Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Теории и истории права и государства

Поиск

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра Теории и истории права и государства

Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю

Кафедрой Теории и истории декан юридического факультета

Права и государства проф. Рукавишникова И.В.

Протокол № _____ ___________________________

«_____» ___________ 2010г. «_____» ______________ 2010г.

Зав. кафедрой _____________

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине специализации «Законодательная техника (нормография)»

Цикла ФТД по специальности 030501 Юриспруденция

Составитель Напалкова И. Г.

Ростов – на – Дону

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая программа ……………………………………………….....…….3

2. Краткое изложение программного материала………………………...….19

3. Методические указания ………………………………………………….57

4. Контроль знаний (тесты, вопросы к зачету) …………………………....74

5. Сведения о ППС……………………………………………………………78

6. Деловые игры………………………………………………………………79

7. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе…………………………………………………………………....…79

8. Дополнительные материалы (словари, глоссарии)…………...………..82

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:

ДИСЦИПЛИНЫ Проректор Н.П. Маслова

_________________________________

ДС. 12 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА (НОРМОГРАФИЯ)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 030501 Юриспруденция

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: 030501-01 Гражданско-правовая, 030501-02 Уголовно-правовая, 030501-03 Государственно – правовая, 030501-04 Финансово-правовая, 030501-05 Информационное право, 030501- 06 Медицинское право

Факультет   Юридический  
Кафедра   Теории и истории права и государства  
  (код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ* Работы студента в час. ГОС уч.план Очная форма Заочная форма    
    5 лет   3 года 6 мес. 3 года 5 мес.  
в зачетных единицах              
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:            
-лекций, По семестрам            
9 сем.   3 курс 3 курс    
-лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам            
- -     -  
- практические занятия, По семестрам            
9 сем          
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:     59 59    
-контрольные работы по семестрам -   3 курс 3 курс    
-расчетно-графические работы по семестрам -          
-курсовые работы по семестрам -          
Индивидуальная работа, час - -          
Индивидуальная работа, час            
Зачеты, по семестрам час. 9сем.   3 курс 3 курс    
Экзамены, по семестрам час. - - - -    
             
* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ  
  Нормативные документы и реквизиты (ГОС, Учебный план, примерная программа и др.,)
   
АВТОР д.ю.н., проф.   Напалкова И. Г. 31.08.11
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой Теории и истории права и государства   д.ю.н., проф. Напалкова И. Г. 31.08.11
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Учебно-методическим советом специальности 030501      
(подпись) Напалкова И.Г. 31.08.11
Учебно-методическим управлением      
     
Имя файла: (по шаблону)    
                                       

1. Цели и задачи дисциплины

 

1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в подготовке специалистов (с учетом квалификационных требований ГОС)

Данный спецкурс предназначен для углубленного изучения и усвоения материала связанного с рассмотрением теоретических и практических проблем законодательной техники, а именно: понятий и средств законодательной техники; требований предъявляемых к проектам нормативных актов; способов изложения нормативных документов. Выполнение задач обучения возможно лишь при условии изучения нормативных актов, учебно-методических материалов, рекомендуемой специальной литературы.

 

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать основные понятия законодательной техники, требований, предъявляемых к написанию нормативно-правовых актов, способов изложения нормативных документов
Студент должен уметь анализировать действующие нормы права по порядку принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов, а также легко владеть законами логики, которые используются при составлении нормативно-правовых актов.
Студент должен иметь представление об основных элементах, правилах и приемах законодательной техники, знание которой способствует улучшению качества нормативно-правовых актов Российской Федерации.

1.3. Связь с другими дисциплинами учебного плана

Перечень предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
Конституционное право Российской Федерации, темы: «Источники конституционного права России», «Нормативные указы Президента Российской Федерации»; «акты Правительства Российской Федерации»; «Нормативные акты палат Федерального Собрания»» «Виды и юридическая сила актов судебных органов»; «Акты органов местного самоуправления» и др. Конституционное право зарубежных стран, тема: «Основные виды источников». Права человека, тема: «Международные договора, действие которых направлено на защиту основных прав граждан государства». Парламентское право, тема: «Основные стадии законодательного процесса»; «Акты палат Федерального Собрания» и др. Исполнительная власть, тема: «Постановления и распоряжения Правительства РФ»; «Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»; и др.  

 

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения -система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и Решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Творческие задания(творческие проблемные задания требуют от участников проявления творчества в воспроизведении информации, содержат в своих условиях элемент неизвестности и много «правильных ответов») ТЗ
Работа в малых группах (участникам предоставляется возможность действовать, развивать навыки сотрудничества, межличностного общения, т.е. владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий) РМг
Направляемая дискуссия (планируется цель дискуссии и вопросы, на которые должны быть даны ответы в ходе дискуссии) НД
Мозговой штурм (задается проблема в виде вопроса и участники генерируют свои предложения, отвечая на вопрос, затем этот метод предполагает обсуждение и отбор перспективных предложений) МШ

Приведенные в таблице сокращенные обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1, 2.2 и 2.3 в столбце «Методы».

 

Средства обучения

Материально – технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядыне пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов
А.201, 211 Раздаточный материал (тесты,) Обучающее, контролирующее

 

 

4.Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1. Тесты:   1. Конституционный закон – это … 1. сама Конституция РФ; 2. закон, вносящий поправки в Конституцию РФ; 3. закон принимаемый по вопросам, указанным в Конституции РФ; 4. закон, изменяющий Конституцию РФ. 2. Нормативные акты, принятые Правительством РФ, могут быть отменены … 1. Государственной Думой РФ; 2. Советом Федерации РФ; 3. Президентом РФ. 3. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ принимается … 1. Советом Федерации РФ; 2. Конституционным Судом РФ; 3. Парламентом в полном составе; 4. Президентом РФ.   4. В каких случаях законы РФ имеют обратную силу? 1. когда закон устраняет или смягчает ответственность; 2. все законы, отягчающие ответственность; 3. все законы, устанавливающие ответственность; 4. все законы принятые вновь. 5. Совет Федерации РФ одобряет только … 1. законы; 2. законы и распоряжения; 3. постановления; 4. распоряжения. 6. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более.. 1. 2/3 членов от общего числа; 2. половины от общего числа членов этой палаты; 3. половины от числа голосовавших членов этой палаты; 4. 2/3 от числа голосовавших членов этой палаты. 7. Кто подписывает закон, принятый всенародным голосованием (референдумом)? 1. никто не подписывает; 2. Президент РФ; 3. Председатель Совета Федерации РФ; 4. Председатель Государственной Думы РФ. 8. Какие виды актов издаются Правительством РФ? 1. законы; 2. указы и распоряжения; 3. постановления; 4. постановления и распоряжения.   9. Федеральные законы РФ принимаются.. 1. Советом Федерации РФ; 2. Государственной Думой РФ; 3. Советом Федерации с одобрения Государственной Думы РФ; 4. Президентом РФ. 10. Какой вид законов не предусмотрен Конституцией РФ? 1. федеральные конституционные законы РФ; 2. федеральные законы РФ; 3. законы субъектов РФ; 4. совместные законы РФ и субъектов РФ. 11. Президент РФ издает.. 1. законы; 2. представления; 3. указы и распоряжения; 4. постановления. 12. Срок рассмотрения в Совете Федерации РФ федерального закона, поступившего от Государственной Думы? 1. 30 дней; 2. 14 дней; 3. 20 дней; 4. 2 месяца. 13. Принятый закон Государственной Думой РФ и одобренный Советом Федерации РФ направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в течение.. 1. 5 дней; 2. 14 дней; 3. 10 дней; 4. 7 дней. 14. Кто из перечисленных субъектов не обладает правом законодательной инициативы? 1. Депутаты Государственной Думы; 2. Верховный Суд РФ; 3. Президент РФ; 4. Генеральный Прокурор РФ. 15. Принадлежит ли право законодательной инициативы отдельно взятому депутату Государственной Думы РФ? 1. такое право принадлежит только депутатским группам; 2. принадлежит; 3. такое право принадлежит только фракциям Государственной Думы РФ; 4. не принадлежит. 16. Какой орган может отменить решение Конституционного Суда РФ? 1. Президент РФ; 2. Правительство РФ; 3. нет такого органа по Конституции РФ; 4. Палаты Федерального Собрания РФ.  
  Примерный перечень вопросов к зачету: 1. Понятие и принципы правотворчества. 2. Понятие и признаки нормативно - правового акта.
  1. Основные элементы формы актов (преамбула, заголовок, структура) и их назначение.
  2. Закон: сущность, содержание и основные понятия.
  3. Виды законов, действующих в Российской Федерации.
  4. Федеральные конституционные законы РФ, порядок принятия и вступления в силу.
  5. Федеральные законы, порядок принятия и вступления в силу.
  6. Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы.
  7. Юридическая природа Конституции РФ, ее роль и значение в обществе.
  8. Основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации.
  9. Подзаконные акты Российской Федерации. Юридическая природа актов Президента РФ.
  10. Нормативная природа актов Президента РФ.
  11. Технология подготовки нормативных актов Президента РФ.
  12. Юридическая сила постановлений и распоряжений Правительства РФ.
  13. Юридическая техника: понятие, виды, особенности.
  14. Правовая экспертиза: задачи, предмет и субъекты правовой экспертизы.
  15. Основные принципы правовой экспертизы.
  16. Государственная регистрация нормативно-правовых актов.
  17. Этика юридического письма.
  18. Правоприменительные акты, их сущность, место и роль в системе средств реализации правовых норм.
  19. Планирование законопроектной деятельности Правительства РФ.
  20. Право вето Президента РФ на законы, одобренные Советом Федерации.
  21. Критерии качества законов.
  22. Начало законодательного процесса (обоснование необходимости принятия нового закона, альтернативы законопроекту).
  23. Консультации при разработке законопроекта.
  24. Затраты, связанные с законопроектом.
  25. Содержание права законодательной инициативы и порядок его реализации.
  26. Порядок реализации права законодательной инициативы Советом Федерации.
  27. Заключение Правительства РФ на законопроекты.
  28. Вступление закона в силу. Подписание и официальное опубликование закона Президентом РФ.
  29. Основные правила юридического письма.
  30. Предложение как элемент юридического документа.
  31. Основания утраты юридической силы нормативных Указов Президента РФ.
  32. Требования предъявляемые к реквизитам Указов Президента РФ.
  33. Понятие, содержание и назначение преамбулы.
  34. Заголовок: особенности и требования.
  35. Структуризация закона.
  36. Визирование Указов Президента РФ.
  37. Структура и содержание ведомственного нормотворческого процесса Правительства РФ.
  38. Контроль за ведомственным нормотворчеством и ведомственными нормативными актами.
  39. Правовая регламентация нормотворческой деятельности субъектов Российской Федерации.
  40. Основные субъекты регионального нормотворчества и их полномочия.
  41. Формы участия органов исполнительной власти субъектов РФ в нормотворчестве.
  42. Нормотворческий процесс в муниципальном образовании.
  43. Порядок разработки и принятия корпоративных нормативных актов.
  44. Опубликование нормативных правовых актов, прошедших государственную регистрацию
 

 

5. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год 2010/ 2011

 

 
Следующие записи относятся к п.п. Изменена тематика домашних работ на 50%; Изменены экзаменационные вопросы к зачету на 50%; Внесены изменения в п.3.в раздел основной и дополнительной литературы
Автор: д.ю.н, профессор Напалкова И. Г.
Зав. Кафедрой: д.ю.н., проф. Напалкова И. Г.

 

 

 

Принято УМУ _________________________ Дата: ______________________


Лекция 2: История развития законодательной техники. Основные понятия и элементы.

История развития законодательной техники в дореволюционной России. Законодательная техника советского периода. Зарубежный опыт законодательной техники. Природа и назначение законодательной техники. Правила законодательной техники. Основные элементы законодательной техники: познавательный (оценка права и закона как способов общественной жизни и ее отражения), нормативная структуризация текста закона, средства документального оформления законопроекта, правила подготовки законопроекта и др.

Вопрос o развитии законодательной техники обычно рассматри­вают я в двух аспектах: первый - практическое развитие этой тех­ники при подготовке законов; второй - ее научная разработка. Если практически какие-то формы законодательной техники возникают вместе с первыми законами, то научное осмысление этого вида де­ятельности появилось довольно поздно, в конце XXIII в. или в на­чале XIX в. На западе данной проблемой занимался Иеремия Бентам (1748-1832), а в России она стала особенно актуальной в связи c кодификацией российских законов, осуществленной M.M. Спе­ранским (1772-1839). O недооценке теоретического значения этой проблемы говорит тот факт, что ни в одной русской энциклопедии нет определения понятия законодательной техники.

Впервые нормы обычного права Древней Руси были зафикси­рованы не в законе, а в договорах русских c греками (Византией) 911, 944 и 971 гг. В них были включены отдельные нормы уголов­ного и наследственного права. Можно полагать, что это было инициативой греков, привыкших к законам, т.е. писаному праву, в то время как Русь жила по неписанному обычному праву. Подлинни­ки договоров не сохранились, а их тексты остались лишь в летописях. Язык этих текстов настолько отличается от современного, что все их публикации сопровождаются переводами на современ­ный язык. Договоры не делятся на статьи, это деление внесено в них исследователями для удобства пользования. Можно отметить появление в текстах договоров некоторых основных юридических терминов. Так, в ст. 6 договора 944 г. говорится oб ответственности за кражу «по закону Греческому и по уставу и по закону Русскому».

Следует обратить внимание на интересный нюанс: прилага­тельные «греческому» и «русскому» стоят после существительного «закону», что характерно для латинского, а не для русского языка. Это тоже проявление византийского влияния, так как ви­зантийцы имели дело с римскими законами, написанными на латинском языке.

Первым законодательным актом Древней Руси была «Русская правда», существующая в краткой, пространной и сокращенной редакциях и в множестве списков. Первоначальной считается крат­кая редакция, первые статьи которой приписывают Ярославу Муд­рому и относят к 1016г., появление же пространной редакции - ко времени княжения Владимира Мономаха. Этот памятник законодательства XI—ХII вв. регулирует вопросы уголовного права и процесса.

Как и договоры, «Русская правда» не имела деления на статьи, они также внесены в нее и наше время исследователями для удоб­ства пользования. Приемом законодательной техники, несомнен­но, является нормативное построение предложений в тексте. B нем отчетливо видны гипотеза и диспозиция, что выражается словами: «Аще..., то...». Слово «аще» соответствует нынешнему «если» или «ежели». Иногда вместо «аще» употребляются слова «аже», «оже», «а иже». Если в предложении нет этих слов, его нормативный ха­рактер сохраняется, что можно показать на примере ст. 1: «убьеть мyжь мужа, то мьстить брату брата...». Эта норма регулировала су­ществовавшую тогда кровную месть. Но уже в пространной редакции вслед за воспроизведением первой статьи во второй говорится, что сыновья Ярослава и их мyжи отменяют кровную месть и заменяют ее выкyпом - вирой. При этом добавляется, что в ос­тальном нормы Ярослава продолжают действовать.

Кроме этого нового приема законодательной техники, в пространной редакции вводятся заголовки статей. Так, ст. 3 имеет за­головок «Об убийстве», a за ней помeщены статьи, относящиеся к этому виду преступления. В отличие от краткой редакции, где такие статьи разбросаны (ст. 1, 19-27, 38), здесь они собраны вместе. Вводятся заголовки и для других частей текста, например, «О челяди», «О татьбе», «О своде», и др.

Одним из крупных общерусских актов следует считать Судебник 1497г., имевший заголовок: «Лета 7006-го месяца сеп­тембриа уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси c детми своими и c бояры o суде». Он существует в одном списке. Во введении к публикации этого Судебника высказано мнение, что он являлся первым в Европе крyпным кодифицированным актом и, возможно, побудил к созданию в Германии «Каролины», так как o Судебнике 1497г. в Западной Европе сообщил посол герман­ского императора Сигизмунд Герберштейн.

Судебник также не имеет деления на статьи, оно было произ­ведено при первой публикации текста M. Владимирским-Буда­новым. Так как в тексте есть киноварные инициалы, Л.B. Черепнин предложил свое, основанное на них, деление на статьи, но в существующих публикациях сохраняется деление M. Владимир­ского-Буданова. B Судебнике воспринято введенное в простран­ной редакции «Русской правды» употребление заголовков, но сде­лано это также недостаточно четко. Так, заголовок «О правовой грамоте» дан в ст. 15, 22 и 40, a заголовок «О полевых пошли­нах» — в ст. 4 и 68. Заголовки показывают, что в Судебник вклю­чены по меньшей мере такие четыре ранее изданных указа: o на­местниче (ст. 20), o езду (ст. 30), наместником o суде городскым (ст. 37) и o татях (ст. 39). Указы включались в Судебник целиком без переработки и приспособления их текста к новым нормам.

Верояятно, этим несовершенством законодательной техники объясняются повторения заголовков и содержания в ряде статей. Нормативный характер построения предложений в Судебнике сохра­нен, но он не так четок, как в «Русской правде», поскольку в нем не употребляются выражения «если... то...», а в основном фразы начинаются с союза «а».

Язык Судебника еще требует перевода, a поскольку это акт, регулирующий судебную деятельность, он содержит в основном уголовно-правовые и процессуальные термины. Лишь в ст. 46, 47, 58 и 70 рассматриваются гражданско-правовые отношения, a потому эта терминология скудна. Eсть термин «заем», но нет термина «иск». Наследство именуется уже не «задницей», a «стат­ком» (ст. 60). B Той же статье есть термин «духовная грамота», означающий «завещание». Широко употребляются термины «ис­тец» и «ответчик», но при отсутствии четкой грани между уголов­ным и гражданским процессом они применяются и по уголов­ным делам.

B первые годы царствования Ивана Грозного Земским собором был принят Судебник 1550г. Он был найден в 1714г. историком B.H. Татищевым и существует в 40 списках. Язык его настолько близок к современному, что текст публикуется без перевода. Во введении к его публикации сказано: «...Судебник 1550 года стоит на значительно более высокой ступени развития кодификационной техники, нежели все предыдущее русское законодательство». Более высокая законодательная техника выразилась прежде всего в том, что это первый русский законодательный акт, разделенный на статьи и имеющий преамбулу. Статьи обозначены арабскими цифрами без каких-либо других слов или знаков. Но при этом в нем нет заголовков статей или групп статей. Это трудно объяснить, yчитывая отмеченное во введении стремление составителей Судебника сгруппировать статьи по их содержанию.

B основу Судебника 1550г. положен текст Судебника 1497г., но отредактированный, c изменениями и дополнениями. Обра­тимся к ст. 56 Судебника 1497г., которая гласит: «А холопа поло­нит рать татарская, a выбежит ис полону, и он слободен, a старо­му государю не холоп». В ст. 80 Судебника 1550г. эта норма из­ложена так: «А холопа рать полонит, a выбежит ис полону, и он сло6оден, a старому государю не холоп. А похочет тот холоп к своему к старому государю, и того холопа явити бояром, a дьяку подписати на старой крепости, a пошлины имати по алтыну з головы. A которой холоп побежит з государем своим или один бежит без государя своего, a не рать полонит, и выйдет тот холоп ис которые земли опять к Москве, ион старому государю холоп по старому холопству, оприч того, нечто кому государь пожалует, даст вольную грамоту». Если в первой статье сказано лишь o та­тарском плене, то в новой - о плене вообще, т.е. норме придает­ся более общий характер. Вероятно, при применении первона­чальной статьи возникали случаи, когда холоп желал вернуться к своему хозяину, и в новой редакции это предусмотрено. Наконец, новая редакция стремится предотвратить возможность ссыл­кой на плен легализовать совершенный побег, т.е. возможность злоупотребления установленной нормой.

Интересны ст. 97 и 98 Судебника 1550г.; первая — устанавли­вает принцип, что закон обратной силы не имеет, a вторая - такова: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не напи­саны, и как те дела з государева докладу и со всех бояр приговору вершатца, и те дела в сем Судебнике приписывати». Здесь видно ясное понимание того, что никакой закон не может предусмотреть всего и неизбежно дальнейшее его дополнение и что эти дополнения следует включать в Судебник. Во введении эта статья оценена так: «Особо следует отметить статью 98, которая устанавливает правило - включать каждый новый законодательный акт в общерусский свод законов. Эта, по существу, первая известная нам в русском праве норма, отображающая непосредственный процесс выработки законов. Все последующее русское зако­нодательство на протяжении около 100 лет вырабатывaлось именно таким путем».

B правовую терминологию Судебник 1550г. внес мало нового. Правда, появились, наконец, термин «иск» (ст. 28 и 44), термин «царь» (в преамбуле), присоединенный к термину «великий князь». Для различения степеней родства появился термин «племянник», заменивший употреблявшиеся в «Русской правде» выражения «бра­точаду» и «сестрин сын». Ничего нового не дает и следующий Судебник 1589г., относящийся ко времени Федора Иоанновича, так как его пространная редакция полностью включила Судебник 1550г. Зато дальнейшее развитие законодательной техники мож­но найти в Сводном Судебнике, созданном в начале XVII в., но официально так и не принятому. Это соединящую три предшествующих судебника кодификацию приписывают Лжедмитрию или Василию Шуйскому.

Советский период

 

Законодательной техники в советский период придавалось большое значение. Методы и правила, ее определяющие, совершенствовались из года в год. Настоящему времени досталось богатое наследие в виде сформированной системы способов и приемов составления и оформления правового нормативного акта.

Законодательная техника, являясь одной из составляющих правотворчества, не может быть охарактеризована как абсолютно формальная, не зависящая от влияния конкретного исторического периода деятельность. Вопросы законодательной техники нередко освещаются в процессе разработки теоретических проблем o сущ­ности и социальном содержании права. Форма закона, как прави­ло, соотносится c его наполнением. Oчевидность этого можно про­иллюстрировать тем, что первые законы Советской власти издавались в виде декретов, что как бы подчеркивало революционное содержание заключенных в них норм. C течением времени появи­лись такие формы нормативных правовых актов, как начала, осно­вы, законы. И это понятно, поскольку речь шла o наиболее целе­сообразных способах воплощения в законодательстве воли господ­ствующего в обществе класса.

При этом необходимо сознавать, что юридическая техника - это самостоятельное явление с присущими ему качественными особенностями, составляющими его содержание, необходимыми для всякой правовой материи любого строя и режима и имеющи­ми свойство приспосабливаться к их конкретным чертам.

B советской юридической литературе вопросам законодательной техники посвящены содержательные работы M.M. Гродзинского, И.Л. Врауде, H.H. Полянского, Д.A. Керимова, A.Ф. Шебанова, Ю.K. Толстого, O.C. Иоффе, A.C. Пиголкина, Д.A. Ковачева, A.А. Ушакова, Г.И. Шаткова, большое количество статей теоретиков и специалистов отраслевых правовых наук С.С. Карин­ского, B.И. Никитинского, O.H. Сaдикова, E.И. Астрахана и др.

Употpебляя словосочетание «законодательная техника», хотелось бы отметить, что речь идет не только o приемах и правилах, кото­рыми руководствовались при конструировании законов СССР или союзных и автономных республик. Анализ охватывает все катего­рии актов законодательства, к которым в соответствии c официальной доктриной относятся постановления верховных советов, yказы президиумов верховных советов и составлявшие основу советского законодательства — постановления советов народных комиссаров, совета труда и обороны, советов министров разного уровня.

Рассматривая типичные приемы законодательной техники со­ветского периода, следует отметить, что ее система складывaлась из правил, приемов и способов, характерных для отраслевого за­конодательства, и из тех универсальных приемов, которые Использовались при составлении политематических нормативных актов. B зависимости от принадлежности к отраслям или инсти­тутам законодательства, иерархической соотнесенности актов, их видов, содержания, в немалой степени от государственного устройства общества, его политика-идеологического состояния использовались различные приемы конструирования нормативных положений и законодательных актов, варьировались и видоизменялись их формы.

