Рынок капитала, его характеристики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок капитала, его характеристики.



Рынок капитала -сфера рынка, формируемая соотношением спроса и предложения капитала как фактора производства. Субъектом спроса на капитал является бизнес, предприниматели. Спрос на капитал – это спрос на инвестиционные средства, необходимые для приобретения капитала в физической его форме) машины, оборудование и т.п.). Субъектами предложения капитала как фактора производства выступают домашние хозяйства.Домашние хозяйства предлагают инвестиционные средства, т.е. денежные суммы, которые бизнес использует для приобретения производственных фондов. Предложение инвестиционных средств происходит при помощи финансовых посредников (инвестиционных фондов, коммерческих банков и т.п.) Когда спрос на ссудный капитал совпадает с его предложением, имеет место равновесие на рынке капитала; происходит совпадение предельной доходности капитала и предельных издержек упущенных возможностей. Ценой равновесия на рынке капитала выступает процент. Процент – это факторный доход, который получает собственник капитала. Для субъекта спроса на капитал процент представляет издержки, которые несет заемщик капитала.

 

* На рынке капитала берутся и даются в долг деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.

Отдача денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита (от лат. creditum - "ссуда"). Тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.

Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей.

Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот ресурс (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот "ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).

 

Спрос, предложение и равновесие капитала подчиняются тем же законам, что и спрос, предложение и равновесие любого другого блага.

 

Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам займа тогда, когда им не хватает собственных денег (например, для расширения производства).

Потребители берут деньги взаймы для обеспечения текущего потребления, например, в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода - например, в случае неурожая у земледельцев.

Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Предположим, что потребитель хочет купить рояль, который стоит 10 000 рублей. Для того чтобы собрать нужную сумму, потребителю нужно десять лет откладывать по 1000 рублей. Потребитель может не ждать десять лет, а взять в долг 10 000 рублей и купить рояль сразу, а потом в течение десяти лет выплачивать долг с процентами. В этом случае он начнет сразу получать полезность от рояля, но рояль ему обойдется дороже. Величина процентов, которые он заплатит, будет являться платой за возможность быстрее получить рояль.

Выбор потребителя при заданной ставке процента определяется несколькими факторами.

А) предпочтениями потребителя;

Б) степенью определенности будущего

В) величиной дохода.

 

Предложение заемных средств образуется за счет того, что у фирм и у потребителей образуются временно "лишние" денежные запасы.

У фирмы источником запасов может быть собственный капитал, если она не может прибыльно его использовать сама (фирма сократила производство, и часть денег высвободилась); еще лишний капитал образуется в результате амортизационных отчислений. Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода в виде процентов.

Потребители могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем или на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов. Владельцы денежных капиталов, которые используют их только для получения процентов, называются рантье. Когда рантье возвращают его ссуды, он снова отдает деньги в долг andsoon.

 

Потребители тратят взятые в долг деньги на рынках потребительских благ длительного пользования, а фирмы - на рынках промежуточных благ.

Поскольку одним из основных факторов является информация о будущем доходе (для потребителей) и спроса (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. Например, если в хозяйстве распространится информация о грядущей депрессии или подъеме в хозяйстве, потребители и фирмы могут резко изменить свое поведение на рынке капитала. В более длительном периоде равновесие зависит от степени бережливости потребителей (если люди будут менее заинтересованы в текущем потреблении и захотят больше денег отложить "на потом", сохранить для детей и т. д.). Или по мере увеличения доходов потребителей (если люди будут становиться богаче, они смогут откладывать большие суммы, например собирать деньги не на покупку велосипеда, а на покупку яхты или самолета). Или просто по мере роста хозяйства - чем больше фирм и потребителей будет в хозяйстве, тем большее количество участников будет на рынке капитала.

 

Рынок капитала должен обладать институтами, которые облегчали бы встречу кредиторов и заемщиков и уменьшали трансакционные затраты.

Особенность рынка капитала заключается в том, что все фирмы и потребители, желающие дать или взять деньги в долг, готовы сделать это с различными суммами и на различный срок. Одни потребители хотят дать в долг на полгода, а другие - на два года. Одни фирмы хотят взять кредит на два месяца, а другие - на десять лет. У всех участников рынка в такой ситуации были бы огромные трансакционные затраты, связанные с поиском партнера, у которого будет желание взять (дать) в долг нужную сумму на нужный срок.

Одним из выходов из этой ситуации является появление посредников на рынке капитала, которые облегчат задачу поиска партнера для участников этого рынка. Отдельный посредник будет объединять все деньги, отданные в долг при равновесной ставке процента, в один большой "котел" и потом из этого котла раздавать нужные суммы всем желающим взять кредит.

