Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические свойства толпы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В когнитивной сфере толпы: 1) неспособность к осознанию – толпа движима бессознательными, инстинктивными и импульсивными мотивами; 2) особенности воображения – толпа обладает свойством создавать простые и ясные образы, равные по своей живости к реальным; 3) искажение информации и событий вплоть до коллективных галлюцинаций; 4) особенности мышления: а) нелогичность мышления; б) нереальность создаваемых им образов; в) отсутствие осмысления; г) рассуждения основываются на ассоциациях, но связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью; д) воспринимаются лишь простые, понятные и устраивающие толпу идеи; е) толпе неважно реалистичные это идеи или нет; ж) действия толпы всегда непредумышленны; з) категоричность суждений; и) консерватизм – нетерпимость к новшествам и безграничное благоговение перед традициями; к) внушаемость равная по силе внушаемости в гипнотическом состоянии; л) максимализм – внушенные толпе, идеи или верования воспринимаются или отвергаются целиком; м) абсолютизм – идеи воспринимаются или как абсолютные истины, или как абсолютные заблуждения; н) понятие невозможного для толпы не существует; о) склонность к заражаемости и подражанию; 5) толпе свойственно состояние выжидательного внимания, которое облегчает внушение; Для эмоционально-волевой сферы: 1) эмоциональный «резонанс» – участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием; 2) высокая чувственность – толпа обладает только простыми и крайними чувствами, которые сильно преувеличены; 3) исчезновение индивидуальности людей и рождение надиндивидуального (трансцендентального) «Я» толпы; 4) высокая сила импульсов толпы, которые не поддаются подавлению даже инстинкту самосохранения; 5) распространение и преувеличение чувств происходит благодаря внушению, заражению и всеобщему одобрению, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы; 6) отсутствует ответственность; 7) уверенность в безнаказанности и чувство всемогущества дают возможность людям в толпе проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для них вне толпы; 8) для толпы характерна односторонность чувств; 9) экстремизм – все силы толпы направлены на разрушение; 10) сплочение толпы происходит лишь при возникновении противостоящего ей начала; 11) толпа не способна к рефлексии, она не может оценить свои поступки со стороны, у неё отсутствует критическое отношение к себе; 12) толпе свойственно переоценивать себя и свою безупречность; 13) доброту толпа считает слабостью и подчиняется только силе; 14) желания и потребности толпы очень сильны, но недолговечны. В темпераментальной сфере: 1) физическая активность – идея, овладевшая толпой, стремится выразиться в действии; 2) диффузность – побудители толпы очень разнообразны, чем объясняется её чрезвычайная изменчивость и непостоянность мнений; 3) толпа обладает легкой превращаемостью из одного вида в другой. В моральной сфере: 1) моральность – толпа может демонстрировать высокую нравственность, возвышенные чувства и намерения, такие как самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др. Однако, эти намерения могут очень быстро менять свою полярность с плюса на минус; 2) для толпы характерно слепое подчинение, возведение вождя в ранг Бога, и способность следования за ним куда угодно. Толпа нуждается в беспрекословной вере и обладает свирепой нетерпимостью, ко всем кто пытается оспаривать её мнение.
Особенности поведения индивида в толпе
Попадая в толпу индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе. Свойства человека толпы: 1) пониженный самоконтроль – снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию; 2) потеря индивидуальности и единение человека с толпой – люди в толпе постепенно утрачивают индивидуальные цели и намерения, происходит уравнение их психологических проявлений, их поведение становится похожим друг на друга. Индивиды, составляющие толпу вне зависимости от их образа жизни, занятий, характера и мыслительных способностей превращаясь в толпу образуют коллективную душу, заставляющую их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Толпа как система, состоящая из отдельных элементов (индивидов), объединенных вместе приобретает те качества, которые не были свойственны ни одному её элементу (индивиду) в отдельности; 3) бездуховность – приобретая коллективную душу, человек как бы теряет свою; 4) инстинктивность – преобладание инстинктивных желаний над волей, чему в немалой степени способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. Наблюдается социальная деградация личности; 5) анонимность – индивидуальность человека теряется в «безликой массе», человек как бы оказывается в толпе безымянным. Анонимность создает ложное ощущение независимости от каких-либо связей, его руки «развязываются»; 6) безответственность – утрата чувства ответственности, являющегося сдерживающим началом для индивида; 7) неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями; 8) снижение интеллектуальных качеств личности – толпа как бы уравнивает интеллект всех входящих в неё личностей взятых вне толпы; 9) не критичность мышления – воспринимаемая информация и собственное поведение индивида оцениваются им по заниженным нормам; 10) особенности переработки информации человека толпы заключаются в том, что он легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, приэтом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи; 11) бессознательность – в толпе происходит растворение сознательной личности. Человек толпы действует, не осознавая истинных мотивов опасности, жестокости, несправделивости и ужасности своих действий; 12) повышенная внушаемость – человеку толпы свойственна большая доверчивость к необычной информации, заведомо невыполнимым обещаниям, он может следовать невероятным, абсурдным призывам, лозунгам; 13) повышенная активность – обусловлена мобилизацией всех ресурсов индивида, благодаря чему в толпе человек может проявить такие физические качества, которые недоступны ему вне толпы (быстро бежать, поднять что-то тяжелое, высоко прыгнуть и т. д.); 14) чувство всемогущества и неодолимой силы, также способствует тому, что индивид поддаётся скрытым инстинктам; 15) непредсказуемость, нетипичность, необычность поведения; 16) состояние человека в толпе близко к гипнотическому трансу; 17) немотивированность поведения – индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересам толпы; 18) повышенная эмоциональность восприятия всего, что человек видит и слышит вокруг себя. Однако, человек не замечает оттенков, он воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.
