Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Большие социальные группы : предмет исследования, типология и уровни развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет исследования. Отечественные исследователи по-разному определяют предмет психологии больших групп. Так, Г. М. Андреева (2000) вопросами, подлежащими изучению, полагает: критерии выделения групп в качестве «больших»; структуру психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение и характер взаимосвязи; соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии; методы изучения массовых явлений. Г. Г. Дилигенский (1975) считает, что психология больших групп изучает: психологические особенности различных видов групп (например, ассоциаций, организаций); механизмы сложения индивидуальных и групповых действий; анализ группы как субъекта действия; связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической; исследование путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым. Западные исследователи предметом изучения больших групп в целом считают поведение групп людей, объединенных по несущественному или случайному признаку. Традиционными объектами психологии больших групп являются: толпа, колонна демонстрантов, болельщики на трибунах, аудитория, публика на зрелищных мероприятиях и другие стихийно возникающие скопления людей, существующие достаточно короткое время. В последнее время исследования по психологии больших групп часто проводятся в рамках молодежной проблематики — изучение музыкальных вкусов молодежи, форм проведения досуга в молодежной среде, наркомании и алкоголизма, механизмов распространения слухов и т. п. В целом предметом исследований психологии больших групп следует считать изучение тех явлений социальной действительности, которые носят массовидный характер и отражают определенный уровень общественного сознания, представленный общественной психологией. Классификация больших групп, В социальной исихолоши общепринято деление больших социальных групп на два вида. Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутригруп-повых социальных связей. В первом случае люди объединяются и группы на основе общности объективных связей, существующих независимо от их сознания и воли (формальные объединения). Во втором — это группы, появляющиеся в результате сознательного выбора в объединении людей. Первый вид групп называется объективными макрогруппами, второй — субъективно-психологическими. Для уяснения соотношения между этими видами вводится понятие «психологическая общность». Для понимания сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б. ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития общества. В первом случае процессы, явления и состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективное положение, связи и отношения людей в обществе и являются вторичными по отношению к объективным связям. Во втором случае сами психологические явления в группе являются первичными и составляют ее основу, т. е. психологическая общность группы является первичным основанием ее выделения. Основными признаками классификации больших социальных групп (и соответствующими видами групп) принято считать: • время существования больших групп и их разделение на дли тельно существующие группы (классы, нации) и кратковре менные (митинги, аудитории, толпы, массовые скопления людей, забастовки); • характер организованности — неорганизованности формиро вания групп и их деление на организованные группы (партии, союзы, ассоциации) и стихийные или диффузные (толпа, по сетители зрелищных мероприятий, «фанаты» и т. д.). В практике исследований больших социальных групп существуют и другие классификации. По аналогии с малыми группами, по признаку контактное™ можно говорить об условных и реальных группах, по условиям доступа в группу — об открытых и закрытых (членство в них определяется внутренними установлениями групп). Так, половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания. В целом большие социальные группы можно разделить по наличию совокупности конкретных общих признаков и механизмам связей с общностью. По этим основаниям выделяются еще два типа больших социальных групп (Дилигенский, 1975). Первый тип — это объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, по демографическому признаку могут выделяться группы мужчин, женщин, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, в семье). Эти группы по своему составу однородны, но именно по признаку их выделения. Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются партии, союзы, общественные движения, религиозные группы. По своему социальному составу эти группы разнородны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором — субъективная. Речь идет о психологической общности, и субъективная общность не совпадает с общностью объективной. Уровни развития больших социальных групп. В процессе исторического развития отдельные социальные общности проходят ряд этапов. Проблемой развития больших социальных групп в социальной психологии в основном занимались отечественные психологи. Примером такой классификации является концепция Г. Г. Дилигенского, предложившего выделять три уровня развитости больших социальных групп — типологический, уровни идентификации и интегрированности. Первый уровень — типологический — характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства. Пример социальной группы такого уровня являли предприниматели на первых этапах формирования своей группы в нашей стране. Каждый из предпринимателей осуществлял специфический вид деятельности; связь с другими предпринимателями проходила по тем же механизмам взаимодействия, что и со всеми остальными людьми. Часто в качестве примера такого уровня развития социальной группы цитируют проведенный К.Марксом анализ патриархального хозяйства, где семья была самодостаточной производственной единицей. На втором уровне развития социальной группы, идентификационном, члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, субъективно считают себя ее членами. В частности, предприниматели начинают осознавать себя членами новой социальной общности. Третий уровень развития, интеграционный, предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя групповых целей, они осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприниматели, скажем, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные связи с другими объединениями, на общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику своей деятельности. Иногда этот уровень развития больших групп называют уровнем солидарности. Уровень развития социально-психологической общности групп определяет их реальную роль в общественно-историческом процессе, детерминирует развитие тех или иных социальных процессов, событий, явлений и представляет психологическую составляющую и детерминанту общественно-исторических явлений. Степень разнородности и однородности группы выступает как один из факторов, влияющих на уровень ее социально-психологической общности и уровень развития группы в целом. Реально всякая общность в своем развитии вступает во взаимодействие с другими общностями и is «чистом» виде не существует. Класс объединяет в себе социальные слои, классовые «границы» не совпадают с национальными, профессиональными, половыми и т. д. Эти общности могут перекрещиваться, причем неоднократно. Степень включенности людей в эти разнородные общности, идентификация с какой-то из чих и взаимоотношения между ними определяют социально-психологический статус группы. В качестве одного из факторов социально-психологической общности группы и ее развития принято выделять степень эмпиричности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отделять ее от «чужих». Непосредственность некоторых идентификационных признаков остается очевидной, несмотря на обшественно-исторические изменения. Таковыми являются, например, признаки расы, языка, пола. Другие признаки воспринимаются менее непосредственно. В частности, классовые характеристики социальных групп в настоящее время не столь определенны, как это было несколько десятилетий тому назад. Так, размытыми являются характеристики буржуазии, рабочего класса, интеллигенции. Появление новых общностей — предпринимателей, «новых русских» — усиливает неопределенность в классификациях общностей. На уровень развития общностей влияет характер внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций. Отличие одних общностей от других, характерное, например, для общинного крестьянства России, разрушено более тесными внутрихозяйственными связями с городом. Средства массовой коммуникации включают ранее разобщенные группы в общее информационное поле, в контекст более широких социальных процессов. Объективная возможность «сменить» групповую идентификацию (реальную связь с одной группой на связь с другой) существенно влияет на крепость социальных связей в своей группе, снижает уровень ее сплоченности и влияет на развитие группы в целом. Социальная мобильность выступает как фактор, ослабляющий процесс идентификации у служащих, интеллигенции. Для последней характерным стало снижение престижа высшего образования и причисление себя скорее не к социальному слою, а к числу профессионалов в определенной сфере деятельности. Исключительное место в системе факторов, определяющих социально-психологическую общность групп, имеет ее общественно-исторический опыт. Этот опыт опирается на положение группы в социальной структуре общества, ее идентификационные признаки и идеологию. Базовым признаком этого опыта является практика коллективного действия. Положительный результат згой практики сохраняется в социальной памяти народа, групп, общностей как архетипы, описанные К. Юнгом. Этнонациональные конфликты в нашей стране показали, например, насколько сильны традиции национальной социально-психологической общности и как они проявляются во времени в способах внутригруппового и межгруппового общения, в методах разрешения государственных, групповых и индивидуальных проблем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.011 с.) |