Психология межгрупповых отношений (основные подходы к исследованиям) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология межгрупповых отношений (основные подходы к исследованиям)



1. мотивационные теории психологии межгрупповых отношений.

а) Концепция Фрейда, в которой содержится идея межгрупповой дифференциации и враждебности. Одна из важных для Фрейда идей - идентификации или отождествление индивида с собственной группой - идентифицирует себя с ней. Этот процесс идентификации - основание для порождения агрессии... Сам процесс отождествления себя с группой достигается за счет противопоставления себя другим. Это ощущение Мы-Они - предшествовало. Это представление - первичное. Идентификация себя с собственной группой - моя группа и я в ней. Фрейд утверждает, что это ощущение, т.е. свойство группы. связано с противопоставлением своей группы другим. Иногда теорию Фрейда называют теорией аутгрупповой враждебности.

б) Второй подход - Теодора Адорно – концепция авторитарной личности. С точки зрения Адорно позиция враждебности человека к другой группе появляется на разных стадиях социализации. Эта идея роднит Адорно с концепцией Фрейда. Порождающей идеи о враждебности одной группе другой. Социально-психологические установки по отношению к миру, взаимодействие с этими людьми - закрывают от мира. Авторитарная - догматическая - уверена, что существует единственно правильная точка зрения на проблему. Такое ограничение внутреннего смыслового поля сознания. Адорно связывал с ранней социализацией и жизнь. В тоталитарном обществе. Вживляет в сознание в раннем детстве.

2) Второй пласт теорий в области психологии межгрупповых отношений - теории, базирующиеся на концепции, интеракционистские - взаимодействие. Шериф (летний лагерь; 4 этапа: а) дети распределялись по отрядам и начинали в них жить, Б) разделяли на новые отряды так, чтобы разорвать друзей, в) Ситуация соревнования, межотрядное соревнование, г) общая деятельность. Эффект аутгрупповой враждебности или эффект межгрупповой дифференциации, основанный на этом эффекте враждебности к другой группе. Разделение групп происходило в смысле восприятия их членами на основе их враждебности. Межгрупповой дискриминации - принижение другой группы, явная недооценка. При включении группы в общественную деятельность - понижение межгрупповой дискриминации. Взаимодействие – на третьем или совместном, консолидация - на четвертом.

3) Когнитивистская - А. Тэшфел: установление позитивного отношения к своей группе наблюдаемых и в отсутствии объективной основы конфликта малой группы (универсальная константа межгрупповых отношений).

(Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») - термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и, особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Межгрупповые отношения включают в себя 4 процесса: социальной категоризации, социальной идентификации, сравнение и социальной дискриминации.

Проблема групп в социальной психологии. Классификация групп

В общественных науках - двоякое употребление термина группы: условная группа - произвольные объединение людей по признаку, необходимому в данной системе анализа (социологический подход). С другой стороны, под группой также понимаем и реально существующее образование, в котором люди объединены общим признаком, и определенным образом осознают свою принадлежность к нему (социально-психологический подход - выполняя различные функции, человек является точкой, в которой пересекается влияния этих групп).

Группа - определенная система деятельности. Для индивида, входящего в группу, необходимо осознание принадлежности к ней через принятие определенных характеристик - психологической общности с другими членами группы, что позволяет идентифицировать себя с ней.

Выделяют следующие параметры групп: состав группы, ее структура, групповые процессы (организующие деятельность группы, и рассматривать их в контексте развития группы), групповые нормы и ценности, система санкций (с помощью которой группа возвращает на место своего члена). Другой ракурс - рассматривать группу с точки зрения индивида в группе в качестве ее члена. В данном случае актуальны понятия - статуса или позиции (место в системе групповой жизни), роли (динамический аспект статуса, определяющийся через функции заданные группой), система групповых ожиданий, которая для того, чтобы быть как-то определенной, связанна с групповыми нормами (выполняет регулятивную функцию).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.004 с.)