ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ № 17. Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия



Примером исследований межгруппового взаимодействия могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т. Адорно, враждебности и страха в психоаналитических теориях и т. д.

Экспериментальные исследования в этой области были проведены М. Шерифом в американском лагере для подростков.

Подросткам была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения.

Было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу.

На третьей стадии группам была задана различная деятельность на условиях соревнования, и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью.

Замер отношений «бывших» групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась.

М. Шериф предложил групповой подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия, однако были утрачены чисто психологические характеристики – когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие различные аспекты этого взаимодействия.

В рамках этой ориентации и были выполнены эксперименты А. Тэшфела.

Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и в негрупповую враждебность по отношению к чужой группе), А. Тэшфел рассматривал причину этих явлений.

Он показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами.

В эксперименте студентам показали две картины художников и предложили посчитать количество точек на каждой картине.

Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у одного художника, в другую – те, кто зафиксировал их больше у другого. Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и была выявлена приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе.

Это позволило А. Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявлении враждебности к чужой группе.

Был сделан вывод о том, что область межгрупповых отношений – это сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен, по мнению А. Тэшфела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений.

Группа несет в себе структуру внутренних межличностных формальных и неформальных отношений, которые связаны с внешними отношениями группы.

Внешние отношения влияют на внутренние отношения группы. Эта зависимость была определена в исследованиях М. Шерифа, изучающего закономерности межгрупповых отношений: деление большой социальной группы на более мелкие (подгруппы) способствует формированию социального чувства принадлежности – чувства «мы», которое порождает восприятие социальных феноменов через призму «своих» и «чужих».

В условиях соревновательной деятельности конфликт интересов провоцирует развитие агрессии, враждебности по отношению к представителям другой группы.

Происходит усиление внутригрупповой солидарности, увеличивается непроницаемость границ группового членства.

Усиливается социальный контроль в группе, уменьшается степень отклонения индивидов от выполнения групповых норм. Угроза со стороны другой группы вызывает позитивные изменения в структуре группы, чувствующей себя в опасности.

Ведущим отношением между социальными группами является отношение соперничества.

Важнейший фактор влияния на межгрупповые отношения – характер совместной деятельности, исследованием которого занимался В. Хановес, участник международной экспедиции.

Ее участники отличались друг от друга по национальности, возрасту, культуре, религии, политическим взглядам и т. д.

За время экспедиции группа делилась на подгруппы три раза.

На первом этапе совместной деятельности, когда напряжение было слабым, группа разделилась на две подгруппы по признаку общительности.

Межгрупповые отношения изменились, как только экспедиция стала сталкиваться с трудностями, требующими максимального приложения сил.

Наблюдалось появление трех подгрупп, образование которых было связано с отношением к работе.

Когда экспедиция подходила к концу, межгрупповые отношения вновь изменились: деление на подгруппы по уровню культуры.

Конфликтные отношения возникают между группами, которые имеют существенные основания для сравнения.

Выводы В. Хановеса: совместная деятельность – лучший способ узнать друг друга, особенно если деятельность протекает в экстремальной ситуации. Ни расовые, ни возрастные, ни социальные различия не играют существенной роли в отношениях между людьми.

Исключение – культурный уровень.

В экстремальной ситуации группа делится на микрогруппы несколько раз в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей субъектов взаимодействия.

Основными функциями межгрупповых отношений являются сохранение, стабилизация и развитие групп как функциональных единиц общественной жизни.

При взаимодействии с другими группами каждая стремится к устойчивому состоянию посредством сохранения относительного баланса тенденций интеграции и дифференциации.

Если во внешних отношениях группы усиливаются тенденции дифференциации, то внутренние отношения будут характеризоваться усилением тенденции интеграции.

Соперничество, сотрудничество, отношения неучастия – основные стратегии взаимодействия между группами. Доминирующая стратегия – стратегия соперничества.

ЛЕКЦИЯ № 18. Большие социальные группы

Психология нации

Большие социальные группы– общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Одна из классификаций людей в истории развития мировой цивилизации делит людей на расы.

По другой люди делятся по принадлежности к различным этносам.

Этнос– социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.

В основе существования этносов – осознание ими своей целостности.

Две исторические формы этнической общности людей – племя и нация.

