Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.



В исследованиях скд деятельности, особенностей населения, эффективности работы учреждений скд, степени социализации, используются социологические методы. Эмпирическое социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об обследуемом объекте. В зависимости от конкретной задачи исследование может выступать как разведовательное, описательное или аналитическое исследование. В зависимости от потребности бывают разовые (точечные) или повторные. Повторные исследования, в свою очередь, делятся на трендовые, панельные и лонгитюдные. Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Панельные исследование – это исследования одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы. В зависимости от масштабов выделяют международные, общенациональные. региональные, отраслевые, локальные исследования. В скд деятельности чаще используются локальные исследования, но порой потребности программирования скд требуют региональных и отраслевых исследований. можно выделить 3 этапа,: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); завершающий (обработка и анализ данных, формулирование выводов и рекомендаций). Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Затем эта проблемная ситуация переводится в формулировку проблемы, которую необходимо исследовать. Для этого необходимо провести следующую теоретическую работу: 1) установить реальное наличие данной проблемы 2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы,. 3)вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики) 4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска; 5)проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу, провести беседы с компетентными людьми. На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. разделы: теоретические (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий),2 методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных); 3 организационный (план исследования, порядок исследования, распределение людских и финансовых ресурсов). Формирование гипотезы – заключительная часть теоретической подготовки исследования. Наряду с теоретическим, большое значение в исследовании имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования. Необходимо решить, исследовать весь изучаемый массив или его часть-выборку. Главным результатом процедуры выборки является определение ее объема. Объем выборки рассчитывается по специальным формулам. При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов: оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадеватные поставленной задаче; надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Наиболее экономичным является метод анализа документов, среди которых используются и публикации в прессе. Существуют разнообразные методы В социологии чаще используют 2 метода: неформализованный и формализованный. Нефо-ый метод предполагает использование умственных операций, направленных на выявление сущности и содержания документов. формализованный метод рассчитан на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов. При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов. Однако в большинстве случаев помимо или кроме анализа документов прибегают и к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т.д.

Заключительный этап исследований предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Обработка данных включает в себя: редактирование и кодирование информации, создание переменных, статистический анализ. Применяют самые разные виды группировки в исследовании: группировка при помощи простого суммирования однородных признаков, благодаря чему определяются абсолютные числа их проявлений в изучаемой совокупности; ранжирование, те. группировки изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака; шкалирование, т.е. группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы, каждый интервал которой выражает уровень или степень проявления изучаемого признака; табулирование, т.е. построение статистических таблиц. Группировка социологической информации может быть: по номинальному признаку (род занятий, национальность), по признакам, соответствующим ранговым шкалам, т.е. по возрастающей или по убывающей значимости того или иного признака; по количественному признаку (по возрастным интервалам, по уровню дохода и т.д); аналитический.

 

 

4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.

Отношение госу-а и церкви менялось в истории нашего госу-а. Этапы взаимодействия церкви и госуд-а: Начало 20 века – антогонизм; церкви преследовались, превращались в склады, магазины, клубы.

80-е гг – параллельное (мирное) существование. сегодня – взаимопроникновение («симфония»). Причина: общие цели: укрепление государственности влияние на мировоззрение общества Современные формы взаимодействия церкви и госу-а: Лиценз-е и аккредитация духовных заведений. Праздники имеют двойной стандарт (светские – православные) Доступ в СМИ СКД церкви (было в основе церковной деятельности всегда – школы при монастырях, Кресный ход, праздники и т.д.) Клубная форма работы - Чесменский собор, Перенос музея из Казанского на Почтамтскую улицу, Исаакиевский собор – светские концерты духовной музыки, выставки и др.

АН лавра – концерты, кружок бардовской песни, кружок поэтов и пр. Изменилась религиозная ситуация в стране: у церкви появились огромные права и свободы, она приступает к возрождению. Изменилось отношение госуд-а и народа к церкви. Госуд-во заявляет что нуждается в поддержке церкви. Люди потянулись к церкви:от истинной религиозности до моде духу времени.. возрождаются монастыви, традиции. Интерес к религии сопровождается активизацией всяких сект, котр. Негативно влияют на духовное и физич. Состояние человека. Церковь и гос-во должны сотрудничать. Церковный собор в 2004 году обсуждал вопросы взаимодействия церкви и гос-ва. Выделено более 15 направлений: забота о нравственном, творческом состоянии общ-ва, восстановление церквей, монастырей, создание совместных СК проектов (Исаакиевский собор, Воскресенский собор в Смольном,перенос музея религии), сотрудничество в СМИ, совместные проекты нацеленные на поддержку незащищенных слоев общества.

Объекты сотру-ва: миротворчество на междун, нац. уровне, забота о сохранении нравственности об-ва, культурное, нравств. Воспитание общества, охрана восстановление и развитие исторических ценностей и культурного наследия, сотрудничество по профилактике правонарушений, попечение о заключенных лицах, культура и творческая деят-ть, д-ть по сохранению окружающей среды, оддержка института семьи, материнства, детства, противодействие д-ти псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для общества. Церковь не должна вмешиваться и оказвать помощь в полит. Борьбе, предвыборной агитации, не поддерживать одну партию и не вмешиваться в агрессивную внешнюю борьбу гос-ва Сущ опасность огусадарствления церкви, о ней предупреждал Георгий Петрович Федотов, он говорит о синодальном периоде, когда ей было отказано во всех функциях. Петр называл себя Отцом Отечества, а священники вступали в должность. В 1917 году – церковь отделилась от гос-ва, с 1917 уничтожение церкви, наше культурное достояние было практически потеряно. Огосударствление- это когда гос-во из церкви делает полит. Требуну. Прблема сосуществования нескольких конфессий на территории РФ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.62.25 (0.007 с.)