Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции



Многие авторы выделяют в социально-психологических явлениях процессы дифференциации и интеграции. Однако содержание этих процессов применительно к характеристике межгрупповых отношений нуждается в уточнении.

Понятием «межгрупповая дифференциация» обозначаются социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами. В. С. Агеев и А. А. Сыродеева (см. Агеев, 1990) определяют этим понятием такие процессы и явления, в которых проявляется тенденция к выделению собственной группы в качестве некоторой самостоятельной целостности, обладающей специфическими свойствами. Понятие межгрупповой дифференциации является одним из центральных в теории межгрупповых отношений Г. Тэджфела и Дж. Тернера, где оно используется в связи с понятиями социальной категоризации, идентификации и сравнения. Совокупность указанных кошитивных процессов, связанных с осознанием человеком своей принадлежности к одной из групп, отличной от других, является, по мнению Г. Тэджфела, минимальным условием установления позитивно валентных различий в пользу ин-группы. т. е. возникновения межгрупповой дискриминации в форме внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности.

Таким образом, термином «межгрупповая дифференциация» обозначается, с одной стороны, установление различий между своей и другой группой, с другой — дифференциация психологических отношений к своей и другой группе. При этом содержание явления межгрупповой дифференциации однозначно связывается с такими феноменами, как межгрупповой конфликт, внешнегрупповая враждебность, внутригрупповой фаворитизм и др. Однако в отношении вышеназванных феноменов необходимо четкое разграничение.

Хотя в модели, разработанной Тэджфелом, термином «внутригрупповой фаворитизм» обозначалась определенная стратегия поведения индивида в ситуации лабораторного эксперимента (распределение денежного вознаграждения между представителями «своей» и «чужой» группы), в социально-психологической теории этот термин получил более широкое толкование — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы, в отличие от членов другой.

Столь широкое толкование термина, по-видимому, затрудняет разграничение различных феноменов психологии межгрупповых отношений. При этом термин «внутригрупповой фаворитизм» может обозначать и эмоциональную приверженность индивида к группе, и внутригрупповое предпочтение по тем или иным критериям, и стремление благоприятствовать успеху своей группы в условиях межгрупповой конкуренции, и проявление негативного, враждебного отношения к представителям других групп. Очевидно, что во всех этих случаях речь идет о разных феноменах или, по крайней мере, аспектах межгрупповых отношений.

Процессы межгрупповой дифференциации исследуются и в отечественной социальной психологии. Так, Б. Ф. Поршнев (1979) рассматривает психологические процессы внутригруппового уподобления и внешнегруппового обособления и различения в качестве универсальных механизмов формирования психологической общности группы. Тенденцию к межгрупповой дифференциации как одного из этапов процесса образования коллектива отмечает Л. И. Уман-ский (1980). Вместе с тем утверждение об универсальной природе внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности вызвало у российских психологов (по крайней мере, в советский период) серьезные сомнения. Так, по мнению Б. Ф. Поршнева, категория «они» вовсе не подразумевает вражду и войну. При этом особенности протекания процессов межгруппового обособления и раз личении ставятся в зависимость от характера общественных отношений.

Интересные результаты по проблеме соотношения внутригруппового предпочтения и межгруппового сравнения получены в последние годы в исследованиях межэтнических отношений. Так, Н.М.Лебедева (1993), исследуя особенности межэтнического восприятия в условиях адаптации к иной этнокультурной среде, пришла к выводу о том, что положительная этническая идентичность может сочетаться как с позитивным, так и с негативным отношением к другим этническим группам. И. Б. Андрущак (1998), рассмотрев межэтнические отношения в условиях изменений, полагает, что этноцентризм в отношениях между этническими группами возникает в условиях угрозы «своей» групповой идентичности и выполняет функцию социально-психологической защиты, направленной на укрепление ее позитивной идентичности, и что эмоциональная приверженность своей группе не обязательно сочетается с враждебностью и негативными установками по отношению к представителям других групп.

Таким образом, понятие межгрупповой дифференциации охватывает, по меньшей мере, два специфичных социально-психологических процесса, связанных с установлением различий между своей и другими группами:

• процесс формирования внутригруппового предпочтения как проявление эмоциональной приверженности своей группе, являющейся необходимым условием сохранения психологи ческого единства группы;

• процесс межгруппового сопоставления и сравнения, являю щийся необходимым условием и предпосылкой согласован ной совместной деятельности и межгруппового взаимодейст вия, какую бы форму это взаимодействие ни принимало.