В основе племенного разобщения людей по территории расселения, культуре и языку лежат родовые отношения.

С переходом от первобытной формации к экономической, основанной на товарно-денежных отношениях, этнос в виде племени превращается в этнос в виде нации.

Отличие нации от племени: объединяет людей, характеризуется социальным неравенством; возникновением государства, четких границ расселения, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка; формированием и развитием национальной гордости, проявлением национализма и шовинизма.

Нация– высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации.

Психология этнической общности (нации) – национальная психология – имеет свою материальную базу, носителей и отражает общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах подведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям.

Национальная психика– составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента – общественной психологии.

Национальная психология – результат длительного и специфического развития, в котором задействованы факторы:

Социально-политическое и экономическое развитие.Национальная психика зависит от производственных и общественных отношений.

Историческое развитиеэтнической общности – жесткие рамки многочисленных, но закономерных, временных, но качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики.

Возрастэтнической общности свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспективного развития или деградации.

Межнациональные отношения, их характер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям.

Культурное развитиеэтнической общности оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей.

Язык и письменностьопределяют своеобразие мышления ее представителей, отражают разнообразие их мировоззрения, взглядов на особенности своей жизни и деятельности.

Структура национальной психологии – совокупность национально-психологических явлений, составляющих ее содержание, включающая системообразующие и динамические компоненты.

К системообразующимотносят национальное самосознание, национальный характер, национальные интересы, ориентации, национальные чувства и настроения, традиции и привычки.

Национальное самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.

Национальный характер– исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих типичный образ действий.

Национальное сознаниеэтнических общностей – сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих уровень духовного развития нации.

Национальные интересы и ориентации– общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности.

Национальные чувства и настроения– эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям.

Национальные традиции и привычки– сложившиеся на основе опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни правила и нормы поведения, соблюдение которых стало общественной потребностью.

Динамические компонентыпсихологии нации позволяют осмыслить и наиболее точно выявить специфику проявления и функционирования национально-психологических феноменов.

Структура динамических компонентов: мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.

Мотивационно-фоновые национально-психологические особенностихарактеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей; интеллектуально-познавательные – определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики.

Эмоционально-волевые национально-психологические особенностиобусловливают функционирование у представителей этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит их деятельность.

Коммуникативно-поведенческие– определяют информационное и межличностное взаимодействие и взаимоотношения представителей конкретных народов.

Свойства национально-психологических особенностей:

1) способность детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования всех других психологических явлений, придавая им особую направленность;

2) невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю;

3) еще большее по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость;

4) их многообразие.

Психология класса

Классыв социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Существование классов связано с исторически определенными способами производства.

Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства.

Психология социального класса– форма духовного освоения классом условий его бытия, включающая в себя сознание класса, потребности и интересы класса, его взгляды, убеждения, чувства, настроения, традиции и некоторые другие элементы.

В качестве детерминантовпсихологии социального класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень развития, социально-экономические отношения данной формации.

Основу образованияпсихологии социального класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и другие субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей.

На характер классовой психологии оказывают влияние историческая ситуация, соотношение классовых сил в обществе, социальная база, на основе которой пополняется данный класс, психология других классов.

Психология класса формируется под воздействием его идеологии и испытывает влияние идеологии других социальных классов и межклассовых групп, прежде всего господствующих.

В классовом обществе общественное сознание существует и функционирует в форме сознания классов.

Сознание класса– продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данному классу, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей.

Различающиеся условия существования разных социальных классов порождают различные потребности, интересы и мотивы деятельности людей.

В своей совокупности они складываются в специфические психологические особенности, общие для большинства представителей класса.

Осознаваемые элементы классовой психологии, трансформируясь определенным образом, составляют содержание сознания класса.

Развитие сознания класса включает три уровня:

1) типологический, при котором представители класса идентифицируют себя и друг друга по внешним признакам;

2) идентификационный, когда появляется групповое самосознание на уровне первичной общности;

3) уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней.

Психология социального класса выступает как выражение психологической общности его интересов, взглядов, представлений, чувств.

В представлении о границах и структуре социальных классов, во-первых, всегда констатируется наличие рабочего класса (пролетариата), включающего наемных индустриальных и сельскохозяйственных рабочих, а также низших и средних служащих (торговых и конторских работников).

