Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы психологической защитыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Замещение – замена вытесненного фрустрирующего (вызывающего тяжелые переживания) объекта, потребности или деятельности на другой объект, потребность или деятельность. Замещение может проявляться в виде ошибочных действий, острот, некоторых компонентов сновидений, невротических симптомов и др. разновидностями замещения являются: 1) сублимация – подмена сексуального влечения художественной и интеллектуальной и другими видами деятельности. Благодаря сублимации вырабатывается конструктивное поведение и происходит разрядка негативного импульса; 2) бегство в работу; 3) фантазия (бегство в грезы) – бессознательная или сознательная замена реальности иллюзорным исполнением честолюбивых и эротических желаний. Вытеснение – процесс изгнания из сознания неприемлемых для индивида переживаний, мыслей, воспоминаний и перевод их в сферу бессознательного. Однако, вытесненные мысли и переживания не исчезают бесследно и могут проявляться в виде оговорок, сновидений и т. д. Отрицание – частный случай вытеснения, выражается в бессознательном отказе субъекта признать существование определенных событий, переживаний, ощущений, внешних факторов, которые могут ему угрожать. Проекция – это процесс осознанного или бессознательного перенесения субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты, в результате которого происходит приписывание собственных, обычно вытесненных, побуждений и чувств другим людям. Проецироваться могут как положительные, так и отрицательные свойства и состояния. Рационализация – бессознательное стремление к рациональному объяснению своего поведения неправильными, но удобными причинами. Рационализация действует как маскировка, сокрытие от сознания истинных мыслей, чувств, мотивов поведения, признание которых грозило бы потерей самоуважения, и формулировка более приемлемых объяснений для обеспечения внутреннего комфорта. Реактивное образование – преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Выражается в развитии установок и форм поведения, которые противоположны неприемлемым желаниям и чувствам. Процесс реактивного образования происходит поэтапно: в начале происходит подавление неприемлемых импульсов, затем развитие соответствующих установок и форм поведения. Фиксация – прочная бессознательная связь с определенными лицами и образами, которая способствует апробированию эффективных стереотипов поведения. Фиксация может быть актуальной, явной, но может способствовать и регрессии субъекта. Интеллектуализация – механизм защиты, при котором человек реагирует на угрожающую опасность бесстрастно, оценивая ее как интересное явление или предмет для изучения. Для этого механизма характерно чрезмерное преувеличение роли рассудочных компонентов при полном игнорировании эмоциональных, аффективных, чувственных составляющих анализа. Интеллектуализация обычно не способствует преодолению фрустрирующих переживаний, поскольку эмоциональный компонент остается в сознании человека, проявляясь в виде невротических состояний. Подавление – выведение части душевных переживаний из сознания. Изоляция – отстранение ассоциативных связей при осознании угрозы опасности. Регрессия – механизм ухода от действительности, выражающийся во временном переходе, возврате на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения или мышления, на примитивный уровень психического развития. Проявляется в виде истерических реакций, сосания пальцев, игнорировании сексуальных отношений и др. Идентификация – уподобление объекту, вызывающему фрустрацию. Проявляется в неосознаваемом следовании образцам и идеалам.
Психология человеческой агрессивности
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или насильственного причинения вреда другому живому существу. Типы агрессии: 1) физическая-активная-прямая агрессия – это нанесение другому человеку прямого физического вреда (например, нанесение ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия); 2) физическая-активная-непрямая – это непрямое нанесение физического вреда (например, закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага); 3) физическая-пассивная-прямая – состоит в физическом недопущении другого человека к желаемой цели или желаемой деятельности (например, сидячая демонстрация); 4) физическая-пассивная-непрямая – проявляется в отказе от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации); 5) вербальная-активная-прямая – состоит в словесном оскорблении или унижении другого человека; 6) вербальная-активная-непрямая – характеризуется распространением злостной клеветы или сплетен о другом человеке; 7) вербальная-пассивная-прямая – состоит в отказе разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.; 8) вербальная-пассивная-непрямая – выражается в отказе давать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют). Теории агрессии: 1) психоаналитическая теория агрессии рассматривала агрессию с точки зрения врожденного инстинкта смерти. Согласно З. Фрейду, агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти, т. е. агрессия – это инстинкт смерти, спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты; 2) эволюционистская теория агрессии в качестве источника агрессивного поведения рассматривала другой врожденный механизм – инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека. Один из последователей этой теории Лоренц предполагал наличие длительного эволюционного пути развития; 3) социобиологическая теория агрессии рассматривала агрессивные взаимодействия с конкурентами как один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами – недостатком пищи или брачных партнеров; 4) теории побуждения выделяли в качестве источника агрессии вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Теория фрустрации-агрессии – одна из теорий побуждения, согласно которой побуждение к агрессии возникает у индивида, пережившего фрустрацию (тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности). Часто агрессивные действия, нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно (смещенная агрессия); 5) когнитивная теория основное внимание уделяет рассмотрению эмоциональных и когнитивных процессов, лежащих в основе агрессии. В основе агрессии, согласно данной теории, лежит осмысление или интерпретация индивидом чьих-то действий, как угрожающих или провокационных, что оказывает определенное влияние на его чувства и поведение; 6) теории социального научения рассматривают агрессию как социальное явление, как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В связи с этим, для понимания причин агрессии необходимо учитывать то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена, факторы, которые спровоцировали ее проявление и условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Предполагается, что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии.