Рассматривая интегративные тенденции в межгрупповых отношениях, российские психологи выделяют такие феномены, как «межгрупповая афилиация и референтность» (Агеев, Сыродеева), «межгрупповое единство» (Чернышев), «межгрупповая сплоченность» (Кузнецов), «толерантность» (Лебедева). Можно полагать, что понятие «межгрупповая интеграция» характеризует не отсутствие различий в позициях, мнениях, оценках групп, в том числе и по отношению друг к другу (в этом случае правильнее говорить об отсутствии дифференциации между группами, об их недифференцированное™). Оно характеризует наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимному содействию, более успешной реализации функций как своей группы, так и более широкой общности, в которую включены взаимодействующие группы. Межгрупповую интеграцию отнюдь не следует понимать как тенденцию к объединению и слиянию представителей различных социальных групп в рамках более широкой общности, как отказ от своей групповой принадлежности, групповой приверженности и межгруппового различения. Процессы межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Без внутригруппового обособления и внутригрупповой интеграции невозможно существование группы как психологической общности, а значит, и эффективное межгрупповое взаимодействие и взаимоотношения. С другой стороны, само обособление и выделение групп как целостных образований, субъектов совместной жизнедеятельности и межгруппового взаимодействия происходят в рамках общности более высокого порядка. Межгрупповая интеграция невозможна без предварительной дифференциации групп и внутригрупповой интеграции, предполагает ее.

Однако в отношениях между группами часто проявляются и тенденции, имеющие явно дезинтегративный характер: противоборство, конфликты, групповой эгоизм и враждебность, предубежденность и предвзятость в представлениях и опенках друг друга. Возможно также проявление тенденции к межгрупповой изоляции, когда взаимосвязи, взаимодействие и общение между группами сокращаются до минимума. Именно характер межгруппового взаимодействия — кооперативного (сотрудничество) или конкурентного (соперничество, противодействие) — определяет, какой из двух процессов: интеграция или дезинтеграция — возобладает во взаимоотношениях между группами. Межгрупповая дифференциация может протекать в условиях преобладания различных по характеру процессов межгрупповых отношений (конкуренции или сотрудничества). Однако сами по себе процессы межгрупповой дифференциации не предопределяют однозначно характер межгрупповых отношений как отношений сотрудничества или противоборства, доброжелательности или враждебное™, интеграции или дезинтеграции. Напротив, та форма, которую принимают процессы межгрупповой дифференциации (объективного сопоставления качеств и особенностей своей и другой труппы иди их противопоставления, предвзятого предпочтения своей и дискриминации другой группы), определяется характером межгрупповых отношений.

 

3.3.4. Исследования межгрупповых отношении в отечественной социальной психологии

Для исследований, выполненных в отечественной социальной психологии, характерно особое внимание к проблеме взаимосвязи и взаимной обусловленности субъективных, психологических аспектов межгрупповых отношений и объективных социальных условий, в которых эти отношения складываются. При этом в качестве главного фактора детерминации межгруппового взаимодействия и восприятия рассматриваются характеристики совместной деятельности групп и возникающие на ее основе социальные связи и зависимости между ними. Такой подход предполагает выход за рамки лабораторного эксперимента и изучение взаимоотношений, складывающихся между группами в реальных социальных общностях.

В.С.Агеев (1983) исследовал особенности межгруппового восприятия в условиях разных видов межгруппового взаимодействия. В первом эксперименте исследователь организовывал соревнование между группами учащихся техникума за право получения зачета. По условиям эксперимента победить (т. е. получить зачет по результатам выступлении на семинарском занятии) могла только одна из групп. В экспериментальных группах по сравнению с контрольной, где зачет проставлялся не группе в целом, а индивидуально, было зафиксировано значительно большее число реплик и выступлений, направленных на поддержку своей группы и обеспечение ее победы в соревновании. По результатам межгруппового сравнения и оценки отмечалось ярко выраженное предпочтение своей группы по сравнению с группой соперников по всем критериям (учеба, проведение досуга, взаимоотношения в группе). Одновременно отмечалась более выраженная степень идентификации со своей группой (частота употребления местоимений «мы» и «они»).

