Предмет, задачи, значение психологии развития и возрастной психологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи, значение психологии развития и возрастной психологии.



Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология. 1-ая делает акцент на возрастных особенностях психики; 2-ая изучает сам процесс психического развития.

Составляющими предмета возрастной психологии являются: а) изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; б) понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. г) закономерности, механизмы и движущие силы психического развития. д) етство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития.

Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.


41. Предмет, задачи и значение экспериментальной психологии.

Под экспериментальной психологией понимают: 1) вслед за В. Вундтом, С.Стивенсом и др. всю научную психологию как систему зна­ний, полученных на основе экспериментального изучения поведе­ния человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интро­спективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии. Многотомник "Экспериментальная психология" под редакцией П.Фресса и Ж.Пиаже отражает эту точку зрения. Термин "экспериментальная психология" психологи часто ис­пользуют, расширяя его значение, для: 2) характеристики научной дис­циплины, занимающейся проблемой методов психологического ис­следования в целом. Наконец, под экспериментальной психологией понимают: 3) только теорию психологического эксперимента, базирую­щуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающую его планирование и обработку данных.

Традицию преподавания экспериментальной психологии в рос­сийских университетах ввел профессор Г.И.Челпанов. Челпанов рассматривал экспериментальную психологию как учеб­ную дисциплину по методике психологического исследования, а точ­нее — по методике эксперимента в психологии.

 


42. Профессионально важные качества и профессиональные способности. Методы оценки профессионально важных качеств в профотборе.

Профессиональный отбор - это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Одной из основных функций профессионального отбора является определение профессиональной пригодности личности. Профессиональная пригодностьличности является вероятностной характеристикой, отражающей возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Иначе говоря, если требования, предъявляемые профессией к работающему индивидууму, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о его профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность может оцениваться на основании ряда критериев: 1) по медицинским показателям (внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью). К ним относятся противопоказания в отношении психического здоровья, в отношении состояния нервной системы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.; 2) по данным образовательного ценза или по конкурсным экзаменам (направлены на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей); 3) психологический отбор (предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности). Также возможны иные критерии, предъявляемые спецификой конкретной деятельности. Также пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения и удовлетворенность человека своим трудом. В основе первого показателя лежат, прежде всего, способности индивидуума. Основой же второго показателя можно назвать интересы и склонности личности.

В процессе профессионального отбора можно выделить несколько этапов. Первый этапвключает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических процессов, которые необходимы для выполнения данной деятельности, а показана целостная картина их взаимосвязи. Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников: изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъемка, хронометраж профессиональной деятельности. Информация о профессии обобщается в профессиограмме, в которой указываются особенности данной профессиональной деятельности, основные действия, операции, их последовательность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и умения, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряженность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование, алгоритмы и психологическая структура выполняемых человеком действий. Затем оценивают степень значимости различных психических свойств и качеств личности для эффективного выполнения данной деятельности. Для этого в соответствии с проведенным описанием профессиональных действий определяются свойства личности, которые обеспечивают реализацию каждого такого действия и определяют степень важности различных психических функций для достижения конечного эффекта трудового процесса; продолжительность загрузки психической функции в течение всего трудового процесса. Такой анализ позволяет получить среднюю оценку значимости каждой психической функции в обеспечении отдельных рабочих операций и трудового процесса в целом, необходимую для ранжирования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулировать требования к профессионально важным качествам, функциям личности. Другой подход к оценке личностных качеств состоит в определении одного или нескольких интегральных показателей, характеризующих способности человека по выполнению наиболее ответственных сторон профессиональной деятельности. Базисом для него является также составление профессиограммы.

