Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление. Виды мышления. Мыслительные операции. Основные подходы к изучению мышления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Это высший познавательный процесс, который в виде отдельного психич. процесса не существует, а представляет собой комплекс восприятия, внимания, воображения, речи и т.д. Основные виды мышления – мышление наглядное и мышление теоретическое, понятийное, отвлеченное. Они взаимопереходят. Соответственно: 1) Наглядно-действенное М. (вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами); 2) Наглядно-образное М. – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа; 3) Теоретически-понятийное М. (вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями); 4) Теоретически-образное. Виды мышления являются одновременно ступенями его развития. Также делят на: интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное. Под непроизвольным понимают трансформации, например, образов сновидения. Этапы мышления. Начальная фаза – осознание проблемной ситуации. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию. В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения. Применение правила включает две мыслительные операции: а) определить, какое именно правило привлечь для решения; б) применение общего правила к частным условиям задачи. Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.).
Основные мыслительные операции: сравнение (установление отношений сходства и различия); анализ (мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы); синтез (воссоединение элементов в целостную структуру); абстракция и обобщение (выделение общих признаков); конкретизация и дифференциация (возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта). Теории мышления можно разделить на 2 группы: 1) умственные способности врожденны и не изменяются; 2) умственные способности развиваются. Исторически первые теории – ассоциативные. Суждение понималось как ассоциация представлений; умозаключение – как ассоциация двух суждений, служащих его посылками, с третьим, которое выводится из него. Эта концепция идет от Д.Юма. Еще в конце XIX в. она была господствующей. Проблема в том, что в таком случае мышление не целенаправленно и не организованно. Следующее – теория вюрцбургской школы. В противовес предыдущему. Мышление несводимо к чувственным действиям. Но оно было идеально, "чистая мысль". Это также было ошибкой. Продолжил О. Зельц. Мышление заключается в функционировании специфических операций, которые служат методами, направленными на разрешение определенных задач. Течение мыслительного процесса определяется соотношением между задачей или установкой на ее разрешение и теми интеллектуальными операциями, которые она актуализует. У вюрцбургцев правильно было поставлено расчленение мышления на задачи, но решение задач было слишком интеллектуализировано. Далее – гештальт-теория (Коффка): мышление – это не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций. Рубинштейн – мышление как аналогия деятельности, и, соответственно, как процесс: цель – задачи – решение. Операциональная теория Пиаже: операция есть "внутреннее действие, продукт преобразования (интериоризации) внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции есть ей обратная). 4 стадии: 1) сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2); 2) операционального мышления (от 2 до 7); конкретных операций с предметами (от 7-8 до 11-12); формальных операций (от 11-12).
Методики исследования мышления: 1) операциональная сторона: классификация, исключение, образование аналогий, сравнение и определение понятий, понимание переносного смысла метафор, пиктограммы, 2) динамика – те же, но с другой направленностью. Три вида патологии мышления: 1) нарушение операциональной стороны (снижение уровня обобщения, искажение процесса обобщения), 2) нарушение динамики (лабильность, инертность), 3) нарушение личностного компонента мышления (разноплановость суждений, резонерство, нарушение критичности и саморегуляции).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.162.161 (0.009 с.) |