Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические свойства толпыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В когнитивной сфере толпы: 1) неспособность к осознанию – толпа движима бессознательными, инстинктивными и импульсивными мотивами; 2) особенности воображения – толпа обладает свойством создавать простые и ясные образы, равные по своей живости к реальным; 3) искажение информации и событий вплоть до коллективных галлюцинаций; 4) особенности мышления: а) нелогичность мышления; б) нереальность создаваемых им образов; в) отсутствие осмысления; г) рассуждения основываются на ассоциациях, но связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью; д) воспринимаются лишь простые, понятные и устраивающие толпу идеи; е) толпе неважно реалистичные это идеи или нет; ж) действия толпы всегда непредумышленны; з) категоричность суждений; и) консерватизм – нетерпимость к новшествам и безграничное благоговение перед традициями; к) внушаемость равная по силе внушаемости в гипнотическом состоянии; л) максимализм – внушенные толпе, идеи или верования воспринимаются или отвергаются целиком; м) абсолютизм – идеи воспринимаются или как абсолютные истины, или как абсолютные заблуждения; н) понятие невозможного для толпы не существует; о) склонность к заражаемости и подражанию; 5) толпе свойственно состояние выжидательного внимания, которое облегчает внушение; Для эмоционально-волевой сферы: 1) эмоциональный «резонанс» – участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием; 2) высокая чувственность – толпа обладает только простыми и крайними чувствами, которые сильно преувеличены; 3) исчезновение индивидуальности людей и рождение надиндивидуального (трансцендентального) «Я» толпы; 4) высокая сила импульсов толпы, которые не поддаются подавлению даже инстинкту самосохранения; 5) распространение и преувеличение чувств происходит благодаря внушению, заражению и всеобщему одобрению, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы; 6) отсутствует ответственность; 7) уверенность в безнаказанности и чувство всемогущества дают возможность людям в толпе проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для них вне толпы; 8) для толпы характерна односторонность чувств; 9) экстремизм – все силы толпы направлены на разрушение; 10) сплочение толпы происходит лишь при возникновении противостоящего ей начала; 11) толпа не способна к рефлексии, она не может оценить свои поступки со стороны, у неё отсутствует критическое отношение к себе; 12) толпе свойственно переоценивать себя и свою безупречность; 13) доброту толпа считает слабостью и подчиняется только силе; 14) желания и потребности толпы очень сильны, но недолговечны. В темпераментальной сфере: 1) физическая активность – идея, овладевшая толпой, стремится выразиться в действии; 2) диффузность – побудители толпы очень разнообразны, чем объясняется её чрезвычайная изменчивость и непостоянность мнений; 3) толпа обладает легкой превращаемостью из одного вида в другой. В моральной сфере: 1) моральность – толпа может демонстрировать высокую нравственность, возвышенные чувства и намерения, такие как самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др. Однако, эти намерения могут очень быстро менять свою полярность с плюса на минус; 2) для толпы характерно слепое подчинение, возведение вождя в ранг Бога, и способность следования за ним куда угодно. Толпа нуждается в беспрекословной вере и обладает свирепой нетерпимостью, ко всем кто пытается оспаривать её мнение.
Особенности поведения индивида в толпе
Попадая в толпу индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе. Свойства человека толпы: 1) пониженный самоконтроль – снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию; 2) потеря индивидуальности и единение человека с толпой – люди в толпе постепенно утрачивают индивидуальные цели и намерения, происходит уравнение их психологических проявлений, их поведение становится похожим друг на друга. Индивиды, составляющие толпу вне зависимости от их образа жизни, занятий, характера и мыслительных способностей превращаясь в толпу образуют коллективную душу, заставляющую их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Толпа как система, состоящая из отдельных элементов (индивидов), объединенных вместе приобретает те качества, которые не были свойственны ни одному её элементу (индивиду) в отдельности; 3) бездуховность – приобретая коллективную душу, человек как бы теряет свою; 4) инстинктивность – преобладание инстинктивных желаний над волей, чему в немалой степени способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. Наблюдается социальная деградация личности; 5) анонимность – индивидуальность человека теряется в «безликой массе», человек как бы оказывается в толпе безымянным. Анонимность создает ложное ощущение независимости от каких-либо связей, его руки «развязываются»; 6) безответственность – утрата чувства ответственности, являющегося сдерживающим началом для индивида; 7) неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями; 8) снижение интеллектуальных качеств личности – толпа как бы уравнивает интеллект всех входящих в неё личностей взятых вне толпы; 9) не критичность мышления – воспринимаемая информация и собственное поведение индивида оцениваются им по заниженным нормам; 10) особенности переработки информации человека толпы заключаются в том, что он легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, приэтом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи; 11) бессознательность – в толпе происходит растворение сознательной личности. Человек толпы действует, не осознавая истинных мотивов опасности, жестокости, несправделивости и ужасности своих действий; 12) повышенная внушаемость – человеку толпы свойственна большая доверчивость к необычной информации, заведомо невыполнимым обещаниям, он может следовать невероятным, абсурдным призывам, лозунгам; 13) повышенная активность – обусловлена мобилизацией всех ресурсов индивида, благодаря чему в толпе человек может проявить такие физические качества, которые недоступны ему вне толпы (быстро бежать, поднять что-то тяжелое, высоко прыгнуть и т. д.); 14) чувство всемогущества и неодолимой силы, также способствует тому, что индивид поддаётся скрытым инстинктам; 15) непредсказуемость, нетипичность, необычность поведения; 16) состояние человека в толпе близко к гипнотическому трансу; 17) немотивированность поведения – индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересам толпы; 18) повышенная эмоциональность восприятия всего, что человек видит и слышит вокруг себя. Однако, человек не замечает оттенков, он воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.
