Понятие о психогимнастике и психогимастических упражнениях как средстве психолого-коррекционной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о психогимнастике и психогимастических упражнениях как средстве психолого-коррекционной работы.



 

Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе кот лежит использ двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач гр психокорр: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.В широком смысле - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики чел как познавательной, так и эмоц-личностной сферы. Психогимнастика включает в себя три части:1. Подготовительную.(Задачи:уменьшение напряжения участников гр;снятие страхов и запретов;развитие внимания; развитие чувствительности к собственной двигат активности, активности других людей; сокращение эмоц дистанции между участниками гр;формирование способности выражать свои чувства, эмоц состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.)2. Пантомимическую.(темы: 1.Преодоление трудностей. 2. Запретный плод. 3. Моя семья. 4. Скульптор. 5. Моя группа. 6. Привычные жизненные ситуации (просьбы, требования, обвинения, ссоры, опоздания и др.).7. Тема "Я".

8. Сказка.) 3. Заключительную.(должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы, сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятий, повышению сплоченности гр, росту доверия и уверенности. Здесь используются упражнения из подготовительной части, главным образом те, кот помогают пережить пациентам чувство общности.) М.И. Чистякова предложила методику, названную ею также психогим, ориентированную на детей младшего возраста. курс из 20 занятий длительностью около трех месяцев с частотой встреч 2 занятия в неделю. Занятие длится от 25 мин до 1 ч 30 мин. 1. Мимические и пантомимические этюды.2.Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций.3.Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом.4. Фаза психомышечной тренировки. Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время кот дети предоставляются сами себе. Между третьей и четвертой фазами предлагается включать этюды на развитие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвижную игру. Количество детей в гр дошк-в - не более 6, младших шк-в - не более 8 и не менее 3. На занятиях по психогимн каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем могли принять участие все дети гр.

41. Методы поведенческой коррекции.Метод систематической десенсибилизациии сенсибилизации; иммерсионные методы; методы обратной связи. Цели, задачи, содержание методов.

Метод систематической десенсибилизации – метод систематического постепенного уменьшения сензитивности (т.е. чувствительности) человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность. Метод полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность. методика проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается представление о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации клиент снимает возникающую тревогу Иммерсионные методы основанные на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации. В основе этих методов лежит механизм угасания, открытый И. П. Павловым, согласно которому предъявление условного стимула без подкрепления ведет к исчезновению безусловной реакции. подчеркивается эффективность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Метод наводнения
заключается в том, что клиента побуждают оказаться в реальной ситуации, вызывающей страх, находиться в ней максимально долгое время и убедиться в том, что возможные негативные последствия отсутствуют. Метод имплозии
– методика наводнения в воображении. Цель имплозии – вызвать интенсивный страх в воображении, который приведет к уменьшению страха в реальной ситуации. Изменение происходит в результате длительного пребывания в ситуации, ранее сопровождавшейся страхом, поскольку теперь она не приводит к последствиям, вызывающим страх. Метод парадоксальной интенции предложен В. Франклом (1966). Методика предполагает кардинальные изменения установки клиента по отношению к своему страху. Включает не только перевертывание отношения клиента к своему страху, но и юмористическую установку.

 

 

42. Методы, основанные на принципе биологической обратной связи.«Жетонный» метод; метод Морита; холдинг; имаго-метод. Цели, задачи, содержание методов.

