маршалла. Им были подвергнуты критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке позволили создать основы теории новой модели конкуренции — монополистической. Развивая основные положения классиков, А. Маршалл более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности.

Маршалл полагал, что спрос и предложение равнозначны в оп­ределении цены. При анализе цены он рассматривал представи­тельную фирму, т.е. фирму со средними отраслевыми характеристи­ками. По мнению Маршалла, существует совершенная конкурен­ция, т.е. конкуренция, "не испорченная" ни вмешательством госу­дарства, ни монополией. Он утверждал, что в этих условиях с рос­том цены предложение товаров растет, а платежеспособный спрос падает. Это положение он проиллюстрировал графически, изобра­зив так называемый "маршаллианский крест" (рис. 5). На верти­кальной оси Q показано количество товара в натуральных едини­цах, Р — цена, Р0 равновесная цена. Этот график — пример типичного устойчивого равновесия для товара, подчиняющегося закону убывающей отдачи. При постоянной отдаче цена предложения одинакова для всех количеств товара. "Когда спрос и предложе­ние пребывают в равновесии, — пишет Маршалл, — количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равно­весным количеством, а цену, по которой он продается, — равновес­ной ценой" 15.

Рис. 5. "Маршаллианский крест"

Одним из представителей математической школы, исследовавшим данную проблему, является А. Курно. Им были заложены основы теории чистой монополии и теории дуополии. Кроме того, А. Курно также сформулировал идею о том, что совершенная конкуренция есть предельный случай из целого спектра рыночных структур, определенных в терминах количества продавцов.
Конкуренция в своем развитии идет от простейшего случайного конкурентного отношения продавца и покупателя через развернутое соперничество ограниченного круга субъектов рынка к свободной конкуренции. Именно здесь, по нашему мнению, кроется основное противоречие формирования понятия конкуренции как экономической категории. Соперничество продавца и покупателя регулируется частными, внутренними мотивами их деятельности и взаимным принуждением их сталкивающихся интересов. Каждый борется за полную реализацию своего частного интереса, за установление своей монополии и устранение негативного воздействия конкурента. Поэтому, конкуренция способствует адаптации деятельности экономических субъектов к постоянно меняющимся условиям конкурентной среды, а также потребительских предпочтений, в целях достижения желаемых результатов.

Определенный вклад в обоснование и развитие новых концепций «монополистической» и «несовершенной» конкуренции внесли Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер и другие представители классической экономической теории.

Значительный вклад в совершенствование теории конкуренции внесла английский экономист Дж. Робинсон, последовательно обосновывающая теорию несовершенной конкуренции. По мнению Дж. Робинсон: «Всякий отдельный производитель обладает монополией на свою продукцию — это в достаточной мере очевидно, и если большое их число выступает с продажами на совершенном рынке, то возникает положение, которое мы привыкли описывать как совершенную конкуренцию»

Следует отметить, что работы «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсона и «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Эти работы были обусловлены необходимостью переосмыслить действие рыночного механизма с учетом роли таких факторов, как ограниченное количество продавцов, дифференциация продукта, издержки сбыта, с учетом значения взаимодействия продавцов на рынке неценовых форм конкуренции.

Говоря о совершенной конкуренции, Й. Шумпетер отмечал: «... это не тот вид конкуренции, который может быть отнесен за счет существующих товаров, но этот вид конкуренции может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре, новой технологии, новых ресурсах или новом типе организации». В своих трудах Й. Шумпетер особое внимание уделяет инновационной деятельности в условиях развития конкуренции. Автор оправдывает любую степень монополизации рыночной системы, если она служит ускорению научно-технического прогресса.


Австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек рассматривает конкуренцию не только как соперничество за более прибыльное приложение капитала, но и как процедуру открытия таких факторов, которые без обращения к ней оставались бы никому неизвестными или, по меньшей мере, неиспользуемыми.


Э. Д. Долан и Д.Е. Линдсей в работе «Рынок: Микроэкономическая модель» об олигополии и олигополической взаимосвязи говорил так: «Главная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существует несколько конкурирующих компаний». Организации при условиях олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной кривой и условий спроса. Но, кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением: действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое организация может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик товара, зависит не только от реакции потребителей, но и от того, как на это отреагируют другие организации, которые также являются участницами данного рынка. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Но олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнее имеет место тогда, когда организации-олигополисты представляют возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка.

П. Хейне о том, что конкуренция является следствием редкости. «Редкость — это отношение между наличием и желательностью, или между спросом и предложением. Редкие блага приходится тем или иным образом распределять. Распределение предопределяет использование критериев отбора, определяющих, кому сколько достанется. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам».
Вообще ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.

Таблица 1 Теории конкуренции

 

 

Направления н их представители Период формирования Основные идеи
А. Смит XVI-XVII вв. Конкуренция - это совокупность попыток взаимонезависимых продавцов установить контроль на рынке.
Дж. Милль 1806—1873 «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования»
А. Маршалл 1842—1924 По мнению Маршалла, существует совершенная конкуренция, т.е. конкуренция, "не испорченная" ни вмешательством государства, ни монополией. Он утверждал, что в этих условиях с ростом цены предложение товаров растет, а платежеспособный спрос падает.
А. Курно 1801 - 1877 «Конкуренция в своем развитии идет от простейшего случайного конкурентного отношения продавца и покупателя через развернутое соперничество ограниченного круга субъектов рынка к свободной конкуренции.»
Дж. В. Робинсон 1903—1983 По мнению Дж. Робинсон: «Всякий отдельный производитель обладает монополией на свою продукцию — это в достаточной мере очевидно, и если большое их число выступает с продажами на совершенном рынке, то возникает положение, которое мы привыкли описывать как совершенную конкуренцию» максимального общественного благосостояния.
Й. Шумпетер 1883 — 1950 Говоря о совершенной конкуренции, Й. Шумпетер отмечал: «... это не тот вид конкуренции, который может быть отнесен за счет существующих товаров, но этот вид конкуренции может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре, новой технологии, новых ресурсах или новом типе организации»
Ф.А.Хайек 1899 - 1992 Конкуренция рассматривается не только как соперничество за более прибыльное приложение капитала, но и как процедура открытия таких факторов, которые без обращения к ней оставались бы никому неизвестными или, по меньшей мере, неиспользуемыми.
Э.Д. Долан и Д.Е Линдсей XX в. «Главная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существует несколько конкурирующих компаний».
П. Хайне 1931 - 2000 Конкуренция является следствием редкости. «Редкость — это отношение между наличием и желательностью, или между спросом и предложением. Редкие блага приходится тем или иным образом распределять. Распределение предопределяет использование критериев отбора, определяющих, кому сколько достанется. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.160.29 (0.008 с.)