Возникновение экономики, основные направления и школы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение экономики, основные направления и школы.



Аристотель( определил экономику как науку о богатстве, внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег) и Платон первыми пытались систематизировать экономические знания. Экономика <-экономия – Ксенофонт. «Ойкос»(дом., домаш. Хоз-во) + «номос»( знаю, закон). В букв. смысле экономия – наука о домоводстве. Развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодалению натуральной замкнутости и формированию экономики как единого целого в масштабах одного государства. Антуан де Монкретьен – «Трактат политической экономии» - учение позднего феодализма: политика всемерного поощрения торговли, торговля – главная цель производства.

1. Меркантилизм – основное направление в 17-19 вв.( Т. Манн, Дж. Локк, Жан Батист Кольбер) Торговый капитал, обращение в сфере торговли – предмет. Деньги – абсолютная форма богатства, накопление богатства – прибыль от внешней торговли. Объективное движение денег как капитала. Значение прибыли – определяющий мотив в развитии эк-ки. Ввозить меньше, вывозить больше! Накопление благородных металлов – золота и серебра, как главных форм богатства.

2. Физиократы ( Франусуа Кенэ, Анн Тюрго) – земля продуктивная, только труд сельскохозяйственных работников может создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Пром-ть, торговля – «бесплодны», потому что они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количества. Стимулирование сх – цель!

3. Английская классическая политэкономия (Адам Смит, Давид Рикардо, Уильям Петти). В основе – теория физиократов. Материальное производство и повышение его эффективности – предмет. А. Смит – свободная рыночная конкуренция – основа хозяйств. «свободная игра рыночных сил». Государство должно быть дешевым. Капитализм! 1) налоги платит каждый, в соотв. с его доходом, 2) налог определен и зафиксирован, 3) принцип справедливости. Богатство создается не только земледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом( концепция трудовой стоимости).

4. Капитализм Маркса( прибыль капиталистов – неоплаченный труд рабочего класса)

5. Неоклассическое направление Альфреда Маршалла. Экономикс – наука, исследующая поведение людей в процессе произв-ва, распределения и потребления редких благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, а также способ наиболее эффективно использовать эти ресурсы. Максимизация благосостояния возможна лишь в условиях свободной конкуренции. Закон рынков.

6. Маржинализм (от англ. Маргинал – предельный) – теория предельной полезности. А. Пигу, Карл Менгер и др. В основе эконом. анализа – субъективно-оценочные суждения вовлеченных в хоз. отношения субъектов.

7. Кейсианство: в центре – проблемы макроэкономики. Джон Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег». Двигатель экономики не предложение, а спрос.

8. Монетаризм: деньги в центре макроэкономики. Основа кредитно-денежной политики. И другие :)

 

Марксистская политэкономика (Маркс, Энгельс) середина 19в. Характерные черты: продолжение классической политэкономики с классовой направленностью; увидели в производстве добавочной стоимости эксплуатацию рабочего труда; обнаружили проблемы между трудящимися и капиталистами, предпосылки к пролетарской революции, после которого должно начаться социализм и капитализм, где власть будет принадлежать рабочему классу; предмет изучения – производственные отношения и законы капиталистического способа производства. Маржинализм (Джевонс, Менгер, Вальрас, Бен-Баверн) 19в. Предмет изучения - предельные крайние величины или состояния, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя. Вульгарная политэкономика вторая половина 19в. -Неоклассическая (Маршал, Фридман, Рюэфф, Кларк, Вебер, Фостман) конец 19в.Исследует поведение экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории – теория предельной полезности, рационального индивида, закон издержек, теория предельной производительности факторов производства. Минимально должно быть вмешательство государства.

 

1.1 памятник эк - поучение гераклеопольского царя(Египет) своему сыну (о правилах искусства гос. управления ), 2. кодекс законов Хамураппи (Вавилон), 3. Конфуцианство - Китай (5-4 ввдо н.э.), 4. Ксенофонт «Экономикос» (400 г. до н.э.)- люди могут обогащать государство «Деньги не ценность, если не уметь ими пользоваться». 5. Аристотель обобщил науку экономику (экономика - естественный набор х-ва), Хрематистика - искусство накапливать богатство путем торговли и ростовщичества ( Аристотель).17-18 в. Меркантилизм(Монкрентьен) предмет- отношения в сфере торговли, деньги- абсолютная форма богатства. Для соблюдения баланса- гос регулир. (поддержка отеч произв и мешать иностранным). Движение денег как капитала Физиократы (Тюрго) - Общественное богатство произв в с/х. Общество 3 класса: 1- собственники; 2 - производители; 3- бесплодные. созданы экономические таблицы- теперь в основе модели межотраслевого баланса. Классическая школа. (Адам Смит) что в экономике естественный порядок, рынок не нуждается в гос регулировании. Конкуренция -идеальная ф-ма торговли. накопление капитала и расширение пр-ва -богатство. Социалистическая идея. Сизмонди, Маркс, Энгельс) гос монополия + плановая экономика"Капитал"(3 части).Австрийская школа предельной полезности (маржинализм)(Менгер). использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя. Неоклассическая школа. (Маршал) Эконом. хоз-во совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. бизнес +гос. Математическая школа. (Вальрас) рыночную экономик- система, способная достигать равновесия на основе взаимодействия спроса и предложения. модель рын равновес.

 

Возраст экономики равен возрасту человечества. Древнейшие дошедшие до нас письменные источники – «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», (Египет, XXIвек до н.э.) и кодекс законов Хаммурапи (Вавилония, XXVIIIв. До н.э.). Вопросов хозяйства касался в своем учении Конфуций (5-4 в. До н.э.). Ксенофонт (444-355 до н.э.) в своем труде «Экономикос» дал название будущей науке. Аристотель (4 в.) разграничил экономику как естественную основу хозяйства и хрематистику – искусство наживать богатство торговлей и ростовщичеством.

Средневековые схоласты пытались привести хозяйственную деятельность общества в соответствие с церковным учением.

Как наука экономика сформировалась в 17-18 вв. Ее возникновение было обусловлено вытеснением натурального хозяйства торговлей. Первой научной экономической школой была школа меркантилистов. Монкретьен, Кольбер, Джон Локк, Мен исследовали сферу обращения богатств и находили источник обогащения в торговле. Они положили начало анализу объективного движения денег, определили форму капитала: деньги -> товар -> деньги. Поняли значение прибыли – это был определяющий момент в развитии экономики.

С 17 века в центре внимания оказывается производство.

Школа физиократов представлена Буагильбером, Кене, Тюрго. Они полагали источником богатства землю и изучали экономические отношения в сельском хозяйстве. Школа физиократов возникла под влиянием необходимости стимулировать сельское хозяйство.

Представители английской классической политэкономии – Адам Смит, Витти, Риккардо – развили идеи физиократов и присовокупили к ним материальное производство. Смит полагал, что свободная рыночная конкуренция – идеальная форма ведения хозяйства («невидимая рука рынка»). Главное условие обогащения в соответствии с классической политэкономией – расширение объема производства.

В итоге, историческое движение экономической мысли выглядит так: меркантилисты -> физиократы -> классическая политэкономия. Дальше – интереснее, но это следующий вопрос.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.013 с.)