Психология слухов
Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения. Модель психологического воздействия слухов включает: 1) источник слуха; 2) субъект психологического воздействия – индивид передающий слух; 3) собственно слух; 4) объект психологического воздействия – индивид воспринимающий слух. Этапы психологического воздействия слухов: 1) операционный – воздействие субъекта; 2) процессуальный – принятие (непринятие) воздействия объектом; 3) результат воздействия слуха – последствия перестройки психики объекта. Слухи оказывают воздействие на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астенические психические состояния, вплоть до истерики. Виды слухов: 1) по достоверности: а) абсолютно недостоверные; б) недостоверные с элементами правдоподобия; в) правдоподобные; г) достоверные с элементами неправдоподобия. 2) по экспрессивности: а) слух-желание; б) пугающий слух; в) агрессивный слух. 3) по происхождению: а) стихийные; б) умышленно сфабрикованные: › первичные – изначально сфабрикованные слухи; › вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами. 4) по силе влияния: а) будоражащие групповое мнение; б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение; в) разрушающие связи между лицами и группами. Факторы, способствующие распространению слухов: 1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.); 2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке; 3) недоверие к информации властей; 4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.); 5) общая усталость, изнурение; 6) подтверждение предыдущих слухов; Мотивы распространения слухов: 1) потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею; 2) чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности; 3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями; 4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников; 5) подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку; 6) стремление выйти в лидеры; 7) желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор. Социально-психологические особенности восприятия слухов: 1) стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон; 2) стремление спасаться вместе со всеми; 3) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности; 4) одобрение слуха большинством; 5) легкая внушаемость и заражаемость части людей; 6) низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха. Функции слухов: 1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира; 2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям; 3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека; 4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение. Последствия слухов: 1) рост напряженности; 2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности; 3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами; 4) снижение работоспособности; 5) увеличение конфликтов 6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.
Психология паники
Паника (греч. panikon – безотчетный ужас) – это состояние массового страха при явной или мнимой угрозе. Характеристики паники: 1) возникает в больших по численности группах; 2) вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе; 3) возникает стихийно и неорганизованно; 4) свойственна поведенческая неопределенность людей (состояние растерянности, неясности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом). Виды паники: 1) по охвату людей: а) массовая – охватывает большие массы людей (при пожарах, наводнениях и т. д.); б) индивидуальная – паника отдельного человека (студента перед экзаменом, женщины перед родами); 2) по характеру: а) аффективная паника – групповая реакция, регулируемая мгновенно охватившими людей сильными чувствами ужаса и страха. Начинается с индивидуальной паники отдельных истерических, высоко внушаемых личностей (паникеров), которые заражают паническими настроениями других людей. Характерно состояние острого психоза, истерии, не контролируемого поведения, туманное восприятие окружающего; б) поведенческая паника (панические настроения) – это эмоционально продиктованные осмысленные решения и действия, которые не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающих к ним. Развивается и затухает постепенно. Возникает не в толпе, а среди населения или его отдельных групп. Формы проявления паники: 1) массовое бегство – это неосознанное бегство людей от мнимой или реальной опасности; 2) панические настроения – это психологические состояния отдельных лиц или целых классов, слоев общества, при котором меняется соотношение между ориентирующими и регулирующими компонентами, эмоциональным и рациональным. Поведение становится подвержено случайным стимулам и плохо предсказуемо; 3) экономическая паника чаще всего встречается на банковских биржах, в силу чего наблюдается либо неимоверный наплыв вкладчиков, либо финансовый кризис, при инфляции, повышении цен и смене экономического уклада жизни в стране. Факторы, способствующие развитию паники: 1) атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей; 2) опасности, которая в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем или потерей имущества; 3) кратковременность ситуации для принятия решения, от которого многое зависит; 4) необходимости действовать без осознанного плана; 5) наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов; 6) большое количество людей, подверженных панике; 7) некоторые непредсказуемые физические, психические и социальные факторы (стечение обстоятельств). Факторы препятствующие панике: 1) социально-демографические особенности: а) высокий уровень образованности; б) имущественный статус; в) мужской пол; г) взрослый возраст; 2) психологические свойства личности (критичность мышления, уверенность в себе, пониженная внушаемость). Развитие паники: 1) появление стимула к панике; 2) сильная эмоциональная реакция отдельных индивидов, которые начинаю метаться и сеять панику; 3) эмоциональное заражение окружающих, которые также приходят в паническое движение; 4) всеобщая паника, которая сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве; 5) восстановление спокойствия в результате поредения толпы и потери сил, апатия. Способы предотвращения паники: 1) на первом этапе – громкое и властное убеждение; 2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей; 3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий).
