Занятие по профориентации с обучающимися 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие по профориентации с обучающимися



Занятие по профориентации с обучающимися

Цель: формирование осознанного профессионального выбора обучающихся, оказание им помощи в определении личного профессионального плана и алгоритма действий.

Задачи

1. Развитие и формирование профессиональной осведомлённости в мире профессии в соответствии с запросом регионального рынка труда;

2. формирование профессионального самоопределения лич­ности, оказание помощи обучающимся в оценке своих возможностей, способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

3. Развитие и формирование профессионального сознания, умения разрабатывать и осуществлять образовательные и профессиональные планы на основе технологии тайм-менеджмента.

 

Мотивационный этап. Интеллектуальная разминка «Калейдоскоп профессий»

1.Кто работает со вкусом? (Дегустатор - отведыватель)

2.Профессор кислых щей - это? (Повар)

3.Самый сладкий мастер – это? (Кондитер)

4.Кто не сеет и не пашет, а за урожай отвечает? (Агроном)

5. Ухажер за деревьями, цветами это? (Садовник)

6. Звездный бухгалтер – это (Астроном)

7.Парикмахер для травы это? (Газонокосильщик)

8.Преобразователь ткани в одежду – это (Портной)

9. Носильщик в ресторане – это (Официант)

10 Постовой вместо светофора – это (Регулировщик уличного движения)

11. Представители какой профессии все время задают вопросы молодым людям, на которые сами знают ответы (Учителя)

12. Кого поэтично называют лоцманами книжного моря? (Библиотекарь)

13.Как называют профессионала. который пойдет с вами в магазин и за ваши деньги купит вам то. что вам подойдет. (Стилист)

14.О каком профессионале гласит народная мудрость. Что он приходит во время еды? (Официант)

15. Кто заставляет моду пищать? (Кутюрье, модельеры)

16 Водоплавающий повар? (Кок)

17. Крестьянин, работающий по капиталистически – это (Фермер)

18. Перед кем все люди снимают шапки? (Парикмахер)

 

Перечень характеристик

Самая денежная профессия

Самая сладкая профессия

Самая зелёная профессия

Самая ароматная профессия

Самая кислая профессия

Самая холодная профессия

Самая слезливая профессия

Самая опасная профессия

Самая красивая профессия

Самая серьёзная профессия

Самая боевая профессия

Самая скрипучая профессия

Самая мелодичная профессия

Самая колючая профессия

Самая горячая профессия

Самая гуманная профессия

Самая мокрая профессия

Самая творческая профессия

Самая раздражительная профессия

Самая светлая профессия

Самая детская профессия

Самая молчаливая профессия

Самая смешная профессия

1. С целью определения профессиональной направленности предполагается проведение диагностики «Якоря карьеры» и /или диагностика структуры сигнальных систем. (Приложение 1)

Диагностика «Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)

«Якоря карьеры», - это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому

2. Составление личного профессионального плана

Цель: Составление плана личного профессионального роста на основе самоанализа уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних условий для достижения цели) и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности

 

Примерная схема личного профессионального плана

 

 

 


Главная цель. Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться.

Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы. Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.

Пути и средства достижения цели. Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенную образовательную организацию.

Внешние сопротивления на пути достижения цели. Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей.

Внутренние условия достижения цели. Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для обучения и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию. Запасные варианты и пути их достижения (Приложение 2)

Игра «Будущий абитуриент»

Цель: развитие профессиональной осведомлённости в мире профессии в соответствии с запросом регионального рынка труда

В игре предоставляется информация о профессиональных образовательных организациях Свердловской области и подготовке по востребованным специальностям региона.

 

Упражнение «Ладошка»

Упражнение проводится с целью рефлексии в конце занятия и закреплении уверенности в своих возможностях.

 

Литература

1. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – (Педагогика. Психология. Управление).

2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М..: ВАКО, 2005.

3. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2009. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).

4. Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А.Аркадьев. – Минск: Соврем. шк., 2008

5. Шевченко М.Ф. Тренинг “Профориентация для старшеклассников”. – СПб.: Речь, 2007.

