Психодиагностические исследования личности. Личностные опросники. Проективные методы. Диагностика психических состояний



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностические исследования личности. Личностные опросники. Проективные методы. Диагностика психических состояний



Личностные опросники. Виды опросников, формы вопросов и представления результатов. Личностные опросники; теоретическое обоснование. Характеристики известных опросников: Р. Кеттел, Леонгарда — Шмишека, Г. Айзенка. Опросники мотивов А. Мехрабиана, исследование ценностей Роки-ча, методика СЖО Д. Леонтьева, методика УСК Дж. Роттера и др. Проективные методы; предыстория и история становления. Проекция как психологический феномен. Характеристики известных проективных методов: «Нарисуй человека», «Несуществующее животное», «Хэнд - тест».

13. Диагностика социальных отношений, общения и совместной
деятельности

Диагностика социальных отношений и основных видов общения. Опросник для диагностики межличностных отношений А. Руковишникова. Метод социометрии Морено. Групповая оценка личности. Психодиагностика совместной деятельности. Диагностика социальных конфликтов: опросник К. Томаса, опросник для оценки конфликтов.

 

Социально-психологические методы исследования семьи

Диагностика внутрисемейных межличностных отношений: опросник удовлетворенности браком В. Столика с соав., методика ОРО Сталина -Варги, методика «Родительское сочинение», опросник АСВ Э. Эйдемиллера. Использование методики Т. Лири для изучения межличностных отношений в семье.

 

Перечень учебной литературы

Автор Название Вид издания Место издания, издательство, год и кол-во страниц
Основная литература
1. Акимова М.К, Гуревич К.М. (ред) Психологическая диагностика Учебник СПб.: ПИТЕР, 2005.
2. Анастази А. Психологическое тестирование Учебник М.,1982
3. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Научное издание Ростов-на-Дону, 1983
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей Научное издание М., 2002
5. Бодалев А.А., Стопин В.В. (ред) Общая психодиагностика Учебник М., 1998
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика Учебник СПб., 2003
7. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Словарь-справочник Киев, 1989
8. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты Научное издание М.: ВЛАДОС.2003.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе Научное издание М., 1993.
10. Крылов А.А., Маничев С.А. (ред) Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии Учебное издание СПб.: Питер, 2000.
11. Личко А. Е. Диагностика характера подростков Научное издание М.,1995.
12. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика Научное издание М., 2000.
13. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности Научное издание М., 2005.
14. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. В 3-х кн. Учебное издание М.: ВЛАДОС, 2003.
       
Дополнительная литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование Научное издание СПб., 2001
2. Бурменская В. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей Научное издание М.,1990
3. Венгер Л.В., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников Научное издание М., 1978.
4. Кравцова Е. Е Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе Учебное издание М., 1991.
5. Лаак Ян Тер Психодиагностика: проблемы содержания и методов Научное издание М; Воронеж, 1996.
6. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации Научное издание М.,1992.
7. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест Научное издание М., 1998.
8. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности Учебное издание СПб., 2001.
9. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт Учебное издание СПб., 2002.

 

 


 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

по Психодиагностике

 

специальность: 020400 «Психология»

 

 

Хабаровск

 

Лабораторная работа №1

Введение в психодиагностику

Продолжительность: 4 часа

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Предмет, задачи, функции, основные направления психодиагностики.

2. Становление и развитие психодиагностики за рубежом и в России:

а) диагностика интеллекта;

б) диагностика личности;

3. Методология диагностики как исследовательской деятельности.

4. Типичные психодиагностические процедуры:

- основные классификации;

- анкеты, опросники, тесты — их основные различия;

- компьютерные и компьютеризованные тесты;

Методические пояснения для подготовки к семинарским занятиям

1. Психологическая диагностика изучает способы распознавания и
измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств
его личности и особенностей интеллекта). Психодиагностика - наука и
практика постановки психологического диагноза. При подготовке к семинару
следует разобраться в понятиях «психологическая оценка»,
«психологический диагноз», «психологическое заключение». Определите
основные задачи психодиагностики как теоретической науки и как области
деятельности практического психолога. Сегодня выделились основные
направления психодиагностики: образовательная, клиническая и
профессиональная. Какие задачи решает каждое из направлений? Какими
подходами измерения пользуется (идеографический и номотетический)? Чем

отличаются эти подходы?