«Жетонный» метод направлен на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения желательного поведения. «теоретической основой метода является модель оперантного обусловливания Скиннера.Цель коррекции изменение поведения в соответствии с социальной ролью, предписанной индивиду обществом. Осуществление «жетонных» программ возможно при условии строгого внешнего контроля поведения и его незамедлительного подкрепления. Такое поведение может быть организовано только в условиях жестко контролируемой среды.В награду за точно установленное, социально одобряемое поведение клиент получает «жетоны», которые по определенной системе обмениваются на пищу, привилегии, возможности организации досуга и т.д. При нарушении социально одобряемых правил поведения клиент штрафуется. «Жетонная» программа включает в себя::1. Систематическое наблюдение за поведением индивидов,2. Составление описания социально требуемого поведения.3. Детерминация круга положительных стимулов, 4. Введение «жетонов» как материальных носителей права индивидов на получение положительного подкрепления и правил обмена жетонов на привилегии.5. Контроль за поведением индивидов, оценка их поведения, выдача «жетонов», реализация правил обмена.Особенно эффективна данная программа оказалась в целях коррекции поведения малолетних несовершеннолетних преступников.

Имаго-метод - тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Метод предложен. И.Е. Вольпертом, в основе лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению образа, мобилизации собственного жизненного опыта. Цели.Создание для клиента условий, способствующих развитию у него способностей адекватного реагирования на возникающие неприятные ситуации., развивается деформированный образ "Я".

Метод Морита - коррекция личностных проявлений. Морита описывает личность, названную им "шин-кей-шит-цу"- это человек, наделенный достаточными жизненными силами, направленными на самосохранение, со стремлением к физическому и духовному совершенству. В процессе взаимодействия клиенту помогают относиться к своим опасениям как к приходящим явлениям и дают шанс почувствовать себя естественным спонтанным существом, свободным от подавляющих оков ума, которые постоянно настаивают на невозможных стремлениях и изменяют течение жизни. Морита-терапия направлена на выработку у клиента нового отношения к болезненным симптомам и развивает желание активной деятельности, вырабатывает реалистическое понимание жизни, создает новое "Я" человека, основанное на фактическом опыте.

Метод холдинг-терапии разработан для аутичных детей -холдинг (держать). включает в себя повторяющиеся процедуры удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления. Психологическим обоснованием такого удержания может быть то, что оно противопоставлено обычному для аутичного ребенка поведению, направленному на избегание контакта. холдинг опирается на естественное инстинктивное желание матери обнять ребенка и удержать его при себе, чтобы разобраться в том, что с ним происходит, утешить и попробовать наладить взаимоотношения с ним.холдинг-терапия, стимулируя развитие ребенка, дает семье возможность по-новому наладить взаимодействие с ним, преодолевая при этом как сам аутизм, так и связанную с ним задержку психического развития.

 

43. Психодрама Дж. Л. Морено кактерапия через драматизацию жизненной ситуации.

Терапевтические функции Морено обозначил термином «шекспировская психиатрия», имея в виду гуманитарный лечебный эффект, основанный на элементах очевидности, из которых актеры строят модели и образы собственной личности. Морено выделил «макиавеллистическую психиатрию», основанную на грубом вмешательстве -- шоках, стрессах. В качестве героя, способного выполнить терапевтическую и гуманистическую функции alter-ego, -- человека, помогающего участнику психодрамы лучше понять себя при исполнении последним собственной жизненной роли, внимание Морено привлек образ шекспировского Гамлета с его постоянной рефлексией. Морено ввел в дальнейшем и понятие «социодрама», имея в виду применение психодрамы для оздоровления общества в целом.. Сеанс психодрамы может проводиться в обыкновенной комнате, но обязательно при наличии социума -- «подыгрывающих» лиц и в условиях, приближенных к естественным. Сеанс разделяется на три этапа: 1) подготовительный, 2) основной 3) заключительный (когда происходит обмен впечатлениями). Вначале определяется «проблема», выбирается «герой», чья проблема разыгрывается, и выделяются подыгрывающие лица, помогающие разобраться в конфликте,. Психотерапевт выступает в качестве режиссера, неназойливо помогая герою найти продуктивный выход из создавшейся ситуации.

Недостатком игрового метода психодрамы является то, что часто разыгрываются нереальные ситуации с надуманной инсценизацией. в ненужной фиксации внимания личности на расшифровке ею своих подсознательных влечений и инстинктов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.006 с.)