Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника общения: практическая ориентацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Неотъемлемым элементом подготовки психолога к практической профессиональной деятельности является развитие психологической компетентности в сфере межличностного общения: овладение определенным объемом знаний о принципах, закономерностях и приемах эффективного общения, тренинг по совершенствованию собственных навыков и умений общения. В этой области существуют разные теоретико-прикладные ориентации (нейролингвистическое программирование, психологические подходы. Т-групповые методы и т. д.), которые нашли свое отражение в обширной литературе в форме прикладных обучающих спецкурсов, обзор которых выходит за рамки данного раздела. В этой связи представляется оправданным кратко обсудить один из самых распространенных в современной практической психологии подходов к технике эффективного общения, развитый в рамках гуманистической психологии, трансактного анализа и в психологии разрешения межличностных конфликтов. Основная цель этого обсуждения не столько в изложении основ прикладного обучающего спецкурса по психологии межличностного общения, а скорее, в формировании установки читателя на необходимость самостоятельного овладения техникой эффективного общения. В последующем изложении будем опираться на материалы конкретного пособия (Соснин, 1993; Лунев. 1996). в котором рассмотрены основные положения данного подхода, проанализированы техники эффективного общения, правила веления целенаправленных бесед и действий в ряде типичных ситуаций практического общения (специфика конфликтных ситуаций и рекомендации по их разрешению), даны рекомендации для самостоятельного тренинга. Итак, что такое эффективное межличностное общение? Исследования межличностного общения и практические наблюдения позволяют все возможные приемы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, условно объединить в две группы по параметру эффективности — неэффективности с точки зрения реализации целей общения: во-первых, какие приемы эффективны и когда их целесообразно использовать для развития личных контактов, положительных взаимоотношений и взаимопонимания с партнером; во-вторых, какие приемы и когда целесообразно использовать для оказания прямого психологического воздействия (опять же для полного достижения целей общения). Основными параметрами эффективности общения являются умения и навыки человека в использовании двух техник общения (в соответствии с двумя метаце-лями общения, отмеченными выше): техника понимающего общения и техника директивного общения. Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы поведения как неадекватные заместители понимающего и директивного общения. Что такое техника понимающего общения! Это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на понимание партнера и его проблем, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей, на выяснение его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т. п. Главное в технике понимания — это ориентация субъекта общения на внутреннюю систему ценностей, оценок, мотивов и проблем самого партнера, а не на свою собственную: он знает себя, свои потребности, свою жизненную ситуацию и проблемы лучше нас. Кроме этого, открытое общение с человеком будет происходить только тогда, когда мы способны создать доверительные взаимоотношения (климат, атмосферу, психологический контакт). Существенными условиями для создания такого климата доверия являются следующие установки субъекта общения на взаимодействие с партнером: • на понимающее не оценочное реагирование на мысли, чувства, представления и высказывания партнера; • на положительное принятие личности собеседника; • на согласованность (конгруэнтность) собственного поведения при взаимодействии с ним. Эти установки выступают основными психологическими механизмами, реализующими ориентацию субъекта общения на понимание и внутреннюю систему отсчета собеседника. Установка на понимающее реагирование означает наше осознанное стремление реагировать на высказывания и эмоциональные состояния партнера безо всяких оценок, стремясь увидеть их его глазами. Именно поэтому в литературе понимающее общение часто называют «рефлексивным», «эмпатическим». Понимающее реагирование не означает нашего согласия с тем, что говорит и чувствует партнер, а есть проявление желания непредвзято понять его позицию, жизненную ситуацию без оценок в его адрес. Оценивающий тип понимания партнера обычно вызывает защитные реакции и затрудняет проявление им открытости. Установка принятия личности партнера — это наша готовность проявлять к нему безусловно положительное отношение, независимо от его достоинств и недостатков. Это готовность с нашей стороны уважительно признавать его право быть таким, каков он есть, независимо от нашего согласия пли несогласия с ним. Проявление такой установки формирует «климат безопасности» и способствует открытости и доверительности со стороны партнера. Установка на согласованность своего поведения в содержательном плане означает в определенном смысле правдивость и открытость своего поведения в общении с партнером. Согласованность поведения достигается, когда то, что мы открыто выражаем собеседнику словами и жестами, согласуется с нашими внутренними чувствами и переживаниями в момент беседы и когда мы их сами осознаем. В психологическом плане это означает «приглашение» партнера к «обмену доверием». Быть полностью согласованным в общении со всеми людьми все время и во всех ситуациях, конечно, невозможно и даже вредно. Однако согласованность поведения — важнейшее условие, если партнеры стремятся понять друг друга и развить свои взаимоотношения. Правила понимающего реагирования. Чтобы эффективнее понимать партнера, развивать с ним психологический контакт, целесообразно придерживаться в общении ряда правил: • больше слушайте, меньше говорите сами, «следуйте» за высказываниями и эмоциями партнера; • воздерживайтесь от своих оценок, меньше задавайте вопросов, не «подталкивайте» партнера к обсуждению тех вопросов, о которых ему «следует» говорить с вашей точки зрения; • стремитесь, прежде всего, реагировать на личностно значимую информацию, сильнее всего связанную с потребностями и интересами партнера; • стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника. Может показаться, что эти правила ставят нас в исключительно пассивную позицию в общении. Но это не так! Техника понимающего общения требует очень тщательного слушания, во-первых, и, во-вторых, высокой степени избирательности в отборе того, на что и как реагировать. Приемы понимающего реагирования. Под приемами реагирования понимается совокупность всевозможных поведенческих реакций или актов в