Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел III психология социальных сообществСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глава 3.1. Психология малых групп: основные понятия, структура, развитие, групповые феномены Основные понятия: виды малых групп и критерии их различения Малую группу можно определить как совокупность двух или более людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом и разделяющих общие цели и нормы, которые направляют их активность. Многие другие, слегка отличающиеся определения, встречающиеся в психологической литературе, весьма многочисленны, но большинство из них содержит ключевой элемент — социальное взаимодействие, т. е. непосредственное взаимное влияние членов группы друг на друга. Малая группа выполняет функции связующего звена и системе отношений «личность — общество». Статус социальной психологии как науки и ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и групповые явления принадлежат к числу основных признаков определения предмета этой дисциплины. Человек осознает принадлежность к обществу, свои общественные интересы через принадлежность к социальным группам и организациям, в которых он участвует в общественной жизни. Малые группы играют важную роль в становлении личности, ее социализации, являясь передаточным звеном идей, установок, ценностей и норм поведения, которые существуют в обществе как целостной культурно-исторической системе. В связи с этим вопрос о количественных границах малой группы, позволяющих выделить ее в качестве специфической человеческой общности в отличие от больших групп, в которых прямое взаимодействие не возможно, является первостепенным. Исходя из этого, по определению, главными качественными критериями выделения малой группы являются контактность ее членом — их возможность общаться, воспринимать, оценивать и воздействовать друг на друга; и ее целостность — социально-психологическая и функциональная общность членов группы, позволяющая им осознавать и идентифицировать себя как единое целое. Критериями психологической общности группы являются общность ценностных ориентации, мотивов, социальных установок и целей ее членов. Одним из проявлений положительной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность как тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов по сравнению с членами других групп. Психологическая общность группы проявляется также через такие социально-психологические характеристики группы, как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Обычно верхняя граница малой группы пролегает между количеством от 20 до 30 человек, а нижняя — от 2 до 3 человек. Многие специалисты считают, что диаду необходимо выделять в особый вид группы, поскольку в ней проявляется специфическое протекание социально-психологических явлений. В зависимости от характера групповой активности оптимальным размером малой группы принято считать 5—12 человек. Группы большего размера обычно распадаются на более мелкие микрогруппы. В этой связи принято выделять первичные и вторичные группы. Первичная группа характеризуется малочисленностью состава, пространственной близостью ее членов, длительностью совместного существования, единством целей, добровольностью вхождения в группу и неформальным групповым контролем. Термин «первичная группа» был введен в научный обиход в начале XX в. (Кули. 1909) для определения таких групп, которые «характеризуются близким, лицом к лицу, сотрудничеством и контактом». Эти группы оказывают наибольшее влияние на формирование социальных идеалов личности и первичны в том смысле, что в них индивид получает первый опыт социального единства и социализации. Первичные группы в целом выполняют две функции: являются источником формирования моральных норм личности и средством поддержки и стабилизации жизни взрослого человека. В отличие от первичной группы, во вторичной группе люди опосредованно связаны общей деятельностью по достижению общей цели. В социальных связях вторичного типа непосредственное взаимодействие возможно, но оно может полностью или частично отсутствовать. Например, рабочая бригада является первичной для ее членов, а коллектив предприятия в целом — вторичной группой, включающей в себя несколько первичных групп. Большинству слушателей знакомы разные типы таких групп, например супружеская пара, семья, спортивные и школьные группы, множество групп, выполняющих производственные задачи, принимающих решения или разрешающих определенные проблемы. Грубые оценки свидетельствуют, что обычно человек в современном обществе в конкретный период времени принадлежит к пяти или шести первичным и вторичным группам, а более 90 % всех существующих групп в обществе имеют пять или шесть членов. Изучением малых групп наиболее интенсивно занимались исследователи той отрасли социальной психологии, которая условно называется «групповая динамика» или «исследования малых групп». Малые группы в социальной психологии являются основным объектом лабораторных исследований. Поэтому группы, специально создаваемые для решения научных задач, называют искусственными (или лабораторными, экспериментальными), в отличие от естественных групп, существующих независимо от воли исследователя. Среди естественных малых групп наиболее важным является их деление на формальные и неформальные, которое стало широко применяться в социальной психологии и социологии после Хоторнских экспериментов Э. Мэйо (20—30-е гг.). В этих экспериментах были выявлены психологические характеристики рабочей бригады как малой неформальной группы, спонтанно возникающей в формальной организации промышленного предприятия. Основная функция неформальной группы состояла в защите работниками своих экономических интересов (сохранение норм выработки, соответствующих неформальному групповому стандарту). В то же время была обнаружена сильная зависимость индивидуальной производительности труда от межличностных отношений в бригаде. Итак, формальная группа — это вид малой группы, членство и положение, поведение и взаимоотношения отдельных членов которой регламентируются официальными правилами, предписаниями и договоренностями организации и социальных институтов. Отношения в формальных группах характеризуются разделением функций, безличностью и договорностью, строго определенной свыше целью сотрудничества и рационализацией как индивидуальных, так и групповых функций. Формальная группа — это элемент социальной структуры общества (например, семья) или элемент его структурных подсистем (бригада, научная кафедра, воинское подразделение и т. д.). Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Ведущей сферой активности и основным механизмом объединения людей в формальные группы является совместная деятельность. По отношению к индивидам, входящим в состав формальной группы, группа выступает внешним интеграционным фактором, не зависящим от их воли, желаний и эмоций и предписывающим им определенные роли, функции и формы их исполнения, а также предусматривает определенные нормы отношений и формы, критерии оценки деятельности, вознаграждения за труд и стимулирования его производительности. Межличностные отношения в формальной группе устанавливаются внутри известных официальных рамок. Неформальная группа — это вид малой группы, возникающий в рамках формальной группы на основе межличностных отношений, общих интересов, потребностей в общении, понимании и взаимных симпатий. Организация отношений в неформальных группах характеризуется относительной независимостью от формальных структур, размытостью групповых целей и неформальным контролем, зависящим от степени осознанности группового членства. В группе самопроизвольно развивается система поведения, способствующая удовлетворению потребностей ее членов. Неформальные группы могут образовываться как в рамках формальных групп, так и вне их. Еще одним видом групп, в том числе и малых, хотя это и не обязательно, является так называемая референтная группа. Референтной для индивида группа становится тогда, когда групповые ценности, нормы и оценки становятся для него личностно значимыми. Поэтому референтной группой является любая реальная или воображаемая социальная группа, система норм, ценностей и установок которой является для индивида эталоном, с которым он соотносит свое поведение. Референтные группы могут быть реальными и воображаемыми. Реальная — это группа людей, выступающая для индивида эталоном социальных норм и ценностей; воображаемая — отраженные в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентации, идеалы, выступающие в форме персонифицированных идеалов и эталонов. Это образы людей, представляющих «внутреннюю аудиторию», на которую индивид ориентируется в своих мыслях и действиях. В системе отношений личность — общество референтные группы выполняют три функции — статусно-информативную (формирует у индивида представления о его месте в обществе, его социальном статусе и эталоне исполнения социальных ролей); регулятивно-нормативную, интерпретирующую для личности групповые социальные нормы и регулирующую его поведение, и ценностно-ориентационную, определяющую установки, ценности, идеалы и цели личности. В отечественной социальной психологии накоплен положительный опыт использования концепции референтной группы в эмпирических исследованиях при изучении стратометрической концепции групповой активности и в разработке референтнометрической методики (Петровский и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.012 с.) |