Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории.

Поиск

Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории.

Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому её определения различны. Самое общее: Экономическая теория – это наука об основах хозяйственной жизни общества. А хозяйственная жизнь общества – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни. Вот такая вот простая схема. Хотя, о чем это я? Далеко она не простая. Но обо все по порядку.

Эта самая хозяйственная жизнь базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы (вот Россия например, для получения нужных благ нещадно имеет…простите, использует своих граждан), которые в большинстве случаев ограничены, а потому их надо использовать как можно более эффективно (слышишь, Медведев? Эффективно!).

Таким образом, в экономике можно выделить три основные задачи (это не я придумал, а Пол Самуэльсон):

 

1. Какие блага производить, и в каких количествах?

2. Как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью каких технологий?

3. Для кого производить?

 

Большей частью экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, и как общество решает ключевые экономические задачи. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций (нахрена она, спрашивается, нужна тогда). Подобный подход называют позитивным (о да, позитивное бездействие), а аналитическую часть экономической теории – позитивной экономической теорией. В отличие от позитивной, нормативная экономическая теория дает рекомендации, рецепты действий. Естественно, что эта часть экономической теории вызывает наибольшие споры среди экономистов. Стоит ещё отметить, что экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют её закономерности и обобщают их. Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйственной жизни закономерности называют экономическими законами. Но стоит отметить, что экономические законы, как и все законы общественных наук, намного менее четки и строги, чем законы более точных наук (именно поэтому все мы любим Эйнштейна гораздо больше, нежели Адама Смита…). В экономике можно найти следующие законы – закон спроса, закон стоимости и т.д.

И напоследок, немного о функциях экономической теории:

- методологическая (как надо познавать экономическую действительность)

- теоретическая (описывает различные экономические законы)

- практическая (в нашей стране она явно отсутствует…)

- вспомогательная

 

Функции: 1.методологическая - как надо познавать экономическую действительность, опред. объект, предмет и др. 2. теоретическая - раскрывает и описывает объективные экономические законы, научный анализ хоз. практики 3. практическая 4.вспомогательная - мировоззренческая, образовательная, идеологическая.

 

Экономическая теория изучает, каким образом люди делают выбор в распределении редких ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять экономические блага для удовлетворения своих неограниченных потребностей. Предмет: 1. экономические отношения, 2. экономическое поведение, 3. связи и взаимосвязи, которые возникают посредством экономических отношений. Экономические категории: труд, рынок, стоимость, займы, инфляция, денежная масса, капитал, спрос, предложение, баланс, уровень жизни, бюджет, издержки, инвестиции, з/п, безработица и др. Экономический закон - наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Проверенные и успешно применяемые для хоз. жизни закономерности. Законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления(законы спроса, предложения, ден. массы и т.д.). Предмет- отношения в сфере торговли (обращения). Функции: 1.познавательная (изучает и объясняет процессы и явления экономической жизни общества), 2. практическая (прагматическая) - разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т. д., 3. прогнозно-прагматическая (разработка и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития).

 

Методы экономической теории.

Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

позитивный метод отрицает прицинно-следственные связи, а вместо них выдвигает "принцип всеобщей зависимости"))ошибка во втором ответе!+ метод- совокупность приемов, принципов с помощью которых опред. пути достижения цели.


В экономической теории широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход и методы моделирования.

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности – категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных видов товаров, производимых в мире, мы объединяем их в одну экономическую категорию – товар.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ) так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег, мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать). Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (то есть комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Моделирование отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними. Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель, если этим показателям и связям задают количественные значения, то на базе текстовой можно построить графическую, математическую и компьютерную модели.

 

Методология - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Методол. подход 2ух типов: 1. нормативный (основан на жестких постулатах политического, философского, религиозного мировоззрений- подход называет оценку факта и отвечает на вопрос: каким должен быть факт?), 2. позитивный (причинно-следственная связь-- причины всеобщей взаимозависимости, претендует на социальную нейтральность). Метод - совокупность приемов и принципов, с помошщью котор Методы экономической науки: 1. материалистической диалектики (в России), 2. субъективный и объективный (идеализм - Запад, влияние экономического психологизма). Методы: Системный подход -> метод абстракции > анализ > наблюдение и сбор данных (эмпирический); Логический> исторический > синтез > методы индукции и дедукции; Моделирование > эксперимент> графики > экономико-математические методы.

Виды рынков и их функции.

По территориальному признаку:

1. местный

2. региональный

3. национальный

4.

