Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие мотивов в психологии. Основные теории мотивации.

Поиск

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций, как личностных, так и ситуационных. Из всех возможных диспозиций наиболее важным является понятие потребности. Но потребность сама по себе не может быть мотивом поведения, так как замечено, что она способна породить только ненаправленную активность организма. Поэтому та или иная потребность всегда "овеществляется" в предмете, необходимом для ее удовлетворения. Именно поэтому А.Н. Леонтьев и говорил, что "мотив – это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности". Также в данном контексте следует упомянуть и понятие цели. Цель – это осознаваемый результат, на который направлено поведение. Это ожидаемый результат деятельности человека. Итак: потребности, мотивы, цели – основные составляющие мотивационной сферы человека. Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах; каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином " мотивация " в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Можно выделить несколько параметров, характеризующих мотивационную сферу человека: а) развитость – характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов; б) гибкость – описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы (между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями); в) иерархизированность – это характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Кроме того, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются интересы, желания и намерения, задачи. Интерес – это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью. Интересу соответствует особый вид деятельности – ориентировочно-исследовательская. Желания и намерения – это ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий. Задача – это частный ситуационно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе выполнения действий, направленных на достижение определенной цели, возникает трудность, которую преодолевают благодаря постановке конкретной задачи.

Разработанные на сегодняшний день модели мотивации можно классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга. Более современными являются процессуальные модели мотивации, основанные на том, как ведут себя люди с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модель ожидания и модель справедливости. Следует иметь в виду, что хотя эти описания и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими.

Рассмотреть иерархическую структуру Маслоу!!!!

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.01 с.)