Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики систем и системного подхода в исследованиях

Поиск

Системный подход – подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существен­ным образом влияющие на исследуемые результаты его функ­ционирования, а цели каждого из элементов определены исхо­дя из общего предназначения объекта.

При использовании системного подхода организация рассматривается как система, состоящая из элементов и подсистем, обособленных между собой, но взаимосвязанных и взаимодей­ствующих. Однако, несмотря на то что элементы являются обособ­ленными, изменение одного элемента ведет к изменению в других элементах и подсистемах.

При этом необходимо изучать функционирование системы в динамике.

В основе системного подхода лежат следующие особенности:

– при исследовании объекта как системы каждый элемент описывается с учетом его места в целом;

– в любом системном исследовании возникает проблема управ­ления;

– исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования;

– для системного подхода специфична проблема порождения свойств целого из свойств элементов, и наоборот;

– в системном исследовании недостаточны чисто причинные объяснения функционирования и развития объекта (целесооб­разность поведения не всегда соответствует причинно-след­ственным схемам);

– источник преобразования системы или функций находится обычно в самой системе;

– самоорганизация систем связана с целесообразным поведени­ем, допущением множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

Основные черты системного подхода

1. Системный подход – одна из форм методологи­ческого знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам (первая черта систем­ного подхода).

2. Вторая черта системного подхода – иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучения самого предмета – «собственный» уровень; изучения этого же предмета как элемента более широкой системы – «вышестоящий» уровень и, наконец, изучения этого предмета в соотношении с составляю­щими данный предмет элементами – «нижестоящий» уровень.

3. Следующая черта системного подхода – изучение интегративных свойств и закономерностей систем и комплексов систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого.

4. Важной чертой системного подхода является его нацеленность на получение количественных характеристик, создание мето­дов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок. Системный подход требует рассматривать проблему не изолиро­ванно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущ­ность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

При исследовании объекта системный подход использует различ­ные науки и методы. К ним относятся: информатика; исследование операций; теория управления; теория организации; общая теория систем; системотехника и др.

Общая теория систем (ОТС) – подход к науке о системах, выдвинутый австрийским биологом Л. Берталанфи, в соответст­вии с которым системы любой природы могут быть изучены путем отыскания структурного сходства законов, установлен­ных в различных дисциплинах, обобщения этих законов, вы­вода обобщенных закономерностей.


Алгоритм анализа и оценки конкурентоспособности

Конкурентоспособность предприятия — это его способность успешно соперничать на рынке и получать относительно конкурентов экономические выгоды.

Конкурентный статус (конкурентная позиция) предприятия — совокупность сильных и слабых сторон организационно-экономического положения предприятия на отраслевом и региональных рынках товаров и услуг относительно главных его конкурентов, достигаемого методами и средствами, не противоречащими положениям антимонопольного законодательства Российской Федерации. Конкурентный статус — позиция в конкуренции, своеобразный измеритель положения на рынке.

Конкурентный статус предприятия непосредственно зависит от его конкурентных преимуществ, которые в большей своей части зависят от эффективности использования разных видов ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего сервисного обслуживания покупателей.

Каждое предприятие обладает большим многообразием свойств (характеристик). Для оценки их необходимо свести в однородные группы, определить количественные и качественные показатели и методику их измерения. Учесть все характеристики предприятия невозможно, поэтому следует выбирать наиболее важные группы и наиболее важные свойства в группе. Поэтому оценка конкурентоспособности компании зависит от целей анализа; практической возможности получения нужной информации; используемой методики измерения показателей.

Принципы оценки конкурентоспособности аналогичны принципам оценки конкурентоспособности товаров: комплексность и относительность. Комплексность оценки означает необходимость анализа совокупности (комплекса) критериев. Относительность предполагает сравнительный характер оценки, сравнения с конкурентами

Алгоритм определения конкурентоспособности предусматривает:

определение цели оценки;

определение областей (видов деятельности), учитываемых при анализе;

выбор базы сравнения;

определение характеристик, подлежащих измерению;

оценка выбранных характеристик;

расчет обобщенного, интегрального показателя конкурентоспособности;

выводы о конкурентоспособности.

В качестве характеристики конкурентоспособности можно рассматривать степень соответствия предприятия ключевым факторам успеха на рынке. В этом случае конкуренты не просто сравниваются — оцениваются их способности к достижению успеха.

Оценить конкурентоспособность организации можно также на основе сравнительного анализа устойчивости предприятия и его основных конкурентов к возможным рискам на рынке. Если рассматривать риски только как негативные проявления среды, то подобный анализ выявляет требования к деятельности предприятий отрасли, а более высокая устойчивость предприятия свидетельствует о более высокой конкурентоспособности.

Маркетинговые подходы к оценке конкурентоспособности, в отличие от финансово-экономических, в большей степени оперируют качественной (обычно экспертной) информацией. При этом общий подход к оценке конкурентоспособности (как предприятия, так и его продукции) заключается в выборе перечня характеристик, определении их относительной важности (веса в общей оценке, %) и оценке этих характеристик для предприятия и его основных конкурентов.

Е.П. Голубков предлагает для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов результативности деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.

Показателем конкурентоспособности организации является доля предприятия на рынке: чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше ее конкурентоспособность. Доля рынка предприятия и темп роста рынка свидетельствуют об эффективности маркетинговой деятельности предприятия, которая проявляется в наличии спроса на продукцию предприятия. При увеличивающейся или неизменной доле предприятия можно говорить о том, что предприятие на рынке конкурентоспособно. Если же доля предприятия на рынке снижается, то это значит, что оно не способно конкурировать.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.007 с.)