По субъектам, вступающим в обмен:

1. рынок потребителей

2. производителей

3. промежуточных продавцов

4. государственных учреждений

По объектам обмена:

1. рынки средств производства

2. рынок товаров и услуг

3. финансовый

4. рынок интеллектуальной собственности

С учетом ассортимента:

1. замкнутый

2. насыщенный

3. смешанный

По степени соблюдения законности:

1. легальный (официальный)

2. нелегальный (теневой)

3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

1. равновесный (спрос = предложение)

2. дефицитный(спрос > предложение)

3. избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

1. свободный

2. регулируемый

Алсо, рынки бывают:

По виду продаваемых товаров: сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информации, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда.
По масштабу территории: мировой, зональный, национальный, внутренний и внешний(внутри страны).
С точки зрения соответствия законодательству: легальный, нелегальный: теневой, черный.
По уровню конкуренции: высококонкурентный, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции, чисто монополистический (закрытый).

 

Итак, господа, виды рынков. Рынок как механизм состоит из отдельных (малых) рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции. Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализации и по отдельным специальностям.

Все выделяют пять функций рынка: ценообразующую, информационную, регулирующую, сканирующую и посредническую. Поговорим понемногу о каждой.

Ценообразующая – как следует из названия, эта функция помогает образовывать цены. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. В процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Информационная – тут тоже вроде бы все ясно. Цена, складывающаяся на каждом рынке, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном качестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.

Регулирующая – и тут все ясно, что ж ты будешь делать. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал ещё Адам Смит.

Посредническая – рынок выступает посредником между производителем и потребителем, позволяя им найти наиболее выгодные варианты купли-продажи.

Сканирующая – рынок постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Использую конкуренцию, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий (этакий экономический Каратель).

На этой веселой ноте мы и закончим повествование о видах и функциях рынков.

 

Виды конкуренции.

1. Понятие, основные виды конкуренции

Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

 

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

 

Положительные стороны конкуренции:

1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3) конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8) конкуренция вводит новые формы управления.

 

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

1) при его производстве:

а) производительность труда;

б) уровень налогообложения;

в) внедрение научно-технических разработок;

г) размеры прибыли предприятия;

д) величина оплаты труда.

 

2) при его потреблении:

а) продажная цена товара;

б) качество;

в) новизна;

г) послепродажное обслуживание;

д) уровень предпродажной подготовки.

 

Существует шесть видов конкуренции:

1) функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3) предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

 

5) скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:

а) продажа личного товара по цене конкурента;

б) снижение цены потребления товара;

6) незаконные методы:

а) антиреклама товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка).

 

2. Формы и методы конкуренции

Различают три формы конкуренции:

1) функциональную;

2) видовую (личностную);

3) предметную.

 

Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

 

Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).

Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.

 

Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):

 

Методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;

5) на основе повышения качества управления;

6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

 

Ценовая конкуренция. Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

 

Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

 

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

1) промышленный шпионаж;

2) переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

3) выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.

3. Конкуренция по степени интенсивности

 

Интенсивность конкуренции – характер и степень противостояния конкурентов

одной отрасли или на одном рынке. На конкурентную ситуацию влияют меры государственного регулирования отрасли – ограничения импорта, запреты на экспорт и т. п., что способно как увеличить, так и уменьшить привлекательность отрасли. Для степени интенсивности конкуренции используют обычно модель Майкла Портера. Она описывает функционирование конкурентной среды в рамках пяти основных конкурентных сил:

 

1. Угроза выхода на рынок новых компаний – добавляют в отрасль новые производственные мощности и тем самым уменьшают рыночные доли существующих конкурентов;

 

2. Рыночная власть поставщиков влияет на цены и качество поставляемых продукции, услуг, что отражается на рентабельности отрасли. Условия, при которых рыночная власть поставщиков высокая:

а) доминирование нескольких поставщиков;

б) большая концентрация в отрасли поставщиков, нежели чем в отрасли производителей;

в) недоступность товаров-заменителей;

г) незначимость производителя для поставщиков;

д) важность продуктов поставщиков для производителя;

е) высокая дифференциация поставщиков;

ж) высокие издержки производителя по смене поставщика;

з) возможности поставщика по прямой интеграции с производителем.

 

3. Рыночная власть покупателей выражается в их способностях понижать цены в отрасли, путем уменьшения количества покупаемых ими товара, или требовать лучшего качества продукта за ту же цену. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей:

а) большая концентрация, чем в отрасли производителя;

б) большие объемы покупок;

в) недифференцированные или стандартные товары, услуги производителя;

г) угроза обратной интеграции покупателя с производителем;

д) открытость информации о составе затрат производителя;

е) высокая ценовая эластичность спроса в отрасли;

 

4. Угроза появления товаров-заменителей. Наличие заменителей устанавливает верхнюю границу цены на продукт в отрасли. Когда цены существующих товаров поднимаются выше данной границы, покупатели могут переключиться на товары-заменители.