Психология общения
Общение – это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности. В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие. Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, так как процесс общения происходит осознанно и опосредствован речью. В процессе общения выделяют следующие фазы: 1) фаза взаимонаправленности; 2) фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия); 3) фаза взаимоинформирования (собственно действие); 4) фаза взаимоотключения (свертывания контакта). Фазы 2 и 3 в процессе контакта могут повторяться, при этом происходит новое отражение партнера, чье поведение уже изменено произошедшим обменом информацией. Характеристики общения: 1) содержание общения включает передачу информации, восприятие и взаимооценку партнеров. Информация может содержать: а) сведения о внутреннем мотивационном состоянии живого существа; б) о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении; в) данные об эмоциональных состояниях (печаль, страдание, радость, гнев, удовлетворенность и т. п.), ориентированные на то, чтобы настроить другое живое существо на контакт; г) информация о состоянии внешней среды, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов (пищи, воды, другого существа); д) знания о мире и приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки (свойственны только человеческому общению); 2) целью общения у животных может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Цели общения человека значительно шире, они включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей; 3) внешняя сторона общения, которая выражается: а) коммуникативной активностью; б) интенсивностью действий; в) инициативностью; г) мастерством и др.; 4) внутренняя сторона общения, под которой подразумевается отражение субъективного восприятия взаимодействия и реакции на реальный или ожидаемый контакт; 5) стили общения, которые отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили разделяются на: а) дружеский; б) подавляющий; в) популистский; г) заигрывающий; д) требовательный; е) деловой; ж) позиционный; з) сдержанный и др.; 6) средства общения; 7) функции общения. При общении выделяют три зоны восприятия пространства: 1) интимная (20–30 сантиметров до тела человека) – для очень близких людей; 2) личностная (один метр до тела человека) – для людей, с которыми установлены ровные отношения; 3) социальная (три метра до тела человека) – допускаются все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт. Знание закономерностей общения является очень важным как для педагога, так и для врача, юриста, бизнесмена.
Структура общения
В структуре общения различают: 1) коммуникативную сторону; 2) интерактивную сторону; 3) перцептивную сторону. Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми. Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения: 1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие; 2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу; 3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга; 4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего); 5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера. Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности: 1) субъект общения – коммуникатор; 2) объект общения – реципиент; 3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации; 4) действия общения – единицы коммуникативной активности; 5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения; 6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения. Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений. Типы взаимодействия: 1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности: а) кооперация; б) согласие; в) приспособление; г) ассоциация; 2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий: а) конкуренция; б) конфликт; в) оппозиция; г) диссоциация. Факторы, влияющие на тип взаимодействия: 1) степень единства подходов к решению проблем; 2) понимание обязанностей и прав; 3) способы решения возникающих проблем и др. Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга. Структурные элементы социальной перцепции: 1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения; 2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения; 3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации. В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания. Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия: 1) особенности субъекта: а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта; б) возраст; в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают; г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии; д) психическое состояние; е) состояние здоровья; ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия; з) ценностные ориентации; и) уровень социально-психологической компетентности и т. д. 2) особенности объекта: а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности; б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности. 3) отношения между субъектом и объектом восприятия; 4) ситуация, в которой происходит перцепция.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.138 (0.012 с.) |