Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индекс Херфиндаля -Хиршмана.

Поиск

Для оценки монопольной власти также используют показатель, определяющий степень концентрации рынка на основе индекса Херфиндаля — Хиршмана (I). При его расчете используют данные об удельном весе продукции предприятия в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции предприятия в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При расчете индекса все предприятия ранжируются по удельному весу от наибольшего до наименьшего:

§ IHH - индекс Херфиндаля — Хиршмана;

§ S1 — удельный вес самого крупного предприятия;

§ S2 — удельный вес следующего по величине предприятия;

§ Sn - удельный вес наименьшего предприятия.

Если в отрасли функционирует лишь одно предприятие, то S1 = 100 %, а IHH= 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых предприятий, то S = 1 %, а IHH= 100.

Высоко монополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля — Хиршмана превышает 1800.

 


42. Коэффициенты рыночной концентрации, относительной концентрации, Розенблюта (Холла-Тайдмана)

Индекс рыночной концентрации:

Индекс концентрации (concentration ratio) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

где Yi - рыночная доля i -той фирмы; k - число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли (при этом k, n - число фирм в отрасли). Рыночная доля измеряется в относительных долях (0k=n очевидно Yk =1. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль. Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.

Недостаточность индекса концентрации для характеристики потенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отражает распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами - между фирмами-аутсайдерами. Для решения этой проблемы в странах Европейского экономического сообщества активно используется индекс Линда,3 характеризующий соотношение долей крупнейших фирм на рынке. Кроме того, дополнительную информацию о распределении рынка между фирмами предоставляют другие показатели концентрации.

Коэффициент относительной концентрации:

рассчитывается как отношение долей крупных игроков рынка к доле их суммарных продаж в общем объеме продаж на рынке:

Кj = Дк / Дп,

где Дк – доля крупных участников рынка относительно общего количества компаний на рынке; Дп – доля продаж крупных участников относительно общего объема продаж на рынке.

Коэффициент Ко выражается абсолютными значениями. Чем он ближе к нулю, тем более высокая степень концентрации конкурентов складывается на рынке. При наличии совершенной конкуренции, когда отсутствуют доминирующие компании, значение Ко приближается к единице.

Преимущества этого индекса в том, что он учитывает количество участников, работающих на рынке, их доли. Однако отсутствуют строгие рекомендации о том, какое количество основных игроков необходимо принимать в расчетах
Коэффициент энтропии – показатель, отражающий среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины.

Индекс энтропии показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

,

где i=1,2:..n.

Индекс энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке. Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между фирмами рынка: чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену. Для сравнения показателей энтропии часто используют относительный показатель энтропии:

Коэффициент Розенблюта (Холла- Тайдмана). Рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм на рынке и их рыночных долей следующим образом: (формулу скопировать не получилось но ее легко найти в инете)

 

где Ri - ранг i-гo предприятия на рынке (по убывающей, самое крупное предприятие имеет ранг 1); si - доля продаж i-го предприятия на рынке.

Максимальное значение индекса равно 1 (в условиях монополии), минимальное 1 / n (n - число предприятий в отрасли). По экономическому смыслу данный показатель сходен с индексом Герфиндаля-Гиршмана, однако к достоинствам коэффициента Холла-Тайдмана следует отнести возможность учета соотношения размеров предприятий - крупных продавцов, что помогает провести более глубокий анализ рыночной структуры отрасли.

Основными показателями рыночной (монопольной) власти предприятий являются коэффициенты Бейна, Лернера и Тобина. Из-за сложности расчетов коэффициенты Бейна и Тобина редко употребляются в практике антимонопольных органов за рубежом. Вместе с тем коэффициент Лернера достаточно доступен и для расчетов, и для экономической интерпретации полученных результатов.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.210 (0.01 с.)