Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, цели и задачи психодиагностики

Поиск

Определение психодиагностики как науки и как практики, разрабатывающей и использующей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Взаимосвязь психодиагностики с другими отраслями психологической науки. Основные направления исследований в области практического применения психодиагностики: профессиональное, образовательное и клиническое. Роль и значение психодиагностики в работе практического психолога.

2. История развития психодиагностики, основные проблемы,
современное состояние

Теоретические истоки и основные этапы развития психодиагностики в России и за рубежом. Выделение психодиагностики из экспериментальной психологии. Первые психологические лаборатории (В. Бунд, В. Бехтерев). Возникновение тестирования интеллекта как последствие возникновения массовой школы и создания обучающих программ. Становление и развитие психодиагностики личности. Перспективы развития психологической диагностики.

Самостоятельно: Составить хронологическую последовательность основных событий в становлении психодиагностики интеллекта, в становлении психодиагностики личности от момента зарождения до наших дней (см. табл.).

Таблица

Событие Дата Автор, коллектив авторов или организация
     

Требования и профессионально-этические нормативы в психодиагностике

Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам. Требования к методикам. Правила распространения диагностических методик. Требования к пользователям. Этические нормы работы психодиагноста, правила проведения обследования. Конфиденциальность и правила пользования полученной информацией. Соблюдение тайны личности клиента. Правила сообщения результатов обследования. Принципы гуманистического отношения к испытуемым на всех этапах психодиагностической работы.

Самостоятельно: Описать особенности этических аспектов взаимодействия психолога с детьми, подростками и взрослыми. Составить свой индивидуальный этический кодекс. Отметить, что кажется вам наиболее важным в межличностном взаимодействии психолога и клиента.

Психометрические основы психодиагностики

Основные этапы конструирования теста. Показатели качества психологического измерения. Определение валидности, надежности теста. Стандартизация теста. Понятие «адаптированная методика». Основные типы данных. Основы статистических методов обработки и интерпретации данных.

Классификация и характеристика основных

Психодиагностических методов

Малоформализованная и строгоформализованная психодиагностики. Характеристика основных методов малоформализованной психодиагностики: наблюдения, беседы, контент-анализа. Основные правила проведения наблюдения. Карта наблюдения Д. Стотта. Основные виды и правила составления диагностического интервью. Особенности беседы в работе с детьми. Основные психодиагностические процедуры: анкеты, опросники, тесты. Основные принципы составления опросников и тестов. Проблемы определения достоверности результатов. Проективные методы и их отличительные особенности.

Самостоятельно: Во время прохождения ознакомительной практики:

1. Использовать карту наблюдений Д. Стотта для выявления
дезадаптированных детей и причин их дезадаптации.

2. Используя сплошное фотографическое наблюдение, пронаблюдайте
за невербальным поведением кого-либо с целью определения его особенностей (например, школьного психолога). Составьте портрет невербального поведения на основе записей наблюдения.

Научные методы постановки психологического диагноза, принципы построения психологического заключения

Понятие психологического диагноза, системные принципы его построения, структурированность. Психодиагностический процесс: этап сбора данных, этап переработки и интерпретации, этап принятия решения. Основная форма написания психологического заключения.

Диагностика интеллектуального развития

Изучение интеллекта в зарубежной психологии. Изучение умственного развития в российской психологии. История развития и состояние вопроса исследования интеллекта. Невербальные тесты интеллекта, их особенности и цели применения. Доски Сегена, прогрессивные матрицы Равена, интеллекту­альный тест, свободный от влияния культуры Р. Кеттела. Вербальные тесты интеллекта, их достоинства и недостатки. Характеристики тестов Д. Векслера, Р. Амтхауэра, ГИТ Дж. Ваны. Отечественные исследования умственного развития. Понятие социально-психологического норматива. Ориентация отечественных психологов на СПН при создании методик, диагностирующих умственное развитие. Характеристика методик: ШТУР, АСТУР, ТУРМШ. Умственное развитие и когнитивные стили. Диагностика когнитивных стилей.

Психодиагностика развития младенцев и дошкольников

Психодиагностика раннего периода развития ребенка. Основные методы: наблюдение, наблюдение за игровой деятельностью ребенка, пирамида, кубики, матрешки, мозаика, разрезные картинки, предметные картинки и др. Ведение индивидуального журнала развития ребенка. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Диагностика новообразований психического развития детей-дошкольников. Диагностический минимум 2—3 года, 3— 4 года, 5-6 лет. Методика интервью с ребенком.

Самостоятельно: На практике в школе или ДОУ используйте методику исследования детского самосознания Н. Л. Белопольской, методику исследования эмоционально-нравственной сферы детей 6— 9 лет «Домики» О. Ореховой - А. Эткинда. Проанализируйте полученные результаты. Составьте заключение.

9. Понятие психологической готовности. Основные проблемы
и подходы. Проблемы диагностики школьной дезадаптации

Диагностика психологической готовности к школе, ее практическая обоснованность; основные понятия и компоненты психологической готовности к школе. Знакомство с некоторыми диагностическими программами, направленными на диагностику готовности к школе (Керн - Йерасик, А. Л. Венгер, П. Кеэс, Н. Гуткина.). Диагностика детей с особенностями развития (тревожные дети, агрессивные дети, гиперактивные и импульсивные дети). Авторские школы начального обучения и особенности диагностики школьной зрелости (В. Давыдов, Д. Эльконин, Л. Занков и др.). Диагностика психологических трудностей школьника (младший школьник, подросток, выпускник).

Самостоятельно. Во время прохождения практики в школе познакомьтесь с программой обучения в начальном звене и с психодиагностическим комплексом исследования психологической готовности к школе у первоклассников. Сопоставьте, соответствует ли ПДК школьного психолога требованиям программы.

 

Диагностика креативности

Понятие креативности; основные направления исследования в зарубежной психологии. Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность и интеллект. Креативность и личность. Калифорнийские тесты кретивности Дж. Гилфорда, их теоретическое обоснование. Тесты креативности П. Торранса. Возможности тестов креативности в измерении творческих способностей и предсказании творческих достижений. Изучение творческих способностей в отечественной науке. Интеллектуальная инициатива и метод «креативного поля» Д. Б. Богоявленской.

11. Диагностика специальных способностей. Понятие одаренности
в представлениях российских ученых. Тесты достижений

Подходы к определению способностей и одаренности в отечественной психологии. Понятие общих и специальных способностей. Отдельные тесты способностей и тестовые батареи. Тест технического мышления Сишора -Беннета, шкала моторного развития Линкольн - Озорецкого, ГАБТ, Отечественные тесты специальных способностей (ТМП, ЛОГО). Из истории возникновения тестов достижений. Виды тестов достижений (устные, письменные, тесты исполнения). Основы конструирования тестов достижения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.199 (0.008 с.)