реальном взаимодействии партнеров. В психологической литературе синонимично встречаются другие обозначения: тип, вид, способ или форма реагирования. Эти приемы достаточно просты для понимания, и все мы в своей жизни в той или иной степени используем их. Однако овладение ими до уровня профессиональных навыков требует систематических усилий. Перечислим эти приемы без содержательного раскрытия: • простые фразы, подтверждающие наличие контакта (выражение внимания и интереса); • перефразирование высказываний и открыто выражаемых чувств партнера (выражение внимания и проверка правильности понимания); • выяснение мыслей и чувств собеседника, не выражаемых открыто (реагирование на то, что, по вашему мнению, находится в сознании партнера); • зондирование не полностью осознаваемых эмоциональных состояний собеседника («вытягивание» в поле сознания партнера причин эмоциональных состояний); • молчание как прием реагирования (осознанное использование молчания в ходе беседы); • невербальные реакции (осознанное использование в общении «языка тела»); • интерпретация (вариант зондирования не полностью осознаваемых переживаний партнера); • резюмирование (вариант расширенного перефразирования логически завершенного фрагмента разговора); • подбадривания и заверения (способ подтверждения того, что вы хотите понять и принять без оценивания мысли и чувства собеседника); • вопросы, проясняющие позицию собеседника (не оценочные вопросы, которые являются вашей реакцией на сказанное и выраженное собеседником в разговоре). Все сказанное о технике понимающего общения можно изобразить в виде схемы (рис. 3.1), на которой наглядно представлены основные положения и правила этой техники. Умения и навыки понимающего общения, несомненно, относятся к числу важных профессиональных качеств современного делового человека. Вместе с тем профессиональная деятельность требует развития умений и навыков другого рода, а именно умений и навыков использования приемов директивного общения в работе с людьми. Итак, что такое техника директивного общения? Это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей. Такие качества человека, как целеустремленность и настойчивость в достижении своих интересов и целей, принадлежат к числу неотъемлемых социально одобряемых в современном мире. Но очень часто в жизни мы это делаем в защитно-агрессивной форме, которая больше препятствует, чем способствует достижению целей, и приводит к возникновению психологических барьеров, конфликтов и препятствий. Навыки и привычки защитно-агрессивною поведения при определенных условиях могут стать достаточно устойчивыми чертами личности человека и типичными особенностями его коммуникативных качеств (как правило, плохо осознаваемых самим человеком). Техника директивного общения как раз и ориентирована на то, чтобы преодолевать защитно-агрессивные навыки и привычки и достигать свои цели во взаимодействии с людьми с большей эффективностью и с меньшими психологическими и иными издержками. В основе директивного подхода лежат следующие установки и правила: • на открытое, прямое и ясное выражение своих позиций, намерений и целей; • на открытое, активное поведение и действия по достижению своих целей; • на прямой и открытый отказ выполнять действия, которые не будут служить вашим интересам; • на эффективную и решительную защиту себя от агрессивного поведения партнера; • на достижение своих целей с учетом интересов и целей партнера. Приемы директивного реагирования: • директивные вопросы (ориентация партнера на проблему, которую вы считаете целесообразным обсуждать в соответствии с вашими целями); • открытое выяснение противоречий в позиции партнера (ориентация партнера на осознание противоречий в рассуждениях и аргументах); • выражение сомнения по поводу высказываний собеседника; • выражение согласия или несогласия (одобрения, неодобрения); • совет, предложение, разъяснение (рекомендации собеседнику в связи с реализацией его целей); • убеждение; • принуждение (скрытая или прямая угроза партнеру, если он откажется действовать в соответствии с вашими намерениями). В отношении убеждения следует сделать одно замечание. Часто убеждение считается отдельным приемом директивного общения. В широком смысле убеждением считается процесс межличностного взаимодействия, в котором мы активно стремимся склонить партнера принять конкретную точку зрения или позицию, вызвать у него определенное эмоциональное состояние или добиться от него согласия на определенный курс действий для реализации ваших (и его) целей и интересов, т. е. в широком смысле убеждение — это психологическое воздействие. В узком смысле под убеждением подразумевается достижение осознанного принятия партнером предлагаемой позиции, становящейся его собственным мотивом поведения. Если он принимает вашу позицию, не оценивая ее критически, такое воздействие называется внушением. Если вы добиваетесь его согласия с вашей позицией вопреки его внутренним убеждениям, то имеет место принуждение, т. е. действует мотив страха, превышающий внутренние мотивы поведения. Такая классификация типов воздействия традиционна и в целом полезна, так как помогает лучше понять степень психологической «прочности» при разных формах воздействия. В практическом плане полезнее рассматривать убеждение не как простой прием директивной техники или один из приемов психологического воздействия наряду с внушением и принуждением, а в более широком смысле — как целостный процесс целенаправленного взаимодействия и воздействия на партнера или даже шире — как процесс ведения переговоров. И в этом процессе используются все приемы как понимающего, так и директивного общения. Более того, этот процесс не обязательно заканчивается достижением целевой установки в ходе одной или нескольких встреч. Итак, кратко рассмотрены две формы эффективного, целенаправленного общения: техника понимающего общения и техника директивного общения. В определенном смысле техника понимания — это техника оказания косвенного (не прямого) психологического воздействия или техника «активного слушания». Директивная техника — это техника оказания прямого психологического воздействия в процессе взаимодействия с партнером. Естественно, за рамками рассмотрения остались многие важные вопросы, требующие дополнительного обсуждения (психологические механизмы, лежащие в основе правил и приемов реагирования, пределы и трудности ее использования и т. п.). При этом как субъект, так и цели общения подразумевались в самом широком смысле — т. е. эта техника полезна для всех специалистов, профессия которых предполагает работу с людьми (от психолога, психотерапевта, педагога до следователя, менеджера и дипломата).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.121.79 (0.008 с.) |