Во втором эксперименте по просьбе исследователя па первом этапе воспитатели организовывали спортивные соревнования между звеньями одного из отрядов пионерского лагеря и всячески поддерживали состязательные отношения между детьми, на втором — организовывали их совместную работу в совхозе, где также проводилось соревнование между звеньями, но без специального акцентирования состязательных отношений между участниками. По результатам исследования на первом этапе было обнаружено резкое возрастание проявлений внутригруппового фаворитизма во взаимодействии и взаимных оценках представителей разных групп по сравнению с фоновыми показателями (т. е. до начала проведения соревнований), а на втором этапе — столь же резкое его снижение. На основании полученных данных автор сделал вывод о том, что на выраженность внутригруппового фаворитизма оказывает влияние не столько характер взаимодействия между группами (оно было соревновательным на обоих этапах эксперимента), сколько характер совместной деятельности групп, ограниченный узкогрупповыми целями на первом этапе и имеющий надгрупповую социальную ценность на втором.

Данные этого исследования показали зависимость адекватности межгруппового восприятия от конкретных факторов межгруппового взаимодействия. В частности, было отмечено, что межгрупповая дискриминация может быть снята или существенно ослаблена в зависимости от целей и характера организации межгруппового взаимодействия. Выбрав в качестве основного предмета эмпирического исследования особенности межгруппового восприятия, В. С. Агеев не ограничился анализом только перцептивных феноменов, но включил в программу исследования объективные условия совместной деятельности групп и характер непосредственного межгруппового взаимодействия. При этом когнитивные процессы не возводятся в ранг объяснительного принципа, но сами требуют поиска причинного объяснения в объективных условиях взаимодействия групп. Межгрупповое взаимодействие обусловливается не только объективными внешними условиями ситуации, но и когнитивными переменными и само определяет в качестве объективного фактора специфические особенности внешних социальных условий, связывающих группы. Достоинством предлагаемой теоретической схемы является не только преодоление представлений об однонаправленной, линейной детерминации межгрупповых отношений, но и ее конструктивность с точки зрения организации эмпирических исследований.

И. Р. Сушкой (1988, 1999) изучал межгрупповые отношения в производственной организации, возникающие в процессе совместной производственной деятельности и субъективно отражающиеся в системах групповых установок, ориентации, ожиданий. Полученные данные свидетельствуют о том, что в условиях совместной деятельности в производственной организации у представителей групп формируются системы взаимных требований партнерам по совместной деятельности. На основании этих требований происходит сравнение и оценка своей группы и группы-партнера. В исследовании выявлена зависимость значимости ряда требований, предъявляемых к своей и другим группам, от характера распределения ответственности за конечные результаты совместном деятельности. По результатам межгруппового сравнения и опенки по изучаемым параметрам была обнаружена тенденция предпочтения своей группы и переоценки се качеств, которая отражает приверженность индивидов к группе и не может однозначно характеризоваться как сугубо отрицательное явление.

В исследованиях В. П. Познякова (1992) рассматривалась динамика межгрупповых отношений трудовых коллективов в условиях организационно-экономических нововведений, связанных с изменением формы собственности на предприятии. Эмпирическое исследование проводилось в коллективах производственных подразделений одного из сельскохозяйственных предприятий в период перехода на арендный подряд. Программа исследований включала анализ взаимоотношений как внутри первичных коллективов, так и между ними и была осуществлена в три последовательных этапа или «среза»:

• до начала реорганизации предприятия;

• непосредственно после создания арендных кооперативов;

• через год после начала работы в новых условиях. Результаты исследования показали, что в условиях изменения формы собственности на предприятии происходили качественные изменения социально-психологических отношений и внутри подразделений, и между ними — смена ведущих оснований процессов межгрупповой дифференциации и интеграции. Ведущим основанием формирования и обособления первичных трудовых коллективов стали экономические отношения совместной групповой собственности. При переходе к коллективной форме собственности в подразделениях отмечалось усиление тенденции внутригрупгювой интеграции. Оно проявлялось в более сильной эмоциональной приверженности работников к своему коллективу, повышении удовлетворенности своей принадлежностью к нему. Вместе с тем в межгрупповых отношениях между подразделениями увеличилось число конфликтов, проявлений недоброжелательности, враждебности, снизилась готовность к сотрудничеству, согласованному решению спорных вопросов. Эти явления свидетельствуют об эффекте межгрупповой дезинтеграции, сопровождающей переход к новым производственно-экономическим отношениям. Эмпирически был установлен факт относительной независимости процессов дифференциации и интеграции на впутригрупповом и межгрупповом уровнях.