Психология власти
Власть – это возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают (объект власти), обязан повиноваться тому, кто приказывает (субъект власти). Для власти обязательно: 1) наличие не менее двух партнеров; 2) подчинение объекта приказу субъекта власти; 3) наличие общественных норм, устанавливающих, право субъекта власти отдавать приказы и обязанность объекта власти им подчиняться. Виды власти: 1) власть принуждения строиться на страхе наказания субъектом объекта влияния, лишением его каких-либо благ, что нередко выступает для человека в качестве мотивационной силы, побуждая его действовать соответствующим образом. Однако, злоупотребление наказаниями негативно влияет на социально-психологический климат коллектива, ведет к возникновению у подчиненного лица негативного отношения к руководителю, к сокрытию своего неподчинения и неудач, взаимному недоверию руководителя и подчиненного; 2) власть вознаграждения базируется на способности субъекта власти каким-либо образом наградить объект власти в случае достижения им позитивных итогов деятельности последнего. Причем, это может быть как материальное вознаграждение (премия, подарок), так и признание, похвала, продвижение по служебной лестнице, более высокий разряд, получение нового рабочего инструмента, интересное трудное задание, заграничная командировка и т. д. Однако, и в этом случае присутствует элемент страха наказания в случае невыполнения работы в срок; 3) экспертная власть возникает в результате приписывания субъекту влияния значительного превосходства в знаниях или опыте. Так, мы обычно доверяем врачу или юристу, поскольку за этими советами стоят годы профессионального обучения и соответствующей практики, хотя можем не понимать всех их объяснений. Для данного типа власти характерно распространение силы власти за пределы данной специфической сферы: признавая высокую компетентность какого-либо специалиста в какой-то конкретной области, мы порой полагаем, что он является столь же компетентным и в других областях. В случае возникновения недоверия к источнику такой власти возникает «эффект бумеранга» – человек стремится поступать противоположным образом в ответ на воздействие такого лица; 4) информационная власть проистекает из убедительного содержания какого-либо сообщения самого по себе и не зависит ни от личности субъекта влияния, ни от характера его взаимоотношений с объектом. Данный тип власти может приводить к серьезным внутренним, устойчивым изменениям убеждений, установок или ценностей объекта власти; 5) референтная власть базируется на идентификации объекта с субъектом влияния, на чувстве общности с ним. При этом субъект влияния воспринимается как образец для подражания, которому объект внимания стремится подражать. в негативных формах. Референтное влияние может проявляться в случае, когда субъект влияния нам несимпатичен («эффект бумеранга»); 6) легитимная власть основана на убеждении объекта в законности власти субъекта и своей обязанности подчиняться ему. Выделяют: а) легитимную власть взаимности – основана на стремление «дать, чтобы взять» (например, взяточничество); б) легитимная власть справедливости основана на убеждении в справедливости своих действий («Я это заработал»); в) легитимная власть ответственности (или зависимости) основана на том, что субъект принуждает объекта помочь или прислушаться к нему, так как он – сильный и должен помогать слабому. Обычно используется теми людьми, которые чувствуют недостаточность у себя других форм власти. Различные виды власти взаимосвязаны. Использование одного типа власти может сильно повлиять на другие.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |