Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя
| Кол. Час
|
Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
|
|
| Тема 1: Правовая природа нормотворчества.
Лекция 1: Понятие нормотворчества. Нормотворчество и нормотворческий процесс.
Понятие нормотворчества и нормотворческой деятельности. Процесс нормотворчества и нормотворческой деятельности. Принципы нормотворчества. Правовые основы нормотворчества. Субъекты нормотворчества.
| М,
Д,
ПБ
|
|
| Семинар 1: Понятие и классификация нормативно – правовых актов
1. Современная правовая система Российской Федерации. Правовой акт - основной элемент правовой системы.
2.Основные виды правовых актов. Критерии классификации нормативно-правовых актов.
3. Понятие юридической силы актов.
4. Основные признаки нормативно-правовых актов.
5. Пределы действия актов (в пространстве, во времени и по кругу лиц).
6. Порядок вступления актов в силу. Обратная сила актов. Приостановление и прекращение действия актов.
| Д,Э
|
|
| Тема 2: «Юридическая техника: понятие и основные элементы»
Лекция 2: История развития юридической техники. Основные понятия и элементы.
История развития юридической техники в дореволюционной России. Юридическая техника советского периода. Зарубежный опыт юридической техники. Природа и назначение юридической техники. Правила юридической техники. Основные элементы юридической техники: познавательный (оценка права и закона как способов общественной жизни и ее отражения), нормативная структуризация текста закона, средства документального оформления законопроекта, правила подготовки законопроекта и др.
| М, Д, Э
Мш
|
|
| Семинар 2: История развития юридической техники. Основные понятии и элементы
1. История развития юридической техники в дореволюционный период, советский период. Зарубежный опыт применения юридической техники.
2. Развитие юридической техники на современном этапе. Ее значение для принятия качественных законов.
3. Природа и назначение юридической техники.
4. Правила юридической техники и основные элементы.
| Д,Э
Рмг
|
|
| Тема 3: «Методологические основы законотворчества»
Лекция 3: Методологические основы и принципы законотворчества
Законотворчество: понятие и принципы. Методологические принципы законотворчества. Общие, специальные и частные методы используемые в процессе подготовки и научной экспертизы законопроектов. Основные критерии качества закона.
| М, П,
Д,
Э
|
|
| Семинар 3: Методологические основы и принципы законотворчества
1. Законотворчество: понятие и основные принципы.
2. Общие специальные и частные методы используемые в процессе подготовки законопроектов.
3. Понятие и необходимость научной экспертизы.
4. Критерии качества законов.
5. Структура закона.
| Д,Э
ТЗ
|
|
| Тема 4: «Стадии подготовки проектов законов»
Лекция 4: Основные стадии подготовки законопроектов
Начало законодательного проекта: обоснование необходимости принятия нового закона; консультации при разработке законопроекта; оценка последствий законопроекта; организационные аспекты подготовки законопроектов (законотворческая деятельность Правительства РФ, планирование Правительством РФ законопроектной деятельности, роль министерства юстиции РФ); требования относительно техники разработки законопроектов.
| М,Д Э
|
|
| Семинар 4: Основные стадии подготовки законопроектов
1. Начало законодательного проекта: обоснование необходимости принятия нового закона, альтернативы законопроекту).
2. Консультации при разработке законопроекта (цель и важность, стороны, сроки проведения, документация к консультациям, оценка отзывов, информационные технологии).
3. Оценка последствий законопроекта (перспективная и ретроспективная оценка, критерии оценки, затраты, связанные с законопроектом).
4. Организационные аспекты подготовки законопроектов (планирование и координация, законотворческая деятельность Правительства РФ, организация разработки законопроектов).