Второй этап отборавключает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования: 1) прогностическая ценность методики - характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности; 2) надежность методики - характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека; 3) дифференцированность методики - означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека. Существуют самые различные тесты, например тесты для выявления интересов, склонностей, предпочитаемых форм деятельности, тесты для установления принадлежности человека к тому либо иному типу нервной системы, темперамента; тесты для выявления уровня развития определенных способностей памяти, мышления, внимания, восприятия человека, для выявления одаренности. Однако для точного определения профпригодности человека к той или иной профессии более эффективно использование специализированной батареи тестов, подобранных для выявления уровня развития именно тех психологических качеств и способностей человека, которые профессионально необходимы для данной специальности. Следующий этап отборапредполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятность адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

Применение тестов с целью прогнозирования профессиональной пригодности, или, иначе говоря, профессиональная ориентация личности, может осуществляться только на основании аналитического, синтетического и комплексного подходов.Аналитический подход предусматривает изучение и оценку отдельных психологических показателей (например, внимания, памяти, двигательной координации и т.п.), важных для успешности обучения и деятельности в избранной профессии. Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или важных ее элементов, и поэтому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции. Комплексный метод заключается в объединении аналитического и синтетического методов и в изучении некоторых психических процессов как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными качественными и количественными показателями.


43. Старение как психологический возраст.

Современныевзгляды на возрастную периодизацию старения фиксируют этап 70 или 75 годами и старше. Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в ЦНС, которые, в свою очередь, связаны со всей биологической и психосоциальной историей предшествующих периодов жизни, приобретенными личностными качествами, психическими и социальными характеристиками, составляющими жизненный опыт данного человека. Наиболее общим признаком старения является "замедление", охватывающее как большинство сенсорных функций, так и более сложных – психомоторики, запоминания, восприятия нового, всего поведения, включая способность к адаптации в меняющихся условиях. Как отмечают многие авторы, психическое старение (в случаях отсутствия патологии) не несет с собой каких-либо качественных изменений социально значимых характеристик. Однако общие проявления старения в любой из функционирующих систем организма сказываются в виде возрастного снижения силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности. Внешние проявления неуклонности возрастных изменений у человека особенно демонстративны на примере двигательной активности в старости. Однако замедление происходит на всех уровнях функциональных систем. Изменения в характере в старости следующие: происходит заострение или огрубление в старости прошлых личностных черт. Происходит продолжение и усиление присущим людям в более молодом возрасте черт в совокупности с изменениями, привносимыми самим процессом старения. Относительно старения эмоциональной сферы среди ученых не существует единого мнения. С одной стороны, выявлены биохимические сдвиги, располагающие по мере старения к более частому проявлению депрессивного и тревожного состояния, а с другой – не обнаружено существенного изменения высших эмоций у людей позднего возраста, хотя и подчеркивается полиморфизм их эмоциональной характеристики. В целом же можно сказать следующее: пожилые люди склонны к негативным эмоциям, в основе которых лежат различные физиологические и социально-экономические факторы. Существенным для понимания психологии старости является понимание социально-психологич. изменений: уход на пенсию, проблемы семейных отношений, утрата воспитательной функции, социальных ролей, социального престижа. В результате этого снижение самооценки, неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах, обостряется чувство беспомощности, одиночества, происходит сужение интересов. В плане особенностей мотивационно-потребностной сферы у лиц пожилого возраста можно сказать следующее: своеобразие личности пожилого обусловлено не столько изменениями содержания его потребностей, сколько изменением их иерархии. Ведущая группа потребностей включает в себя потребность избегать страданий, новых неожиданных ситуаций и контактов, а также потребность в постоянстве (привязанность человека к определенным людям, предметам). Вторая группа – потребность в автономии, проявляющаяся в идее собственной независимости, свободы, стремлении идти по жизни своим путем, сопротивляться принуждению. В группу потребности в автономии также входят: 1) потребность в защите (имеется в виду потребность в защите своего "Я" от постороннего вмешательства, стремление сохранить свой внутренний мир); 2) потребность в заботе о других, которая существенно преобладает у женщин; 3) потребность во власти. В третью группу входят т.н. "подчиненные потребности": потребность в любви, в эротике, потребность в творчестве. Ведущая потребность в иерархии обычно – потребность избегать страданий.




Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.01 с.)