Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межгрупповое взаимодействие и его феноменыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Межгрупповые взаимодействия – это совокупность социально-психологических явлений, возникающих между различными группами. В основе межгрупповых отношений лежит межгрупповое восприятие многообразных социально-психологических связей, возникающих между социальными группами. Специфика межгруппового восприятия: 1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям; 3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы. Одним из феноменов межгруппового взаимодействия является межгрупповая дифференциация – социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами. Межгрупповая дифференциация состоит из двух взаимосвязанных процессов: 1) внутригруппового фаворитизма (от лат. favor – благосклонность) – это социально-психологическое явление, характеризующееся осознанием членов собственной группы (аутгруппа), как «своих» и оказание им содействия, психологической протекции, в противовес членам другой группы (ингруппы); 2) межгрупповой дискриминации (от лат. discriminatio – различение) – это социально-психологическое явление, характеризующееся стремлением к недооценке или пониженной оценке успехов и переоценке неудач других групп, по сравнению с собственной группой. Согласно теории социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера причиной данных феноменов является серия когнитивных процессов: 1) социальная категоризация – упорядочивание социального окружения путем распределения социальных объектов по группам, имеющим сходство по значимым для индивида критериям; 2) социальная идентификация – отнесение самого себя к определенной социальной категории и переживание своей групповой социальной принадлежности; 3) социальное сравнение – установление различий социальных групп. Другим феноменом межгруппового взаимодействия является межгрупповая интеграция, представляющая наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию. Интеграция способствует более успешной реализации функций, как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы. Феномены межгрупповой интеграции: 1) групповая аффилиация – это отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой, т. е. взаимодействие групп разнопорядкового масштаба и объема. Малая группа, поглощенная большой функционирует по законам первой; 2) групповая открытость состоит в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп. Она способствует обновлению группы и соблюдению баланса процессов дифференциации и интеграции. Чем благополучнее группа, тем более она открыта; 3) межгрупповая толерантность – терпимость к другим группам; 4) межгрупповая референтность – стремление к достижению уровня значимой внешне группы, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм. Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции сосуществуют в любой группе. Преобладание процесса дифференциации в результате излишней закрытости ведет группу к стагнации (застою), доминирование процесса интеграции в результате излишней открытости приводит к потере группой социальной устойчивости.
Большие социальные группы
Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.
Признаки больших социальных групп: 1) имеют структурную и функциональную организацию; 2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции; 3) определенный психический склад, групповая психология; 4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.; 5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.
Виды больших социальных групп: 1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей: а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей; б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей; 2) по времени существования: а) длительно существующие группы (классы, нации); б) временно существующие группы (толпа, аудитория); 3) по организованности-неорганизованности: а) организованные группы (партии, союзы); б) неорганизованные (толпа); 4) по возникновению: а) возникшая стихийно (толпа); б) организованная сознательно (партии, ассоциации); 5) по контактности членов группы: а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой; б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания); 6) по открытости: а) открытые; б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.
Уровни развития больших социальных групп: 1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством; 2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами; 3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей. Факторы, определяющие уровень психологической общности групп: 1) степень идентификации членов группы; 2) степень гетерогенности и гомогенности группы; 3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего; 4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую; 5) общественно-исторический опыт группы; 6) идеология объединения людей.
Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики: 1) элементы мотивационно-потребностной сферы: а) общегрупповые потребности; б) общегрупповые интересы; в) мотивы деятельности; г) жизненные ценности; д) цели и социальные установки; 2) элементы когнитивной сферы являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества: а) групповое сознание; б) социальное восприятие и мышление; в) коллективные представления; г) общественное мнение; д) менталитет; 3) элементы аффективной сферы: а) социальные чувства; б) общественные настроения; в) аффекты; 4) элементы поведенческо-волевой сферы: а) стереотипы группового поведения; б) групповые навыки; в) общественные обычаи; г) групповые умения.
Психология классов
Класс – это одна из разновидностей больших социальных групп, отличающийся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классовая структура общества – явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества. Так, в структуре капиталистического общества выделяют: 1) класс буржуа; 2) средний класс; 3) люмпены. А в структуре социалистического общества выделяли: 1) класс рабочих; 2) класс крестьян; 3) класс интеллигенции. Классообразующие признаки: 1) наличие (отсутствие) собственности на средства производства; 2) работа на себя и других; 3) доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу. Социально-психологические признаки классов: 1) определенный образ, качество и стиль жизни; 2) социальная этика, сленг, жаргон; 3) социальный статус, означающий положение в социальной иерархии; 4) традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки, круг общения; 5) шкала ценностей, система потребностей и интересов. Социальная психология изучает: 1) психологические особенности различных исторических и современных классов; 2) психологический облик разных классов определенной эпохи и взаимосвязь психологических черт разных классов; 3) особенности личностно-групповых и межгрупповых отношений в классовом аспекте. В структуре общественной психологии классов выделяют: 1) классовые потребности – классовое положение индивида и наличие некоторого определенного объема и состава материальных и духовных благ, задает определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Выделяют два вида групповых потребностей: а) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования; б) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности; 2) классовые интересы – также задаются всей системой отношений, в которую входит данный класс. Интересы отражают потребности класса в целом и его отдельных социальных групп, экономические отношения данного класса, они стимулируют разные формы деятельности. Интерес в общественной деятельности, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают: а) экономические; б) политические; в) духовные интересы. 3) классовые чувства – это особые эмоциональные состояния, свойственные классу и относящиеся к мотивационной сфере. В отечественной психологии особую известность получило изучение классовой ненависти и классовой солидарности; 4) классовые настроения также относятся к мотивационной сфере. Они в яркой форме отражают отношения и оценки людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Они не является суммой настроений, входящих в группу людей, а обладают способностью к многократному увеличению энергии составляющих группу индивидов; 5) классовый характер – это мало разработанное понятие, понимание которого проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов; 6) классовые представления – обусловлены выполняемыми и усвоенными личностью социальными ролями, социальными ожиданиями, формирующимися на основе межгруппового сравнения; 7) ценностные ориентации и нормы поведения.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |