Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категория деятельности в психологии. Структура и основные характеристики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Специфика, отличие деятельности человека от деятельности животных заключается в: 1) ее активном, творческом, продуктивном, созидательном характере; 2) культурном характере (обусловленность культурой); 3) том, что она преобразует самого человека и его жизнь; 4) необходимости обучения и воспитания. Отличается Д. и от поведения. Поведение не целенаправленно, спонтанно, хаотично, пассивно. Деятельность – наоборот. Основные характеристики Д. – мотив, цель, предмет, структура, средства. В структуре деятельности обычно выделяют действия и операции. Действие имеет свою цель, операция есть способ осуществления действия. Действия бывают рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые. Рефлекторных действий вне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия. Инстинктивные действия в собственном смысле слова, т.е. действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля, наблюдаются лишь в раннем детстве (как-то: сосание); в жизни взрослого человека они роли не играют. Таким образом, при изучении поведения человека приходится иметь дело с двумя видами собственно действий (в отличие от движений) – с волевыми и импульсивными. Основной механизм импульсивного действия – аффективная разрядка. Основной механизм волевого – волевое усилие, опосредованное целью. Вклад Выготского в разработку теории деятельности заключался в создании учения об общественно-историческом характере развития психики человека, в котором показано, что деятельность, соответственно, влияет на развитие психики (например, теория "зоны ближайшего развития"). Вклад С.Л. Рубинштейна заключался в разработке теории связи сознания и деятельности. Принцип единства сознания и деятельности заключается в том, что деятельность и сознание обусловливают друг друга и формируют друг друга: сознание формируется в деятельности, деятельность формирует сознание. Вклад А.Н. Леонтьева: разработка учения о строении деятельности. Деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Проблема соотношения внешней и внутренней деятельности: "Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и о внутреннем действии" (Рубинштейн). Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность (теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина). Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). С другой стороны, ни один ВПП не протекает как чисто внутренний и обязательно включает в себя внешние, обычно двигательные, звенья (например, речевая деятельность без действия моторики горла невозможна). В целом же обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.007 с.) |