Межгрупповые отношения: проблемы, теории и направления исследования.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межгрупповые отношения: проблемы, теории и направления исследования.



Психология межгрупповых отношений до недавнего времени была недостаточно изученной, одной из причин чего является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического. Второстепенное положение проблематики межгрупповых отношений породило отсутствие разработки вопроса о том, что же специфичного в подходе к данной проблеме привносит именно социальная психология. В значительной степени этому способствовал и гипертрофированный интерес к изучению малых групп, который был характерен для развития социальной психологии в 20 — 30-е гг.

Ситуация стала изменяться с тех пор, как начала складываться критическая ориентация по отношению к традиционной социальной психологии. Переломным моментом можно считать начало 50-х годов, хотя окончательное оформление принципиальная позиция, призывающая к утверждению самостоятельной области межгрупповых отношений в социальной психологии, получила позднее, когда она была сформулирована в работах А.Тэшфела. Большое внимание этой проблеме уделено также в работах В.Дуаза и в концепции «социальных представлений» С.Московиси и др. Тэшфел сделал вывод о том, что область межгрупповых отношений – это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен, по мнению Тэшфела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений.

Возник общий вопрос: что же именно исследует социальная психология в области межгрупповых отношений? В ходе дискуссий было установлено, что принципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия. Социально-психологический анализ концентрирует внимание на проблеме отношений, возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней, психологической категории. Однако в отличие от когнитивистской ориентации такое понимание предполагает не только самую тесную связь субъективного отражения межгрупповых отношений с реальной деятельностью исследуемых групп, но и детерминацию ею всех когнитивных процессов, сопровождающих эти отношения. Так же, как и при интерпретации самой группы, здесь причинно-следственные зависимости, обусловленность когнитивной сферы параметрами совместной групповой деятельности выступают главным направлением изучения всей области.

Отметим еще один нюанс: природа межгруппового восприятия заключается в том, что здесь мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество, групповое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-субъекта восприятия это «целостность», которая определяется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе («все» и так-то или «не все» думают о другой группе так-то). Относительно группы-объекта восприятия это «унифицированность», которая показывает степень распространения представлений о другой группе на отдельных ее членов («все» в другой группе такие или «не все»). Целостность и унифицированность — специфические структурные характеристики межгруппового восприятия. Динамические его характеристики также отличаются от динамических характеристик межличностного восприятия: межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа,и формирование таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт «жизни» группы. Диапазон возможных сторон, с точки зрения которых воспринимается другая группа, значительно более узок по сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности

Принципиальная схема генезиса межгрупповых процессов: 1)Объективные условия совместноймежгрупповой деятельности2)Характер непосредственногомежгруппового взаимодействия3)Параметры процессовмежгруппового восприятия


8. Социально-психологические технологии коррекции личности.

Социально-психологические технологии коррекции личности основаны на трех "китах": 1) консультирование и терапия, 2) диагностика, 3) профилактика. В этих технологиях задачей социальных психологов является не только отклик на факты обращения в психологическую службу в соответствии с характером проблем, формулируемых клиентами, но и в своевременном предупреждении воздействий, отрицательные свойства которых зачастую просто не осознаются или о сущности которых люди просто не догадываются. Специалисты должны активно участвовать в реализации программ, направленных на нейтрализацию таких потенциально-опасных факторов, под влиянием которых разрушается физическое и психическое здоровье, выбираются искаженные модели поведения, стиль жизни. Организация любой профилактической работы должна быть ориентирована на «факторы риска», способные вызвать негативные изменения в поведении и состоянии людей и тем самым способствовать распространению, усилению социально-психологических аномалий.

Различаются первичная, вторичная и третичная профилактика. Первичная профилактика - психолого-педагогические приемы формирования позитивного поведения, - предусматривает решение еще не возникших проблем и меры, принимаемые задолго до их возникновения, обращается к здоровым людям из «групп риска». Методы первичной профилактики включают в основном обучение людей тем навыкам, которые позволят им противостоять неблагоприятным воздействиям. Психологическая профилактика нацелена на такие изменения в окружающей ребенка, подростка, взрослого человека среде, которые поддерживают и стимулируют нормальную жизнедеятельность. Первичная профилактика включает в себя специальную организацию свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование и социальное подкрепление, самоэффективность (А. Бандура). Моделирование означает процесс научения в результате наблюдения и подражания, усиление намерения изменить свое поведение или стать увереннее благодаря усвоению нового поведения. Сила воздействия различных моделей должна определяться их привлекательностью для большинства, или сходством ролевой модели с жизненным опытом или установками обучаемого.

Необходимость вторичной профилактики обусловлена наличием проблем и необходимостью не дать этим проблемам полностью деформировать личность. Вторичная профилактика - методы психолого-педагогической помощи людям, склонным к отклонениям в поведении, конфликтности, людям с повышенной тревожностью и т.д. Наиболее адекватным для задач вторичной профилактики является аналитико-преобразующий подход: 1) Собственно психологическая оценка процесса личностных изменений человека, особенностей деформации уровней психического здоровья, мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер, выявление актуальных практических проблем личности и поиск подходов к решению проблем. 2) Установление тех конкретных задач, в отношении которых «показаны» собственно психологические воздействия и отрефлексировать те сферы, где вмешательство психолога не эффективно и не составляет сферу его компетенции. 3) Разработка приемов, методик, позволяющих провести корректировку последствий аномального развития личности.

Вторичная профилактика близка к психолого-педагогическим задачам воспитания и коррекции личности, включает и обучение способам повышения самооценки, настроения, улучшения самочувствия, обучение умению просить о помощи, умению распознавать и анализировать свои чувства. Выделяют три зоны движения личности от деятельности антисоциальной к деятельности просоциальной: 1) формирование потребности в новой деятельности, ее выбор, 2) закрепление предмета деятельности в качестве мотива (мотивообразование); 3) преобразование одной деятельности в другую.

Этапы вторичной профилактической работы: 1) мотивационный (создание высокой заинтересованности в психокорректирующих занятиях), 2) ориентировочный (введение многочисленных мотивов изменения жизни и поведения, способных опредметить существующее потребностное состояние), 3) установочный (мотивация личностно-приемлемых мотивов «новой» жизни), 4) деятельностный (разработка развернутых планов организации будущей жизни). Третичная профилактика - это этап лечения, исправление положения, она включает организацию психологической поддержки и самоподдержки тех, кто намеренно хочет выйти из порочного круга своих проблем (психологическое сопровождение и реабилитация).

Таким образом выглядят основные структуры профилактики. Диагностика и консультирование, тренинговая работа подчиняются соответствующим известным закономерностям. Но сущность социально-психологической работы – все же в первую очередь профилактическая.


9. Социально-психологические технологии диагностики и коррекции внутригрупповых взаимоотношений.

Выделяют следующие методы диагностики внутригрупповых взаимоотношений: 1) социометрический, 2) референтометрический, 3) изучения мотивационного ядра межличностных выборов, 4) изучения сплоченности коллектива.

Наиболее известной является социометрия. Слово "социометрия" буквально означает "социальное измерение". Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности (труде, учении, досуге, доверительной дружбе и т.д.). Кого из членов вашей группы пригласили бы вы на день рождения? С кем из членов вашей группы вы охотно бы стали выполнять совместное задание (учебное или производственное)? С кем из членов группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?

Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения – то к категории "отвергаемых".

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:

Куд= число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд – 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" + "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов в группе.

Наиболее же известными методами коррекции внутригрупповых взаимоотношений являются организация тренинговой работы и групповая терапия.


Клиническая психология



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.01 с.)