 

5. Конкуренция между существующими компаниями в отрасли – ядро модели Портера. Интенсивность конкуренции между фирмами будет высокой, если в отрасли присутствуют: большое количество фирм, небольшая степень их дифференциации, низкий темп роста отрасли, высокие фиксированные затраты, стратегическим или эмоциональным причинам.

Интенсивность конкуренции также зависит от типа взаимодействия между конкурентами и скорости происходящих в отрасли процессов.

4. Понятие конкурентоспособности

 

Конкурентоспособность – это сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара – это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента.

 

Конкурентоспособность товара определяется следующими факторами:

а) качество производимой продукции определяется новейшими технологиями и квалифицированным персоналом;

б) профессионализмом директората;

в) низкой себестоимостью;

г) реклама (прорекламированный товар обладает большим спросом, а значит и предложением).

 

Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов:

1) технических;

2) экономических;

3) социально – организационных.

 

Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты и т. д.) и эргономические показатели.

 

Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт и т. д. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.

 

Наиболее конкурентоспособен не тот товар за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Социально-организационные параметры – учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются и отличия.

 

Конкурентоспособность фирмы – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

 

Термин «конкурентоспособность» – это:

а) многовариантность (под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли);

б) относительность (конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других);

в) различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне товара, предприятия, отрасли и т. д.

5. Основные субъекты рынка и механизм конкурентного установления равновесной цены

 

Равновесная цена – цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.

 

При равновесной цене:

– цена, при которой спрос и предложение равны друг другу;

– цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

– цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

 

Конкуренция является двигающим механизмом рынка. Конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия цен на рынке. Немаловажно, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.

 

Именно конкуренция движет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства, в конечном счете, означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.

 

Участники рыночных сделок могут осуществлять обмен и по неравновесным ценам, поскольку не знают равновесных. В этом случае на рынке возникает дефицит или избыток, и участники обмена, обнаружив, что их желания, представленные соответствующими функциями спроса и предложения, оказываются недостижимыми.

 

Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов:

1) государство – предметом его купли, являются: товары общественного и государственного пользования. Предметом продажи, в свою очередь – услуги государственных организаций и учреждений, земля, природные ресурсы, жилье, лицензии;

2) предприятия – предмет их купли: рабочая сила, земля, природные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, товары, деньги, ценные бумаги. Предмет продажи: товары, услуги, принадлежащие им имущественные ценности, интеллектуальная собственность;

3) домашние хозяйства – предмет купли: потребительские товары, услуги, имущественные ценности, а предметом продажи – труд, имущественные ценности, товары и услуги.

 

* Конкуренция- одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке.

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.

Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Три основные предпосылки, необходимые для функционирования механизма конкуренции:

1) равенство экономических агентов, действующих на рынке(зависит от количества фирм и потребителей)

2) характер производимой ими продукции (степень однородности продукта)

3) свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур)

 

Рынок земли. Рента.

Земля – фактор производства или производственные ресурсы, данные самой природой, т. е. все естественные ресурсы (земли, леса, воды, месторождения). Этот вид ресурса приносит собственнику доход в виде ренты.
Земля как фактор производства имеет следующие особенности:
1) в отличие от других факторов производства земля невоспроизводима по желанию, т.е. ее количество ограничено;
3) земля не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли в другую, с одного предприятия на другое, т.е. она недвижима;
4) земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и повышает свою производительность.
5) земля изначально – бесплатный дар природы, что говорит об условности ее стоимости. Тем не менее, она имеет рыночную стоимость, которая зависит от ее плодородия, климатических условий, месторасположения и т.д., то есть о того, сколько выгоды она способна обеспечить предпринимателю или потребителю.
Одна из основных особенностей рынка земли в том, что рыночный спрос выступает единственным фактором, определяющим цену земли или ренту. Из-за ее ограниченной площади предложение земли в общественном масштабе абсолютно неэластично. На графике это выглядит как прямая вертикальная линия. Можно повысить производитель­ность земли, улучшить ее качество, повысить рыночный уровень ренты как платы за землю или снизить его до минимума, но количество совокупного предложения земли увели­чить невозможно.
Для конкретного пользователя землей дело обстоит несколько иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов.
Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается тем, что в условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды. Каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.

Важно различать два понятия: “землевладение” и “землепользование”.

Землевладение означает право физического или юридического лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Чаще всего под землевладением подразумевают право собственности на землю. Его осуществляют собственники земли.

Землепользование – это пользование землей в установленном порядке, которое называется арендой.

Чаще всего в реальной жизни субъектами землевладения и землепользования являются разные лица. В связи с этим между ними возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму – земельную ренту.