2. Попытайтесь определить теоретические источники возникновения
психодиагностики и объясните их связь с психодиагностикой. Составьте
хронологические вектора значимых событий в развитии психодиагностики в
России и за рубежом. Сравните.

3. В современной науке термином «методология» обозначают три разных
уровня научного знания. Общая методология - совокупность общих
принципов, способов организации научного знания и стандартов достоверности научного знания (принцип дополнительности, принцип детерминизма и т. д.). Частная методология - система частных принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания.
Методические приемы и техники - множество методик диагностики. В психодиагностике методологическая основа практического применения конкретных методов как методов измерения и доказательства научного факта имеет неизмеримо большее значение, чем в естественных науках.
Попытайтесь это доказать.

4. Существует много классификаций методов психодиагностического исследования:

- классификация Ананьева Б. Г. как интегративная система методов психологии;

- классификация Слободчикова В. И. и Исаева Е. И. как система методов естественно-научной и гуманитарной парадигм психологического знания;

Выделите собственно психодиагностические методы (Воспользуйтесь классификацией А. А. Бодалева и В. В. Столина). Сформулируйте отличия тестов, опросников и анкет.

Список рекомендуемой литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. А. Анастази. - М.:
ЭКСМО-Пресс,2001.

2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук.
- СПб.: Питер, 2003.

3. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. —
М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Слободчиков В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И.
Исаев. - М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995.

5. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики / Н. И. Ше-
вандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1

 

Лабораторная работа №2

Психометрические основы психодиагностики

Продолжительность: 4

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Показатели качества психологического измерения (требования к методикам).

2. Основные типы данных. Проблема качества данных. Ошибки сбора
данных и их переработки. Методы повышения качества данных.

3. Основные этапы конструирования теста:

- определение количества заданий;

- разработка заданий;

- оформление теста;

- определение надежности, валидности теста, стандартизация теста.

Практическая работа: построение первичной формы теста.

Методические пояснения для подготовки к семинарским занятиям

1. Психометрия - область психодиагностики, которая связана с теорией и практикой измерения психических явлений. По мере развития психологического эксперимента к психометрии начинают относить все, что связано с количественным определением психических явлений, весь спектр измерений — от психофизических до личностных. Для оценки качества используется ряд показателей: объективность, валидность, достоверность, надежность, репрезентативность.Определите основные задачи психометрии. Как они связаны с требованиями к качеству производимого измерения с помощью конкретной методики.

2. Чтобы составить полную картину исследуемого явления, необходимо
собрать три типа данных: L, Q, Т. Каждый тип данных получил свое название
в зависимости от того, каким эмпирическим методом он получен. Определите
специфику каждого типа данных и способы повышения надежности измерения с помощью конкретного метода. Опишите две основные группы диагностических ошибок по 3. Плевицкой. Существует ли возможность их предотвращения?

3. Прежде всего, при создании теста необходимо определить цель, - что
будет измеряться. Это определит содержание теста или методики. Следует
определить также, каким образом эти содержательные характеристики проявляются в жизни. Важно определить количество заданий. С одной стороны,
чтобы повысить надежность теста необходимо увеличивать количество заданий, с другой стороны при этом ослабевает концентрация внимания испытуемого, он устает, и это ухудшает результаты измерения. Как следует формулировать задания, чтобы избегать социально желательных ответов, неопределенных ответов, крайних ответов? Что необходимо учитывать при написании инструкции. Основные рекомендации для оформления теста. Очень важный момент - это определение группы испытуемых. Выборка должна бытьрепрезентативна.

По данной теме предусмотрена практическая работа «Построение первичной формы теста». В ней студенты знакомятся с основными этапами конструирования теста и определения его надежности и валидности, а также со стандартизацией теста. Практическая работа взята из «Практикума по общей, экспериментальной и прикладной психологии» под редакцией А. А. Крылова и С. А. Маничева.

Список рекомендуемой литературы

1. Бодалев А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин.

— СПб.: РЕЧЬ, 2002.

2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук.

— СПб.: Питер, 2003.

3. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология / Т. В. Корнилова. —
М.: Аспект-Пресс, 2002.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /
под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: ПИТЕР, 2002.

5. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. — СПб.: ПИТЕР, 2005.

6. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики / Н. И. Шевандрин. — М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1

Лабораторная работа №3



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.011 с.)