5. Роль Министерства юстиции РФ.
| Д,Э
|
|
| Тема 5: Законодательный процесс в Российской Федерации. Основные понятия и стадии
Лекция 5: Законодательный процесс в Российской Федерации. Основные понятия и стадии
Субъекты права законодательной инициативы. Форма и обязательные реквизиты законодательных инициатив. Планирование законодательной деятельности. Технология подготовки законопроектов. Всенародное обсуждение законопроектов. Участие общественных объединений в законодательном процессе. Экспертиза законопроектов: ее виды и значение. Внесение законопроекта в законодательный орган. Прохождение законопроектов в Государственной Думе (первое, второе и третье чтение законопроектов). Обсуждение и доработка законопроекта в законодательном органе. Принятие закона. Особенность принятия закона о федеральном бюджете. Прохождение законов, принятых Государственной Думой в Совете Федерации. Согласительные комиссии Федерального Собрания. Рассмотрение федеральных законов Президентом РФ. Опубликование и вступление законов в силу.
| Д, Э
|
|
| Семинар 5: Законодательный процесс в Российской Федерации. Основные понятия и стадии
1. Субъекты права законодательной инициативы по Конституции РФ.
2. Форма и обязательные реквизиты законодательных инициатив. Заключение Правительства РФ на законопроекты.
3. Подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой (процедура внесения законопроекта и действия профильного комитета, обязательные консультации по законопроектам, работа с параллельными (альтернативными) законопроектами, функции Правового управления Аппарата Государственной Думы, представление законопроекта на рассмотрение Государственной Думой, чтения законопроекта).
4. Рассмотрение закона Советом Федерации (принятие законов к рассмотрению, сроки обсуждения закона и принятия решения, подготовительные действия к рассмотрению закона).
5. Рассмотрение закона на заседании Совета Федерации. Действия в случае отклонения закона. Согласительные комиссии.
Вступление закона в силу. Подписание и опубликование закона Президентом РФ. Вето Президента на законодательный процесс.
| М
|
|
| Тема 6: «Законодательная техника – важное средство законотворчества и правоприменения»
Лекция 6: Законодательная техника – важное средство законотворчества и правоприменения
Правовые понятия и их применение в законах. Юридические термины. Правовые дефиниции в законотворчестве. Логика и структура закона. Заголовок и преамбула закона. Языковые и графические средства законодательной техники. Способы связи закона с другими правовыми актами. Устранение коллизий между действующими и проектируемыми нормами законов.
| Д, Э
|
|
| Семинар 6: Законодательная техника – важное средство законотворчества и правоприменения
1. Правовые понятия и их применение в законах. Юридические термины.
2. Правовые дефиниции в законотворчестве.
3. Логика и структура закона.
4. Заголовок и преамбула закона.
5. Языковые и графические средства законодательной техники.
Связь закона с другими правовыми актами.
| Д,МЭ,
ТЗ
|
|
| Тема 7: «Особенности юридического языка»
Лекция 7: Особенности юридического языка
Основные правила юридического письма. Предложение как элемент юридического документа. Использование терминов. Этика юридического письма. Способы распознавания «ловушек» в юридических документах.
| Д, Э
|
|
| Семинар 7: Особенности юридического языка
- Основные правила юридического письма.
- Этика юридического письма.
- Предложение как элемент юридического письма.
- Способы распознавания «ловушек» в юридических документах.
| ТЗ,
Рмг
Д, Э
|
|
| Тема 8: Локальные и ведомственные акты. Понятие и требования к их составлению
Лекция 8: Локальные и ведомственные акты. Понятие и требования к их составлению
Природа актов и правовой язык актов. Понятие правовых аббревиатур. Виды ведомственных актов. Приказ, указание, инструкция, протокол. Подготовка нормативных актов. Содержание ведомственных актов. Акты отраслевых и функциональных органов исполнительной власти субъектов РФ, их специфика, подготовка и принятие. Понятие локального акта. Акты организаций, Акты государственных организаций.
| Д, М, Мш
|
|
| Семинар 8: Локальные и ведомственные акты. Понятие и требования к их составлению
1.Природа актов. Виды ведомственных актов (приказ, указание, инструкция и протокол).
2.Содержание ведомственных актов. Акты отраслевых и функциональных органов исполнительной власти субъектов РФ, их специфика, подготовка и принятие.
