Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение, становление и структура нейропсихологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Говоря иначе, нейропсихология изучает, каким образом сложнейшая структура психической деятельности человека, которая включает и соматический, и эмоциональный, и мотивоционно-личностный, и познавательный компоненты, обеспечивается работой мозга. В СССР основоположником нейропсихологии был А.Р. Лурия, который, развивая идеи Л. С. Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии. Современная нейропсихология подразделяется на ряд направлений: клиническое, реабилитационное, экспериментальное, психофизиологическое, нейропсихология детского возраста. Эти направления основаны на трех основных теоретических концепциях, разработанных Лурией: учение о локализации психических функций в мозге, теория синдромного анализа и учение о трех функциональных блоках мозга. Кроме того, именно разработки Лурии лежат в основе учений о межполушарном взаимодействии и о реабилитации и восстановлении психических функций. В нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и диагноз поражения мозга. Методы анализа, разработанные А. Р. Лурия, представляют набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам (разным видам восприятия, памяти, речевым функциям (см. Речь), мышлению), произвольным движениям и действиям. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы — закономерные сочетания нарушений высших психических функций при поражении различных мозговых структур (Л. С. Цветаева, Е. Д. Хомская). Нейропсихология имеет большое значение для развития общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления его нарушенных функций. Историю развития нейропсихологии можно разделить на три этапа. На первом этапе акцент в нейропсихологии делался на роли отдельных мозговых структур в осуществлении психической деятельности. Основной задачей нейропсихологии считалось «понять работу мозга в связи с поведением». Характерно, что и А.Р. Лурия, как и многие другие отечественные и зарубежные нейропсихологи 70-х гг., считал нейропсихологию в первую очередь медицинской дисциплиной — «важной практической областью медицины, позволившей привлечь новые приемы с целью ранней и возможно более точной топической диагностики локальных поражений мозга и к научно обоснованному восстановлению функций. Одновременно она [ нейропсихология ] явилась мощным импульсом к пересмотру основных представлений о внутреннем строении психологических процессов, важнейшим средством создания теории мозговых основ психической деятельности». Наиболее важным достижением этого этапа является пересмотр А. Р. Лурия концепций локализационизма и антилокалиционизма и создание теории системной динамической мозговой организации психических процессов), реализовавшей новый по сравнению с ранее существовавшими подход к изучению психики человека. Концепция А. Р. Лурия базируется на теории культурно-исторического происхождения, структуры и развития высших психических функций (ВПФ), разработанной им вместе с Л.С. Выготским. С помощью этих теоретических представлений А.Р. Лурия провел глубокий функциональный анализ различных систем мозга и детально описал лобный, теменной, височный и другие синдромы нарушений ВПФ. Второй этап развития нейропсихологии характеризуется изменением акцентов в исследованиях как А.Р. Лурия, так и его учеников. Фокус внимания сдвигается с вопросов мозговой локализации на проблемы психологической структуры и организации высших психических функций. В результате появляются такие труды А.Р. Лурия, как «Нейропсихология памяти», «Основные проблемы нейролингвистики», и др. Развитие этого этапа характеризуется не только дальнейшим уточнением синдромов нарушений отдельных психических функций, но и рассмотрением, наряду с локальными, диффузных и нозологически специфических синдромов. Итогом этого является возникновение таких отдельных ветвей нейропсихологии, как детская нейропсихология, нейрогериатрия, нейропсихология нормы и индивидуальных различий. Третий этап развития нейропсихологии характеризуется акцентом на изучение взаимодействий больного с нарушениями ВПФ с окружающими его людьми и факторами жизнедеятельности, анализ влияний этих факторов, общества и ближайшего окружения на прогрессирование, регресс и профилактику болезни (или ее рецидива), анализ социальных потребностей и взаимодействий больного и возможностей их реализации, т.е. успешной адаптации (реадаптации) в обществе. На этом этапе с новой силой зазвучали луриевские идеи о первостепенной роли субъективного содержания психических функций. На первый план здесь выходят работы по реабилитации больных, однако в настоящее время особое внимание уделяется социопсихологическому аспекту реабилитации больных. Через восстановительное обучение и, используя понятие А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, «восстановительное воспитание» как особым образом организованную деятельность открывается возможность вернуть больному его жизненный мир.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.009 с.) |