Посредник на рынке капитала будет действовать в своих собственных интересах - ради получения прибыли. Посредник от своего имени возьмет в долг у всех фирм и потребителей, желающих стать кредиторами, и от своего имени даст в долг фирмам и потребителям, желающим стать заемщиками. Причем, чтобы получить прибыль, он будет брать в долг по меньшей ставке процента, чем отдавать. Разница между ставками будет составлять его выручку, из которой он будет оплачивать все расходы по проведению операций и, возможно, получать прибыль.

Посредники выполняют роль, схожую с магазинами, которые скупают товары у производителей и распродают их потом потребителям, снижая трансакционные затраты обеих сторон.

Посредники могут быть специализированными, если они работают только с некоторыми видами кредитов или некоторыми видами участников рынка. Например, пенсионные фонды принимают сбережения потребителей для последующей выплаты им пенсии и отдают их в долг на рынке капитала. Или сберегательные кассы, которые тоже работают с потребителями, собирающими или занимающими деньги для покупки дорогого блага (дома, машины и т. д.).

Но посредники на рынке капитала могут быть универсальными, если они работают со множеством типов кредиторов и заемщиков.

Одним из основных видов посредников на рынке капитала могут быть банки, которые сочетают выдачу ссуд с выполнением двух других важных функций: обеспечения безопасности операций с деньгами и обслуживания безналичного оборота денег.

Следует также заметить, что с развитием хозяйства на рынке капитала появляется еще один институт - ценные бумаги, который позволяет частично обойти посредников на рынке капитала.

 

Рынок земли. Рента.

Земля – фактор производства или производственные ресурсы, данные самой природой, т. е. все естественные ресурсы (земли, леса, воды, месторождения). Этот вид ресурса приносит собственнику доход в виде ренты.
Земля как фактор производства имеет следующие особенности:
1) в отличие от других факторов производства земля невоспроизводима по желанию, т.е. ее количество ограничено;
3) земля не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли в другую, с одного предприятия на другое, т.е. она недвижима;
4) земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и повышает свою производительность.
5) земля изначально – бесплатный дар природы, что говорит об условности ее стоимости. Тем не менее, она имеет рыночную стоимость, которая зависит от ее плодородия, климатических условий, месторасположения и т.д., то есть о того, сколько выгоды она способна обеспечить предпринимателю или потребителю.
Одна из основных особенностей рынка земли в том, что рыночный спрос выступает единственным фактором, определяющим цену земли или ренту. Из-за ее ограниченной площади предложение земли в общественном масштабе абсолютно неэластично. На графике это выглядит как прямая вертикальная линия. Можно повысить производитель­ность земли, улучшить ее качество, повысить рыночный уровень ренты как платы за землю или снизить его до минимума, но количество совокупного предложения земли увели­чить невозможно.
Для конкретного пользователя землей дело обстоит несколько иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов.
Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается тем, что в условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды. Каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.

Важно различать два понятия: “землевладение” и “землепользование”.

Землевладение означает право физического или юридического лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Чаще всего под землевладением подразумевают право собственности на землю. Его осуществляют собственники земли.

Землепользование – это пользование землей в установленном порядке, которое называется арендой.

Чаще всего в реальной жизни субъектами землевладения и землепользования являются разные лица. В связи с этим между ними возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму – земельную ренту.

Рента – это цена за использование земли и других природных ресурсов.
Если экономисты-классики на рубеже XVIII в. понятие ренты сводили лишь к ренте земельных участков и рудников, то сегодня, в зависимости от вида природных ресурсов, выделяют ренту: земельную (в том числе дифференцированную), в добывающей промышленности, на строительные участки, монопольную, на человеческий капитал.
Экономической рентой называют платежи владельцам факторов производства, превышающие альтернативную стоимость этих факторов. Если фактор производства не имеет альтернативных вариантов использования, его альтернативная стоимость равна нулю, а весь доход от его применения выступает в форме ренты.
На рынках факторов производства земля, ее ресурсы и недвижимость включены в товарный оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив замещения во многих сферах хозяйствования. Экономическую ренту они приносят потому, что их предложение на рынках неэластично или недостаточно эластично.
Дифференциальная земельная рента связана с различиями в естественном плодородии участков земли, что обуславливает их различную предельную производительность, а, следовательно, и получение более высокого дохода при одинаковых затратах.
Выплаты владельцу фактора, предложение которого в коротком периоде фиксировано, называют квазирентой, т. е. будто бы рентой, поскольку в длительном периоде, когда все факторы становятся переменными, эти платежи исчезают, а собственно экономическая рента сохраняется и в длительном периоде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.015 с.)