3.Понятие локального акта. Акты организаций. Акты государственных организаций. Акты негосударственных коммерческих организаций.
| Д, Рмг
ТЗ
|
2.2. Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя
| Кол. час.
| Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, доклады, рефераты, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
| Методы
|
|
| Темы рефератов:
1. Ведомственные правовые акты:
а) акты федеральных органов исполнительной власти;
б) акты отраслевых и функциональных органов исполнительной власти субъектов российской Федерации;
| И,
ПГ
ТЗ
|
|
| 2. Правовая природа и технологии подготовки нормативных актов Президента Российской Федерации:
а) Указы издаваемые в целях реализации внутренних и внешних функций;
б) постоянные и временные Указы;
в) единоличные и совещательные Указы.
| И,
ПГ
ТЗ
|
|
| 3. Признаки характеризующие нормативность Указов Президента РФ:
а) нормативные указы – формально-юридические носители государственной воли;
б) официальный характер указов Президента РФ;
в) иерархичность нормативных указов Президента РФ.
| И,
ПГ
ТЗ
|
|
| 4. Роль Правительства Российской Федерации в осуществлении контроля за исполнением законов
1. Организация исполнения законов;
2. Контроль за исполнением законов;
3. Повышение эффективности деятельности по реализации законов и иных нормативных правовых актов.
| И,
ПГ, ТЗ
|
|
| 5.Экспертиза законопроектов. Понятие и значение экспертизы.
1. виды экспертиз; необходимость проведения правовой экспертизы;
2.общие требования, предъявляемые к экспертизе законопроектов
| И,
ПГ,
ТЗ
|
|
| 6. Нормотворчество субъектов Российской Федерации
1. Правовая регламентация нормотворческой деятельности субъектов Российской Федерации;
2. Основные субъекты регионального нормотворчества и их полномочия;
3. Формы участия органов исполнительной власти субъектов РФ в нормотворчестве.
| Д,
И,
ПГ
|
|
| 7. Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов
1. Нормотворческий процесс в муниципальном образовании;
2. Особенности принятия отдельных муниципальных нормативных актов;
3. Порядок разработки и принятия корпоративных нормативных актов.
| Д,
И,
ПГ
|
2.3. Самостоятельная работа студента
Неделя
| Кол. час.
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы; курсовые проекты и работы, контрольные, расчетно-графические, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| 1-3
|
| Нормативное регулирование законодательного процесса
| Э, И
| 4-5
|
| Основные требования к законопроектам, вносимым в Государственную Думу Федерального Собрания РФ
| Э,И
| 9-10
|
| Структура и содержание нормотворческого процесса Правительства Российской Федерации
| ПБ, Э
|
|
| Логика и структура закона
| ПБ, Э
|
|
| Способы связи закона с другими правовыми актами
| Э, И, ПБ
|
|
| Языковые и графические средства законодательной техники
| Э, И, ПБ
|
|
| Информационные технологии в законопроектной деятельности
| Э,И
|
|
| Устранение коллизий между действующими и проектируемыми нормами законов
| Э,И
|
2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализоваться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных методов
| Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения
| 1.
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| Текущее и экзаменационное тестирование на основе разработанных тестовых заданий (а.201)
| 2.
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Использование Интернет ресурсов при подготовке докладов, практических занятий. Использование электронной версии УМК.
| 3.
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| Ориентация студентов на учебники, учебные пособия, нормативно-правовые акты, монографии посвященные нормотворческой деятельности органов государственной власти
| 4.
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
| Данный курс является спецкурсом, вытекающим из Конституционного права России, поэтому необходимо ориентировать студентов на углубленное изучение Конституционного права России, системы органов государственной власти.
| 5.
| Применение активных методов обучения, на основе опыта
| В ходе занятий использование таких методов как: интерактивное выступление, наглядные пособия, приглашение специалистов, сократический диалог, творческие проблемные задания (анализ дела и выработка позиции, составление документа и т.п); мозговой штурм: работа в малых группах; направляемая дискуссия;
|
Средства обучения
|