Психология слухов
Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения. Модель психологического воздействия слухов включает: 1) источник слуха; 2) субъект психологического воздействия – индивид передающий слух; 3) собственно слух; 4) объект психологического воздействия – индивид воспринимающий слух. Этапы психологического воздействия слухов: 1) операционный – воздействие субъекта; 2) процессуальный – принятие (непринятие) воздействия объектом; 3) результат воздействия слуха – последствия перестройки психики объекта. Слухи оказывают воздействие на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астенические психические состояния, вплоть до истерики. Виды слухов: 1) по достоверности: а) абсолютно недостоверные; б) недостоверные с элементами правдоподобия; в) правдоподобные; г) достоверные с элементами неправдоподобия. 2) по экспрессивности: а) слух-желание; б) пугающий слух; в) агрессивный слух. 3) по происхождению: а) стихийные; б) умышленно сфабрикованные: › первичные – изначально сфабрикованные слухи; › вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами. 4) по силе влияния: а) будоражащие групповое мнение; б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение; в) разрушающие связи между лицами и группами. Факторы, способствующие распространению слухов: 1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.); 2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке; 3) недоверие к информации властей; 4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.); 5) общая усталость, изнурение; 6) подтверждение предыдущих слухов; Мотивы распространения слухов: 1) потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею; 2) чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности; 3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями; 4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников; 5) подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку; 6) стремление выйти в лидеры; 7) желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор. Социально-психологические особенности восприятия слухов: 1) стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон; 2) стремление спасаться вместе со всеми; 3) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности; 4) одобрение слуха большинством; 5) легкая внушаемость и заражаемость части людей; 6) низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха. Функции слухов: 1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира; 2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям; 3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека; 4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение. Последствия слухов: 1) рост напряженности; 2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности; 3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами; 4) снижение работоспособности; 5) увеличение конфликтов 6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.
Психология паники
Паника (греч. panikon – безотчетный ужас) – это состояние массового страха при явной или мнимой угрозе. Характеристики паники: 1) возникает в больших по численности группах; 2) вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе; 3) возникает стихийно и неорганизованно; 4) свойственна поведенческая неопределенность людей (состояние растерянности, неясности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом). Виды паники: 1) по охвату людей: а) массовая – охватывает большие массы людей (при пожарах, наводнениях и т. д.); б) индивидуальная – паника отдельного человека (студента перед экзаменом, женщины перед родами); 2) по характеру: а) аффективная паника – групповая реакция, регулируемая мгновенно охватившими людей сильными чувствами ужаса и страха. Начинается с индивидуальной паники отдельных истерических, высоко внушаемых личностей (паникеров), которые заражают паническими настроениями других людей. Характерно состояние острого психоза, истерии, не контролируемого поведения, туманное восприятие окружающего; б) поведенческая паника (панические настроения) – это эмоционально продиктованные осмысленные решения и действия, которые не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающих к ним. Развивается и затухает постепенно. Возникает не в толпе, а среди населения или его отдельных групп. Формы проявления паники: 1) массовое бегство – это неосознанное бегство людей от мнимой или реальной опасности; 2) панические настроения – это психологические состояния отдельных лиц или целых классов, слоев общества, при котором меняется соотношение между ориентирующими и регулирующими компонентами, эмоциональным и рациональным. Поведение становится подвержено случайным стимулам и плохо предсказуемо; 3) экономическая паника чаще всего встречается на банковских биржах, в силу чего наблюдается либо неимоверный наплыв вкладчиков, либо финансовый кризис, при инфляции, повышении цен и смене экономического уклада жизни в стране. Факторы, способствующие развитию паники: 1) атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей; 2) опасности, которая в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем или потерей имущества; 3) кратковременность ситуации для принятия решения, от которого многое зависит; 4) необходимости действовать без осознанного плана; 5) наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов; 6) большое количество людей, подверженных панике; 7) некоторые непредсказуемые физические, психические и социальные факторы (стечение обстоятельств). Факторы препятствующие панике: 1) социально-демографические особенности: а) высокий уровень образованности; б) имущественный статус; в) мужской пол; г) взрослый возраст; 2) психологические свойства личности (критичность мышления, уверенность в себе, пониженная внушаемость). Развитие паники: 1) появление стимула к панике; 2) сильная эмоциональная реакция отдельных индивидов, которые начинаю метаться и сеять панику; 3) эмоциональное заражение окружающих, которые также приходят в паническое движение; 4) всеобщая паника, которая сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве; 5) восстановление спокойствия в результате поредения толпы и потери сил, апатия. Способы предотвращения паники: 1) на первом этапе – громкое и властное убеждение; 2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей; 3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий).