Во-вторых, отмечается существование класса буржуазии, в который входят крупные и средние собственники средств производства, в том числе и крупные фермеры, а также высший слой менеджеров.

В-третьих, выделяют средние социальные слои, включающие в себя мелкую буржуазию в промышленности и сельском хозяйстве и мелких собственников предприятий торговли и сферы обслуживания.

Многочисленную социальную общность во многих странах мира составляют представители маргинальных слоев.

Многие исследователи ведущим классообразующим признаком считают уровень дохода. Наиболее распространенная в США модель:

1) высший высший класс, который составляют очень богатые и знатные люди, представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства;

2) низший высший класс, включающий банкиров, видных политиков, владельцев крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным личным качествам;

3) высший средний класс, включающий в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту;

4) низший средний класс, который составляют наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т. д.;

5) высший низший класс, состоящий из наемных рабочих, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе;

6) низший низший класссоставляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.

У данной модели общества много критиков, считающих, что уровень дохода нельзя читать главным критерием классовой принадлежности.

Классы являются не только экономическими, но и социально-психологическими образованиями.

Сообразно условиям жизни людей того или иного класса у них вырабатывается более или менее определенное классовое сознание, формируются соответствующие черты классовой психологии.

Психология класса выступает как форма духовного освоения классом условий его бытия и представляет собой совокупность психологических черт, процессов и состояний.

Психология одного класса отличается от психологии другого по тому, какие из общественно психологических явлений в ней доминируют и каково их содержание в данный исторический момент.

В классовой психологии находят свое отражение и национально-психологические особенности людей.

Социальные условия жизни класса не создают всей совокупности психических черт индивида, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса черты личности.

Поэтому в общности психологических черт, типичных для представителей данного класса, и выражается реальность классовой психологии.

Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.

На каждом этапе экономического, социального и культурного развития общества классовое положение обусловливает объем и состав доступных им материальных и духовных благ, основное содержание их деятельности, их реальные возможности обладать теми или иными вещами.

Содержание потребностейзависит от того, что имеет человек, представитель класса и чего ему недостает.

Специфика его деятельности развивает в нем одни потребности и подавляет другие.

Интересы классаобусловлены положением класса в системе производственных отношений данного общества.

Они могут различаться по степени зрелости, которая зависит от уровня развития объективных потребностей класса.

Существуют и другие факторы, например субъективные, которые могут влиять на них (например, степень зрелости других классов).

Классовые интересы нельзя сводить только к экономическим, она затрагивает всю совокупность институтов, норм и ценностей, действующих в данном обществе.

Особо остро столкновение интересов различных классов проявляется в политической сфере, поскольку политические интересы – обобщенное выражение всех прочих интересов, в том числе и экономических.

Субъективная сторона интереса в том, что он представляет собой продукт деятельности психики и поэтому испытывает на себе влияние других элементов общественной психологии, в частности ценностей, норм поведения и др.

В основе формирования и развития ценностейкласса лежат его потребности, определяющие базовую значимость всей их системы – характер собственности на средства производства.

Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса.

Наряду с материальными ценностями выступают и феномены общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме, – духовные ценности.

Важное место в содержании классовой психологии занимают нормы поведения, функционирующие в виде определенных требований, предписаний и ожиданий соответствующего поведения. Класс или межклассовая группа с помощью норм, выработанных ими, регулируют, контролируют и оценивают поведение своих представителей.

Нормы поведения вырабатываются с учетом систем общественных отношений, интересов классов и представлений его о должном, допустимом, одобряемом, приемлемом или о нежелательном, неприемлемом.

По мнению ряда исследователей, классовая психология включает «психический склад» – некоторый психический облик социального класса, проявляющийся в социальном характере, традициях, нравах, привычках и т. д.

Они играют роль важных регуляторов поведения членов класса или межклассовой группы, а потому имеют большое значение в понимании особенностей классовой психологии.

Все составляющие классовой психологии находятся между собой в отношениях тесной взаимосвязи и взаимовлияния.

Изучение ее должно осуществляться с учетом этих взаимосвязей и взаимовлияний, что позволит глубже понять и объяснить ее своеобразие.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.014 с.)