Графические средства используемые в законодательной технике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графические средства используемые в законодательной технике



Рассмотрим графические средства, используемые в контексте законодательной техники. К языковым способам выражения пра­вовых норм тесно примыкают графические, под которыми следу­ет понимать символизацию содержания текста закона. Законотвор­ческая графика имеет сложную природу: здесь переплетаются Язы­ковые начала с логикой членения текста нормативного акта, что позволяет судить о ней как о достаточно самостоятельном явлении. Законодательная графика - несомненно, разновидность нор­мативной правовой графики. Арсенал средств законодательной графики зависит от содержания юридических норм, авторитета (силы) закона и его места в законодательной системе Российской Федерации.

Основная цель законодательной графики - членение текста, придание ему строгой композиционности, структурированности. Под членением текста закона понимается его разделение на струк­турные элементы и организация содержания (оглавление разде­лов, оформление приложений, схем, таблиц и т.п.). Выполнение этих условий придает системе права качество организованности, единства и согласованности его элементов законодателю прихо­дится «раскладывать по папочкам» нормативный материал, при­чем «полочка» должна иметь свое название и, если говорить образно далее, место в стеллаже. Последовательное распределение правового материала придает тексту закона четкость, структурированность и позволяет быстро ориентироваться в его содержании.

Составитель законопроекта должен помнить: графика закона, ее символы (реквизиты) придают его тексту композиционную строй­ность, логическую последовательность расположения нормативного материала. С ее помощью достигается унификация законов, их типологическая стройность.

Виды и техникаприменения. Каждая из разновидностей зако­нодательной графики (рубрикационная; заголовочная; графика статей; вспомогательная) выполняет свои задачи в оформлении внешней стороны закона.

Ру6рикационная графиказакона представляет собой разделение текста (содержания) на составные, логически связанные элементы (отделы, разделы, подразделы, части, главы, параграфы и др.). Ру6­рикационность текста законодательного акта зависит от его юри­дического авторитета (силы), от содержания его норм, объема нормативного материала.

Заголовочная графика. Заглавие является структурной частью закона, позволяющей в предельно краткой форме выразить название и основную идею (цель) документа и его структурных элементов (подразделов, глав и т.д.). Основное правило составления заголовка сводится к тому, что содержание заголовка, содержащихся в нем словоформ (слови их сочетаний), тема закона и его статус (юри­дический авторитет) должны быть ясны. Качество формулировок заголовков - часто показатель качества его содержания и внутренней организации Так называемая «длиннотность» часто свиде­тельствует либо о многотемье акта, а, следовательно, и о его струк­турных просчетах, либо недоработках в определении границ предмета регулирования, неумении обобщить главную идею зако­нопроекта, его структурных элементов. Заголовок закона должен строго соответствовать содержанию документа (или его части), быть логически полноценным - непротиворечивым и недвузначным, по возможности кратким.

Графика статей - важнейшая разновидность законодательной графики, ибо статья закона -основной носитель нормативной правовой информации, можно сказать, первичная часть текста за­кона. При составлении статей законопроекта нужно учитывать следующие правила. Статья законодательного акта должна иметь порядковый номер, быть посвящена (желательно) одной проблеме, одному вопросу и (желательно) озаглавлена. Во-первых, это помо­гает самому законодателю, ибо концентрирует его мысль, придает строгость изложению содержания документа. Во-вторых, название статьи облегчает работу с ней правоприменителя, лица, сообразу­ющего с ее положениями свое поведение, действие.

В большинстве случаев статьи имеют абзацы. В законодатель­ной графике, как и вообще в нормативной, они получили назва­ние «частей»; строго говоря, являются простейшей ру6рикацией отступом вправо в начале первой строки каждой части правовой нормы. Абзац (часть) служит показателем перехода от одной мыс­ли (темы) к другой. Надо помнить: часть статьи (абзац) должна быть внутренне согласованной смысловой единицей, в противном случае можно не достичь эффекта законорегулирования.

Абзацное членение текста закона нередко сочетается с нумера­цией - цифровым (а также буквенным) обозначением последова­тельности расположения составных элементов (частей) статьи за­кона. В настоящее время федеральный законодатель все активнее внедряет, и это стоит приветствовать, многозначную систему нумерации, подчиненную следующему правилу: каждая статья полу­чает свой номер, а также и каждая часть (абзац), и каждый ее пункт. При этом используются только арабские цифры, каждая цифра сопровождается точкой.

Вспомогательная законодательная графика. Графический шрифт. Вспомогательная графика представляет собой требования к оформ­лению содержания дополнительного нормативного материала (таб­лиц, приложений, схем, перечней и т.п.). Таблица должна пред­ставлять перечень сведений цифрового характера, составляющих определенную систему. Важно, чтобы таблицу сопровождала информация либо в статье закона, где речь идет о данной таблице (отсылочная норма), либо пояснительная информация о данных таблицы должна ее предвосхищать, либо эта информация должна как бы завершать, подытоживать цифровые данные. Стиль изло­жения примечаний как дополнений к основному тексту закона должен выступать в форме дополнительных пояснений к закону в целом, либо отдельным статьям. Приложения по своей цели пред­ставляют собой дополнительную информацию, часто справочного, разрешающего характера. Графический шрифт - важнейшая деталь законодательной тех­ники. Шрифт должен полностью соответствовать внутренним за­кономерностям текста закона, являясь внешним выразителем его содержания. Заголовок закона, название разделов, нумерация ста­тей, их название, оглавление таблиц, приложений и др. — все это должно набираться соответствующим шрифтом. Недопустимо в официальном источнике название законодательного акта, его за­головок набрать еле заметным шрифтом, а название дополнитель­ных элементов (таблиц, перечней и т.п.) несоразмерно выделить. В региональной практике такое встречается.

Подведем итог сказанному: российские законы только тогда станут эффективными регуляторами, когда будут отвечать самым высоким стандартам законодательной техники. Важнейшими сре­ди них выступают языковые и графические требования. В против­ном случае законы и их нормы утрачивают свойство точно выра­жать волю нормоустановителя, а следовательно, и регулятивные начала.

Локальные и ведомственные акты. Понятие и требования к составлению

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующего на основе единоначалия, для разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным предприятием.

Оформлению приказом подлежат:

1. решения и поручения, связанные с организацией работы, порядком деятельности предприятия и другими основными вопросам деятельности, имеющие постоянный характер и обязательные к исполнению, а также с проведением важных организационных мероприятий;

2. утверждение и введение в действие положений, уставов, правил, инструкций и т.п. и при необходимости решение вопросов по проведению определенных организационных мероприятий, связанных с введением этих документов;

3. вопросы реорганизации, создания, ликвидации структурных подразделений;

4. итоги работы предприятия, объявления результатов проверок и ревизий;

5. прием на работу, перевод на другую работу, увольнение работников;

6. поощрение работников и наложение дисциплинарных взысканий и другие кадровые вопросы.

Приказы издаются в случаях действительной необходимости. Изменение и дополнения в приказы, а также их отмена производятся только приказами.

Юридическим основанием для издания приказов являются:

- законы Российской Федерации;

-указы и распоряжения Президента РФ;

- постановления и распоряжения Правительства РФ;

- необходимость правового регулирования деятельности предприятия и решения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.180.108 (0.005 с.)