Наиболее характерен для законодательной техники советского периода прием воспроизведения нормативных предписаний. Он до­вольно часто использовался и заключался в помещении в право­вом акте нормативных предписаний, входящих в ранее принятые законодательные акты. Использование этого приема в одних слу­чаях способствовало более удачному изложению правовых пред­писаний в нормативных актах, в других — признавалось нежела­тельным. Воспроизведение нормативных положений наблюдалось в актах как различной, так и одинаковой юридической силы.

Республиканские органы воспроизводили в издаваемых ими ак­тах определенные нормативные положения общесоюзного законо­дательства, дополняя и развивая их в соответствии со своей компе­тенцией. Такая практика являлась закономерным следствием феде­ративного устройства СССР и, как правило, была оправданной при создании больших кодифицированных актов — кодексов. При при­нятии кодекса или иного акта республики, изданного во исполне­ние закона СССР, постановления Правительства СССР, воспроизведение общесоюзных положений рассматривалось как способ пра­вотворчества республики, обеспечивавший проведение единой линии в государственном, хозяйственном и культурном строительстве Со­юза ССР и союзных республик. Он предоставлял возможность ком­плексного обозрения праворегyлирyющего материала.

Нормативные установления конституций и основ, включенные в тексты соответствующих актов республик, выступали не только в качестве общесоюзных нормативных предписаний прямого дей­ствия, но одновременно и в качестве республиканского законода­тельства. На практике, как правило, применялось не общесоюзное предписание непосредственно, а та статья республиканского акта, которая была сформулирована и принята на его основании.

B законодательной практике той поры можно встретить и опо­средованное воспроизведение нормативных положений. Так, некоторые установления Конституции СССР 1936г. воспроизво­дились в конституциях союзных республик, в основах законода­тельства, а затем в республиканских кодексах. Например, Конституционные принципы гласности судебного разбирательства и обес­печения обвиняемому права на защиту (ст. 111 Конституции 1936 г.) воспроизводились в дополненной редакции в Ч. 1 ст. 12 (гласность судебного разбирательства) и ч.1 ст.13 (обеспечение обвиняемому права на защиту) Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик.

 

Тема 5: Законодательный процесс в Российской Федерации. Основные понятия и стадии

Лекция 5: Законодательный процесс в Российской Федерации. Основные понятия и стадии

Субъекты права законодательной инициативы. Форма и обязательные реквизиты законодательных инициатив. Планирование законодательной деятельности. Технология подготовки законопроектов. Всенародное обсуждение законопроектов. Участие общественных объединений в законодательном процессе. Экспертиза законопроектов: ее виды и значение. Внесение законопроекта в законодательный орган. Прохождение законопроектов в Государственной Думе (первое, второе и третье чтение законопроектов). Обсуждение и доработка законопроекта в законодательном органе. Принятие закона. Особенность принятия закона о федеральном бюджете. Прохождение законов, принятых Государственной Думой в Совете Федерации. Согласительные комиссии Федерального Собрания. Рассмотрение федеральных законов Президентом РФ. Опубликование и вступление законов в силу.

 

Законодательный процесс представляет собой нор­мативно установленный порядок внесения законопро­ектов на рассмотрение в законодательный орган, их рассмотрение, принятие, подписание и обнародование, a также порядок внесения в законы соответствующих изменений и дополнений.

Юридический характер законодательного процес­са требует, чтобы все его стадии были нормативно рег­ламентировaны, осуществлялись в строго установлен­ных правовым актом рамках.

Нормативная регламентация парламентских ста­дий, должна основываться на следующих концептуальных положениях:

1) обеспечение принципов организации парламентской деятельности, в частности гласности законодательного процесса, нормативное закрепление мер, направ­лeнных на охрану прав парламентского меньшинства; 2) обеспечение стабильности, преемственности в регла­ментации законодательной деятельности c учетом н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.254.33 (0.013 с.)