Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межгрупповые отношения: проблемы, теории и направления исследования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психология межгрупповых отношений до недавнего времени была недостаточно изученной, одной из причин чего является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического. Второстепенное положение проблематики межгрупповых отношений породило отсутствие разработки вопроса о том, что же специфичного в подходе к данной проблеме привносит именно социальная психология. В значительной степени этому способствовал и гипертрофированный интерес к изучению малых групп, который был характерен для развития социальной психологии в 20 — 30-е гг. Ситуация стала изменяться с тех пор, как начала складываться критическая ориентация по отношению к традиционной социальной психологии. Переломным моментом можно считать начало 50-х годов, хотя окончательное оформление принципиальная позиция, призывающая к утверждению самостоятельной области межгрупповых отношений в социальной психологии, получила позднее, когда она была сформулирована в работах А.Тэшфела. Большое внимание этой проблеме уделено также в работах В.Дуаза и в концепции «социальных представлений» С.Московиси и др. Тэшфел сделал вывод о том, что область межгрупповых отношений – это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен, по мнению Тэшфела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений. Возник общий вопрос: что же именно исследует социальная психология в области межгрупповых отношений? В ходе дискуссий было установлено, что принципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия. Социально-психологический анализ концентрирует внимание на проблеме отношений, возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней, психологической категории. Однако в отличие от когнитивистской ориентации такое понимание предполагает не только самую тесную связь субъективного отражения межгрупповых отношений с реальной деятельностью исследуемых групп, но и детерминацию ею всех когнитивных процессов, сопровождающих эти отношения. Так же, как и при интерпретации самой группы, здесь причинно-следственные зависимости, обусловленность когнитивной сферы параметрами совместной групповой деятельности выступают главным направлением изучения всей области. Отметим еще один нюанс: природа межгруппового восприятия заключается в том, что здесь мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество, групповое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-субъекта восприятия это «целостность», которая определяется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе («все» и так-то или «не все» думают о другой группе так-то). Относительно группы-объекта восприятия это «унифицированность», которая показывает степень распространения представлений о другой группе на отдельных ее членов («все» в другой группе такие или «не все»). Целостность и унифицированность — специфические структурные характеристики межгруппового восприятия. Динамические его характеристики также отличаются от динамических характеристик межличностного восприятия: межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа,и формирование таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт «жизни» группы. Диапазон возможных сторон, с точки зрения которых воспринимается другая группа, значительно более узок по сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности Принципиальная схема генезиса межгрупповых процессов: 1) Объективные условия совместноймежгрупповой деятельности 2) Характер непосредственногомежгруппового взаимодействия 3) Параметры процессовмежгруппового восприятия 8. Социально-психологические технологии коррекции личности. Социально-психологические технологии коррекции личности основаны на трех "китах": 1) консультирование и терапия, 2) диагностика, 3) профилактика. В этих технологиях задачей социальных психологов является не только отклик на факты обращения в психологическую службу в соответствии с характером проблем, формулируемых клиентами, но и в своевременном предупреждении воздействий, отрицательные свойства которых зачастую просто не осознаются или о сущности которых люди просто не догадываются. Специалисты должны активно участвовать в реализации программ, направленных на нейтрализацию таких потенциально-опасных факторов, под влиянием которых разрушается физическое и психическое здоровье, выбираются искаженные модели поведения, стиль жизни. Организация любой профилактической работы должна быть ориентирована на «факторы риска», способные вызвать негативные изменения в поведении и состоянии людей и тем самым способствовать распространению, усилению социально-психологических аномалий. Различаются первичная, вторичная и третичная профилактика. Первичная профилактика - психолого-педагогические приемы формирования позитивного поведения, - предусматривает решение еще не возникших проблем и меры, принимаемые задолго до их возникновения, обращается к здоровым людям из «групп риска». Методы первичной профилактики включают в основном обучение людей тем навыкам, которые позволят им противостоять неблагоприятным воздействиям. Психологическая профилактика нацелена на такие изменения в окружающей ребенка, подростка, взрослого человека среде, которые поддерживают и стимулируют нормальную жизнедеятельность. Первичная профилактика включает в себя специальную организацию свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование и социальное подкрепление, самоэффективность (А. Бандура). Моделирование означает процесс научения в результате наблюдения и подражания, усиление намерения изменить свое поведение или стать увереннее благодаря усвоению нового поведения. Сила воздействия различных моделей должна определяться их привлекательностью для большинства, или сходством ролевой модели с жизненным опытом или установками обучаемого. Необходимость вторичной профилактики обусловлена наличием проблем и необходимостью не дать этим проблемам полностью деформировать личность. Вторичная профилактика - методы психолого-педагогической помощи людям, склонным к отклонениям в поведении, конфликтности, людям с повышенной тревожностью и т.д. Наиболее адекватным для задач вторичной профилактики является аналитико-преобразующий подход: 1) Собственно психологическая оценка процесса личностных изменений человека, особенностей деформации уровней психического здоровья, мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер, выявление актуальных практических проблем личности и поиск подходов к решению проблем. 2) Установление тех конкретных задач, в отношении которых «показаны» собственно психологические воздействия и отрефлексировать те сферы, где вмешательство психолога не эффективно и не составляет сферу его компетенции. 3) Разработка приемов, методик, позволяющих провести корректировку последствий аномального развития личности. Вторичная профилактика близка к психолого-педагогическим задачам воспитания и коррекции личности, включает и обучение способам повышения самооценки, настроения, улучшения самочувствия, обучение умению просить о помощи, умению распознавать и анализировать свои чувства. Выделяют три зоны движения личности от деятельности антисоциальной к деятельности просоциальной: 1) формирование потребности в новой деятельности, ее выбор, 2) закрепление предмета деятельности в качестве мотива (мотивообразование); 3) преобразование одной деятельности в другую. Этапы вторичной профилактической работы: 1) мотивационный (создание высокой заинтересованности в психокорректирующих занятиях), 2) ориентировочный (введение многочисленных мотивов изменения жизни и поведения, способных опредметить существующее потребностное состояние), 3) установочный (мотивация личностно-приемлемых мотивов «новой» жизни), 4) деятельностный (разработка развернутых планов организации будущей жизни). Третичная профилактика - это этап лечения, исправление положения, она включает организацию психологической поддержки и самоподдержки тех, кто намеренно хочет выйти из порочного круга своих проблем (психологическое сопровождение и реабилитация). Таким образом выглядят основные структуры профилактики. Диагностика и консультирование, тренинговая работа подчиняются соответствующим известным закономерностям. Но сущность социально-психологической работы – все же в первую очередь профилактическая. 9. Социально-психологические технологии диагностики и коррекции внутригрупповых взаимоотношений. Выделяют следующие методы диагностики внутригрупповых взаимоотношений: 1) социометрический, 2) референтометрический, 3) изучения мотивационного ядра межличностных выборов, 4) изучения сплоченности коллектива. Наиболее известной является социометрия. Слово "социометрия" буквально означает "социальное измерение". Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности. Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности (труде, учении, досуге, доверительной дружбе и т.д.). Кого из членов вашей группы пригласили бы вы на день рождения? С кем из членов вашей группы вы охотно бы стали выполнять совместное задание (учебное или производственное)? С кем из членов группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями? Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения – то к категории "отвергаемых". Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе: Куд= число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком. Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд – 0/3 = 0. Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" + "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов в группе. Наиболее же известными методами коррекции внутригрупповых взаимоотношений являются организация тренинговой работы и групповая терапия. Клиническая психология
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.012 с.) |