Психология взаимоотношений родителей и детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология взаимоотношений родителей и детей



 

Обстоятельства, определяющие отношение родителей к ребенку:

1) общий уровень образования и культуры родителей;

2) психологическая и педагогическая подготовленность родителей;

3) особенности воспитания родителей;

4) психологический климат в семье, психологический тип семьи;

5) запланированность беременности;

6) наличие или отсутствие проблемы деторождения;

7) особенности протекания беременности у женщины;

8) особенности рождения ребенка (роды в норме, с осложнениями, с патологией);

9) психологическая конституция родителей;

10) особенности психологической социализации родителей;

11) психогенетическая наследственность ребенка и др.

Психологические типы родителей:

1) паранойяльный родитель практически все пытается решить за ребенка, который является средством реализации его несбывшихся надежд, воспитание жесткое, подавляющее личность;

2) эпилептоидный родитель строит воспитании на точном выполнении режима дня, соблюдении правил аккуратности, гигиены, санитарии, которые сочетаются с невниманием к личности ребенка, часто прибегают к телесным наказаниям;

3) гипертимный родитель строит свои отношения с ребенком на уровне приятельских, не ограничивает ни в чем, ни ребенка, ни себя;

4) истероидный родитель использует своего ребенка как демонстрацию своих успехов в воспитании, если ребенок достигает таких успехов или себя-хорошего, на фоне «плохого» ребенка, если тот не имеет успехов;

5) Шизоидный родитель холоден и невнимателен к своим детям, между ним и ребенком отсутствует эмоциональный контакт, привязанность;

6) психастеноидный родитель характеризуются тщательностью ухода и глубоким эмоциональным и интеллектуальным контактом с ребенком;

7) гипотимный родитель концентрирует свое внимание на недостатках ребенка, не замечает его талантов и достоинств;

8) сензитивный родитель – характеризуется повышенной тревожностью мнительностью и мягкостью воспитательной системы. Дети таких родителей часто инфантильны.

Типы взаимоотношений родителей и детей:

1) гиперопека – характеризуется постоянным ограждением ребенка от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Родители ощущаю себя единым целым с ребенком. Ребенок воспринимается маленьким и беззащитным, его самостоятельность ограничивается, в результате чего ребенок вырастает инфантильным, безинициативным, эгоистичным;

2) диктат – подавление родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей, что способствует развитию инфантилизма, безинициативности. При этом может наблюдаться отвержение ребенка, когда он считается плохим и вызывает у родителей злость и раздражение;

3) невмешательство – родители мало уделяют внимания детям, они как бы вращаются на разных орбитах. Может наблюдаться гипопротекция, когда ребенок находится на втором плане, до него у родителей «руки не доходят» и игнорирование потребностей, когда ребенку не только не уделяют эмоционального и интеллектуального внимания, но и не удовлетворяют его естественные потребности (ребенок может быть голоден, плохо одет и т. д.). Дети вырастают самостоятельными, но эмоционально черствыми;

4) сотрудничество – характеризуется включением ребенка в совместную жизнедеятельность, посвящением его в проблемы и задачи семьи, совместное их. Ребенок принимается таким, какой он есть, родители уважают его индивидуальность, одобряют интересы и замыслы. Родители поощряют его инициативу и самостоятельность, им гордятся, ценят его интеллектуальные и творческие способности. Семья представляет собой сплоченный коллектив, в котором дети чувствуют свою нужность и полезность, они знают, что их любят и всегда защитят.

 

Психология супружеских взаимоотношений в семье

 

Типы личности супругов:

1) рациональный партнер характеризуется точным соблюдением прав и обязанностей; подходит к семейным отношениям ответственно и трезво оценивает их;

2) родительский партнер принимает на себя роль родителя, который заботится о другом, воспитывает его;

3) детский партнер выполняет в браке с родительским партнером роль ребенка, который ведет себя спонтанно и непосредственно, часто проявляет свою слабость и беспомощность;

4) независимый партнер – сохраняет в браке определенную дистанцию, стремится избежать излишней интимности в отношениях, холоден;

5) партнер, ориентированный на демократическое, равноправное сотрудничество, ожидающий равных прав и обязанностей;

6) романтический партнер, характеризуется ориентацией на душевное согласие, крепкую любовь, сентиментальные символы;

7) товарищеский партнер – не ищет романтической любви, ему больше нужен товарищ, с которым он мог бы разделить повседневные тяготы и заботы, прожить жизнь.

Патологические типы супругов:

1) эпилептоидный супруг – любит порядок и не терпит неаккуратности, характеризуется повышенной злобливостью. В интимных отношениях действует механически в рамками консервативных форм;

2) паранойяльный супруг характеризуется недоверием, желанием проконтролировать действия партнера. В интимной сфере ему также свойственна механоцентрическая установка, он не стремиться к духовному слиянию с супругом;

3) гипертимный супруг всегда в хорошем настроении, часто заводит романы на стороне. Высоко сексуален, умеет получать удовольствие сам и давать его партнеру;

4) истероидный супруг добивается своих целей любой ценой, склонен к тщеславию. Интимные отношения строят на любви;

5) шизоидный супруг – эмоционально холоден и малоразговорчив, не стремиться раскрыть душу и узнать партнера глубже;

6) психастеноидный супруг характеризуются повышенной тревожностью, получает удовольствие, доставляя наслаждение партнеру;

7) гипотимный супруг характеризуется вечно пониженным фоном настроения, мало сексуален;

8) сензитивный супруг – характеризуются повышенной чувствительностью, в семье очень ласков, ищет в партнере эмоциональную близость и чувство защищенности.

