Проблема способностей в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема способностей в психологии.



Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на: а) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей); б) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: а) общие, оторыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений; г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

 

 


Психология зрелости.

В периоде взрослости развитие человека приобретает новый характер, так как уже не связано с заметным физическим ростом и быстрым приобретением новых когнитивных навыков. Развитие в этом возрасте осуществляется в основном по социальным и культурным ориентирам.

Многие теоретики при определении главных задач развития взрослых исходят из теории психосоциальных стадий Эриксона. По Эриксону, главными задачами этого периода являются упрочение идентичности и установление близости. Проведенное Левинсоном знаменитое исследование жизненного пути взрослых мужчин подчеркнуло особую важность решения 4 основных задач развития для полного вхождения во взрослость: определение мечты (соотнесение ее с реальностью), обретение наставника, построение карьеры и установление близких интимных отношений. Последующие исследования в отношении женщин обнаружили, что задачи – примерно те же самые, но взросление у мужчин более связано с возрастными переходами, у женщин – со стадиями семейного цикла.

После решения этих задач наступает т.н. период средней взрослости (40-60 лет, но продолжительность может меняться в зависимости от того, как человек реагирует на разнообразные социальные, физические и психологические признаки его наступления). Средний возраст может быть для человека как временем свершений и побед, так и временем кризиса, неудовлетворенности. Функционирование организма, интеллекта и личности в среднем возрасте сочетает в себе элементы постоянства и перемен. Физические способности человека достигают периода плато, начинаются первые признаки старения. отдельные физические функции начинают ухудшаться, происходят изменения в строении и работе органов и систем. У женщин в среднем возрасте отмечаются изменения эмоционального и физического характера, связанные с угасанием деятельности половых желез. Начинает ухудшаться интеллект. В числе психосоциальных задач развития в средней взрослости – достижение зрелой гражданской и социальной ответственности; достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня; помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и т.д. Эриксон, тем не менее, определял главную задачу среднего возраста в виде проблемы генеративность / поглощенность собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир они получат в наследство. Пэк расширил описанную Эриксоном картину развития в среднем возрасте, включив в нее 7 проблем, или конфликтов: ценность мудрости против ценности физических сил; уравновешивание на новом уровне социального против сексуального начала в человеческих отношениях; катексисная гибкость против катексисного обеднения; умственная гибкость против умственной ригидности; дифференциация эго против поглощенности ролями; трансценденция тела против поглощенности телом; трансценденция эго против поглощенности эго.

Одной из важнейших задач средней взрослости – это увеличение ответственности перед стареющими родителями и обязанности по отношению к детям.

Средний возраст также является возрастом профессиональной преемственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.007 с.)