Рента – это цена за использование земли и других природных ресурсов.
Если экономисты-классики на рубеже XVIII в. понятие ренты сводили лишь к ренте земельных участков и рудников, то сегодня, в зависимости от вида природных ресурсов, выделяют ренту: земельную (в том числе дифференцированную), в добывающей промышленности, на строительные участки, монопольную, на человеческий капитал.
Экономической рентой называют платежи владельцам факторов производства, превышающие альтернативную стоимость этих факторов. Если фактор производства не имеет альтернативных вариантов использования, его альтернативная стоимость равна нулю, а весь доход от его применения выступает в форме ренты.
На рынках факторов производства земля, ее ресурсы и недвижимость включены в товарный оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив замещения во многих сферах хозяйствования. Экономическую ренту они приносят потому, что их предложение на рынках неэластично или недостаточно эластично.
Дифференциальная земельная рента связана с различиями в естественном плодородии участков земли, что обуславливает их различную предельную производительность, а, следовательно, и получение более высокого дохода при одинаковых затратах.
Выплаты владельцу фактора, предложение которого в коротком периоде фиксировано, называют квазирентой, т. е. будто бы рентой, поскольку в длительном периоде, когда все факторы становятся переменными, эти платежи исчезают, а собственно экономическая рента сохраняется и в длительном периоде.

 

Национальная экономика.

Национальная экономика является предметом изучения макроэкономики. Н.э – методически сложившаяся в определенных (нац.) территориальных границах система общественного воспроизводства.Основные проблемы:- экономический рост;- безработица;- инфляция;- валютный курс и платежный баланс (внешняя экономика). Простая модель экономики (кругооборот доходов и продуктов). Внутренний поток (Фирма→Домашнее хозяйство. Ф.выплачивает Д\х зарплату в обмем на факторы производства. Д\х выплачивает деньги Ф (С-М, где С-общие потребительские расходы, М-расходы на импортные товары), что отражается на внешнем потоке). Д\х платят государству Т(налоги), банку и тратит деньги на импортные товары (М). Государство платит Ф. G(госрасходы). Банк платит Ф. I(инвестиционные расходы фирм). Заграница платит Ф. Х(расходы иностранных резидентов на экспортные товары). И все это опять через Ф к Д\х.

 

Движение общественного продукта и доходов можно представить в виде круговорота, совершаемого между основными субъектами национальной экономики: дом. Хозяйствами, предприятиями и государством, а также заграницей. Посредники в круговороте – все основные рынки факторов производства, готовых товаров, финансов(и ценных бумаг) и мировой рынок.

 

*Национальная экономика является предметом изучения макроэкономики.
Основные проблемы:
- экономический рост;
- безработица;
- инфляция;
- валютный курс и платежный баланс (внешняя экономика).

Цели маркоэкономики:
- высокий и стабильный рост;
- низкая безработица;
- низкая инфляция;
- избежание дефицита и чрезмерного колебания курса.

Противоречие в том, что ускорение роста приводит к повышению инфляции и дефицитности платежного баланса.
Экономике государства присуща нестабильность.

 

Содержание и методика расчета по базе ВВП производных макроэкономических показателей.

Система национальный счетов(СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Рассмотрим важнейшие показатели СНС, характеризующие движение ВВП на различных его стадиях.

Чистый внутренний(национальный) продукт (ЧВП или ЧНП) – ВВП за вычетом амортизационных отчислений. Это сумма конечной продукции и услуг, оставшаяся для потребления после вычета суммы списанного оборудования. С помощью этого показателя можно измерить годовой объем выпуска, который экономика(предприятия, гос-во) в состоянии произвести, не сокращая производственные возможности. Это чистые инвестиции. Амортизация же является частью валовых инвестиций и входит в ВВП.

Национальный доход(НД) – сумма дохода всего населения, полученная от труда и владения имуществом(землей, домами и капиталом).ЧВП минус косвенные налоги на предпринимателей. НД распределяется на: а) фонд потребления (70-85 %), б) фонд накопления(30-15 %). Фонд потребления за вычетом социальных страховых взносов образует личный доход населения. Когда из личного дохода вычитают индивидуальный подоходный налог с физических лиц и прибавляют трансфертные доходы, образуется Располагаемый доход (РД) – заработанный доход, он находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и сбережение домашних хозяйств.

Схема взаимосвязи эконом. показателей:

ВВП – амортизация = ЧВП – косвенные налоги = НД – налоги на прибыль предприятий – взносы на социальное страхование – индивидуальные подоходные налоги – нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи = РД.

 

Подъём

Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.

Пик

Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.

Спад

Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается ростом безработицы. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают падения деловой активности, продолжающееся свыше трёх месяцев подряд.

Дно

Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.016 с.)