В исследовании изучалось также влияние изменения характера межгрупповых отношений на результаты межгруппового сравнения и оценки по ряду критериев (результаты работы, отношение к труду, взаимоотношения в коллективе, привлекательность коллектива в целом). Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что результаты межгруппового сравнения и оценки нельзя однозначно связывать с характером межгрупповых отношений. Процессы межгруппового сравнения и оценивания выполняют, по крайней мере, две различные функции в обеспечении жизнедеятельности коллективов:

• адекватное межгрупповое сопоставление, необходимое для обеспечения нормального взаимодействия коллективов (ка кую бы форму — кооперативную или конкурентную — это взаимодействие ни принимало);

• обеспечение эмоциональной приверженности к своему кол лективу (и связанной с ним переоценки привлекательности своего коллектива), необходимой для обеспечения его психо логической общности.

Очевидно, что в условиях изменения форм собственности и экономической деятельности происходит изменение значимости критериев сравнения и оценки своей и других групп по степени их привлекательности. Наряду с критериями межличностных отношений все более важную роль начинают играть критерии отношения к работе и се результатам.

Контрольные вопросы

1. Расскажите об основных феноменах межгруппового взаимодействия.

2. Перечислите известные вам теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений.

3. Каковы основные положения теории социальной идентичности и какова ваша оценка социально-идентификационного подхода в целом?

4. Дайте психологическую характеристику феномена этноцентризма и его современное толкование.

5. Охарактеризуйте явления фаворитизма и дискриминации в межгрупповых отношениях.

6. Каким образом можно снизить эффект межгрупповой дискриминации в отношениях между группами?

7. Какие изменения в отношениях между трудовыми группами происходят в условиях изменения форм собственности?

8. Как связаны между собой внутригрупповые и межгрупповые отношения?

 

Литература

1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983.

2. /Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологиче ские проблемы. М.: МГУ, 1990.

3. Андрущак И. Б, Этноцентризм как социально-психологический фено мен в ситуации социоэтнических изменений. Дис.... канд. психол. наук. М., 1998.

4. Журавлев А. Л., Позняков В. П. Диагностика межгрупповых отно шений в условиях изменения форм собственности // Психологический жур нал. 1992. Т. 13. № 4. С. 24—32.

5. Ключникова Л. В. Взаимосвязь социально-психологической адапта ции переселенцев и межгруппового восприятия. Дис.... канд. психол. наук. М., 2001.

6. Кцоева Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереоти пов // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 2. С. 41—50.

7. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: ИЭА РАН, 1993.

8. Лебедева Н. М. Новая русская диаспора: социально-психологический анализ. М., 1995.

9. Левкович В. П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-пси хологический феномен // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 70—81.

10. Лунев Ю. А, Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии. Дис.... канд. психол. наук. Курск, 1991.

1 1. Позняков В. П. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе в условиях изменения форм собственности // Совместная деятельность: методы исследования и управления. М.: ИП РАН, 1992. С. 140—165.

12. Позняков В. П. Межгрупповая дифференциация в сельских общно стях а условиях изменения форм собственности // Психологический жур нал. 1998. Т. 18. № 5.

13. Позняков В. П. Психологические отношения субъектов экономиче ской деятельности. М.: ИП РАН, 2000.

14. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.

15. Психология совместной деятельности малых трупп и организаций / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: ИП РАН, 2001.

16. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

17. Соснин В. А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. Т. 17. № 1. 1997. С. 50—61.

 

259

Психология лгежгрупповых отношений

18. Социально-психологические исследования межнациональных отно шений / Отв. ред. П. Н. Шихирев. М.: ИП РАН, 1993.

19. Стефаненко Т. Г. Атрибутивные процессы в межгрупповых отно шениях. Дис.... канд. психол. наук. М., 1989.

20. Сушков И. Р. Психология взаимоотношений. М.: ИП РАН, 1999.

21. Сушков И. Р. Совместная деятельность групп в организации // Со вместная деятельность: методология, теория, практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1988. С. 6—87.

22. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школь ников. М., 1980.

23. Шихирев П. Н. Социальная психология: Учебное пособие для ву зов. М.: ИП РАН, 1999.

24. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, КСП+, 1999.

25. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 1925.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.031 с.)