Психология власти
Власть – это возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают (объект власти), обязан повиноваться тому, кто приказывает (субъект власти). Для власти обязательно: 1) наличие не менее двух партнеров; 2) подчинение объекта приказу субъекта власти; 3) наличие общественных норм, устанавливающих, право субъекта власти отдавать приказы и обязанность объекта власти им подчиняться. Виды власти: 1) власть принуждения строиться на страхе наказания субъектом объекта влияния, лишением его каких-либо благ, что нередко выступает для человека в качестве мотивационной силы, побуждая его действовать соответствующим образом. Однако, злоупотребление наказаниями негативно влияет на социально-психологический климат коллектива, ведет к возникновению у подчиненного лица негативного отношения к руководителю, к сокрытию своего неподчинения и неудач, взаимному недоверию руководителя и подчиненного; 2) власть вознаграждения базируется на способности субъекта власти каким-либо образом наградить объект власти в случае достижения им позитивных итогов деятельности последнего. Причем, это может быть как материальное вознаграждение (премия, подарок), так и признание, похвала, продвижение по служебной лестнице, более высокий разряд, получение нового рабочего инструмента, интересное трудное задание, заграничная командировка и т. д. Однако, и в этом случае присутствует элемент страха наказания в случае невыполнения работы в срок; 3) экспертная власть возникает в результате приписывания субъекту влияния значительного превосходства в знаниях или опыте. Так, мы обычно доверяем врачу или юристу, поскольку за этими советами стоят годы профессионального обучения и соответствующей практики, хотя можем не понимать всех их объяснений. Для данного типа власти характерно распространение силы власти за пределы данной специфической сферы: признавая высокую компетентность какого-либо специалиста в какой-то конкретной области, мы порой полагаем, что он является столь же компетентным и в других областях. В случае возникновения недоверия к источнику такой власти возникает «эффект бумеранга» – человек стремится поступать противоположным образом в ответ на воздействие такого лица; 4) информационная власть проистекает из убедительного содержания какого-либо сообщения самого по себе и не зависит ни от личности субъекта влияния, ни от характера его взаимоотношений с объектом. Данный тип власти может приводить к серьезным внутренним, устойчивым изменениям убеждений, установок или ценностей объекта власти; 5) референтная власть базируется на идентификации объекта с субъектом влияния, на чувстве общности с ним. При этом субъект влияния воспринимается как образец для подражания, которому объект внимания стремится подражать. в негативных формах. Референтное влияние может проявляться в случае, когда субъект влияния нам несимпатичен («эффект бумеранга»); 6) легитимная власть основана на убеждении объекта в законности власти субъекта и своей обязанности подчиняться ему. Выделяют: а) легитимную власть взаимности – основана на стремление «дать, чтобы взять» (например, взяточничество); б) легитимная власть справедливости основана на убеждении в справедливости своих действий («Я это заработал»); в) легитимная власть ответственности (или зависимости) основана на том, что субъект принуждает объекта помочь или прислушаться к нему, так как он – сильный и должен помогать слабому. Обычно используется теми людьми, которые чувствуют недостаточность у себя других форм власти. Различные виды власти взаимосвязаны. Использование одного типа власти может сильно повлиять на другие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.009 с.) |