Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема способностей в психологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Способности можно классифицировать на: а) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей); б) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: а) общие, оторыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений; г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д. Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии. Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Психология зрелости. В периоде взрослости развитие человека приобретает новый характер, так как уже не связано с заметным физическим ростом и быстрым приобретением новых когнитивных навыков. Развитие в этом возрасте осуществляется в основном по социальным и культурным ориентирам. Многие теоретики при определении главных задач развития взрослых исходят из теории психосоциальных стадий Эриксона. По Эриксону, главными задачами этого периода являются упрочение идентичности и установление близости. Проведенное Левинсоном знаменитое исследование жизненного пути взрослых мужчин подчеркнуло особую важность решения 4 основных задач развития для полного вхождения во взрослость: определение мечты (соотнесение ее с реальностью), обретение наставника, построение карьеры и установление близких интимных отношений. Последующие исследования в отношении женщин обнаружили, что задачи – примерно те же самые, но взросление у мужчин более связано с возрастными переходами, у женщин – со стадиями семейного цикла. После решения этих задач наступает т.н. период средней взрослости (40-60 лет, но продолжительность может меняться в зависимости от того, как человек реагирует на разнообразные социальные, физические и психологические признаки его наступления). Средний возраст может быть для человека как временем свершений и побед, так и временем кризиса, неудовлетворенности. Функционирование организма, интеллекта и личности в среднем возрасте сочетает в себе элементы постоянства и перемен. Физические способности человека достигают периода плато, начинаются первые признаки старения. отдельные физические функции начинают ухудшаться, происходят изменения в строении и работе органов и систем. У женщин в среднем возрасте отмечаются изменения эмоционального и физического характера, связанные с угасанием деятельности половых желез. Начинает ухудшаться интеллект. В числе психосоциальных задач развития в средней взрослости – достижение зрелой гражданской и социальной ответственности; достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня; помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и т.д. Эриксон, тем не менее, определял главную задачу среднего возраста в виде проблемы генеративность / поглощенность собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир они получат в наследство. Пэк расширил описанную Эриксоном картину развития в среднем возрасте, включив в нее 7 проблем, или конфликтов: ценность мудрости против ценности физических сил; уравновешивание на новом уровне социального против сексуального начала в человеческих отношениях; катексисная гибкость против катексисного обеднения; умственная гибкость против умственной ригидности; дифференциация эго против поглощенности ролями; трансценденция тела против поглощенности телом; трансценденция эго против поглощенности эго.
Одной из важнейших задач средней взрослости – это увеличение ответственности перед стареющими родителями и обязанности по отношению к детям. Средний возраст также является возрастом профессиональной преемственности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.009 с.) |