Типы супружества:

9) супружество с двусторонней зависимостью – характеризуется пассивностью в отношениях обоих супругов, где каждый мечтает о любви, и думает, что в браке он дает больше, нежели получает;

10) паранойяльные супружеские отношения – характеризуются паранойяльными проявлениями одного из супругов и склонностью к депрессии другого. Предметом паранойяльности чаще всего является неверность супруга;

11) открытое партнерство – характеризуется следующими особенностями:

а) жизнь строиться на основе настоящего, исходя из реалистических желаний;

б) собственный стиль жизни;

в) планирование будущего, думая о старости и не отказываясь от радостей в настоящем;

г) уважение к личной жизни партнера, не навязывание ему своего мнения и вкусов;

д) партнеры не ждут, что один угадает мысли другого и интуитивно почувствует его переживания, а открыто говорят о них;

е) партнеры делятся друг с другом как положительными, так и негативными чувствами, без критических оценок;

ж) партнеры не придерживаются слепо мужских или женских ролей, а пробуют менять роли;

з) право каждого на собственные интересы и увлечения принимается как должное;

и) партнеры справедливо распределяют ответственности и блага;

к) каждый из партнеров живёт согласно своей картине мира и не стремиться переделывать мир другого;

л) партнеры не унижают достоинство друг друга;

м) они доверяют друг другу;

н) они счастливы находиться рядом друг с другом.

 

Психология брака и развода

 

Брак – исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения как в правовом, так и морально-этическом плане.

Виды браков:

1) традиционный брак – предполагает официальное оформление отношений, состоит из разнополых партнеров;

2) гражданский (неофициальный) брак – состоит в совместном проживании супругов;

3) гомосексуальный брак – состоит из однополых партнеров;

4) открытый брак, подразумевающий наличие других сексуальных партнеров;

5) свининг – временный обмен сексуальными партнерами;

6) групповой брак – супружеские отношения трех и более лиц;

7) двухшаговый брак, предполагает заключение между супругами специфического брачного контракта, оговаривающего их права и обязанности.

Факторы стабильности брака:

1) на этапе добрачного ухаживания:

а) высшее образование мужа;

б) социальное положение семьи в целом;

в) положительная оценка респондентами успешности семейной жизни родителей;

г) продолжительность добрачного знакомства, ухаживания;

д) взаимное положительное первое впечатление друг о друге;

е) период ухаживания (год-полтора года);

ж) инициатива о заключении брака со стороны мужчины;

з) принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания;

и) сопровождение регистрации брака свадебными торжествами;

2) на этапе собственно семейной жизни:

а) высокие репродуктивные установки женщин;

б) наличие в семье главы;

в) совместное принятие основных семейных решений;

г) равноправное распределение хозяйственно-бытовых обязанностей по уходу за детьми;

д) совместное проведение супругами свободного времени;

е) сходство семейных ценностей;

ж) высокая ролевая адекватность;

з) низкая конфликтность в разных сферах жизни;

и) высокое уважение и эмоциональное принятие супругами друг друга;

к) высокая адекватность восприятия супругами друг друга.

Стадии развода:

1) стадия разочарования или отрицания;

2) стадия эрозии (любви);

3) стадия отчуждение;

4) стадия установление раздельного проживания;

5) стадия оплакивание;

6) стадия второе подростничество;

7) стадия тяжелой работы по адаптации к разводу.

Факторы способствующие разводу:

1) на этапе добрачного ухаживания:

а) ранний или поздний возраст вступления в брак;

б) превышение возраста жены над возрастом мужа;

в) высшее образование жены;

г) более высокое образование жены, чем мужа;

д) гетерогенность социального положения супругов;

е) городское происхождение супругов или городское происхождение у жены и сельское – у мужа;

ж) воспитание в неполной семье;

з) отсутствие братьев (сестер) у будущих супругов;

и) неустойчивость отношений в период знакомства;

к) наличие добрачной беременности;

л) отрицательное отношение родителей к браку;

м) национальная гетерогенность супругов;

2) на этапе собственно семейной жизни:

а) употребление алкоголя супругом;

б) расхождение репродуктивных установок мужа и жены;

в) расхождение установок супругов на профессиональную работу жены;

г) расхождение установок супругов на характер главенства в семье;

д) расхождение установок на распределение хозяйственно-бытовых обязанностей;

е) расхождение установок супругов на совместность-раздельность домашнего/внедомашнего проведения досуга;

ж) негативная оценка друзей-подруг другого супруга;

з) ограниченность общения, увлечений, интересов;

и) отсутствие адаптивного поведения и установок супругов;

к) расхождение установок мужа и жены на характер духовного общения;

л) неудовлетворенность сексуальными отношениями;

м) отсутствие доверия и поддержки со стороны другого супруга;

н) расхождение установок мужа и жены на характер помощи со стороны родителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.039 с.)