Адреса интернет- сайтов профориентации:

-портал «Учёба.ру,

Раздел «Профессия».

-справочник профессий

На сайте E-xecutive.

-www. zarplata.ru

- Сайт «Профориентация: кем стать», раздел «Как выбрать профессию?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.ht.ru/prof/

- Человеческие ресурсы Урала «Профориентация» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uhr.ru/index/find/orientation

- Сайт «Find – Job.ru» «Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.find-job.ru/profession/; http://www.find-job.ru/secret/

Приложение

«Якоря карьеры»
методика диагностики ценностных ориентаций в карьере
(Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)

«Якоря карьеры», — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Инструкция. Пожалуйста, ответьте на вопросы теста.

Тестовый материал

Насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений?
Варианты ответов: 1 – абсолютно не важно, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – исключительно важно

1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы.

2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях.

3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации.

4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью.

5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.

6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.

7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивали друг друга.

8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.

9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью.

10. Быть первым руководителем в организации.

11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.

12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.

13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.

14. Соревноваться с другими и побеждать.

15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять своему образу жизни.

16. Создать новое коммерческое предприятие.

17. Посвятить всю жизнь избранной профессии.

18. Занять высокую руководящую должность.

19. Иметь работу, которая представляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.

20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.

21. Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.

Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений?
Варианты ответов: 1 – совершенно не согласен, 2,3,4,5,6,7,8,9, 1 0 – полностью согласен

22. Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли.

23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.

24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело.

25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции.

26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность.

27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии.

28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой деятельности.

29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим.

30. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры.

31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится.

32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры.

33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией.

34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации.

35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса.

36. Я бы предпочел работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт.

37. Я бы хотел посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели.

38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования.

39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере.

40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.

41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.

Ключ к тесту

· Профессиональная компетентность: 1, 9, 17, 25, 33.

· Менеджмент: 2, 10, 18, 26, 34.

· Автономия (независимость): 3, 11, 19, 27, 35.

· Стабильность работы: 4, 12, 36.

· Стабильность места жительства: 20, 28, 41.

· Служение: 5, 13, 21, 29, 37.

· Вызов: 6, 14, 22, 30, 38.

· Интеграция стилей жизни: 7, 15, 23, 31, 39.

· Предпринимательство: 8, 16, 24, 32, 40.
По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех ориентаций, кроме «стабильности»). Таким образом определяется ведущая карьерная ориентация - количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация - в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.

Приложение 2

Ответив на предложенные вопросы, можно проверить:

знаешь ли ты:

– понятие выбора профессии;

– понятие личного профессионального плана;

– этапы осуществления своей профессиональной мечты;

умеешь ли ты:

– формулировать проблему своего профессионального выбора.

Составление личного профессионального плана (по методике Н.С.Пряжникова)

Ответьте на вопросы по построению личного профессионального плана - ЛПП

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

____________________________________________________________________

2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?

____________________________________________________________________

3. Ради чего ты собираешься прожить свою жизнь (в чём ты видишь её смысл)?

____________________________________________________________________

4. Выбрал ли ты профессию, если да, то какую?

____________________________________________________________________

5. Выдели основные этапы на пути к твоей профессиональной мечте (что собираешься делать после школы)?

____________________________________________________________________

6. Что ты знаешь о своей будущей профессии? _______________________________________________

· предмет, содержание и условия труда _________________________________________________

· профессионально важные качества ___________________________________________________

· где можно получить эту профессию____________________________________________________

· востребованность профессии на рынке труда____________________________________________

7. Что повлияло на твой выбор (обведи нужное):

· самостоятельно принял(а) решение;

· посоветовали родители;

· посоветовали друзья;

· влияние оказали занятия;

· что-то другое _______________________________________________________________

8. Какие твои собственные недостатки могут помешать тебе на пути к профессиональной цели? Если можно, напиши что-то кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.

____________________________________________________________________

9. Как ты собираешься работать над собой и готовиться к профессии?

____________________________________________________________________10. Кто и что могут помешать тебе в реализации твоих профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?

____________________________________________________________________

11. Как ты собираешься преодолевать эти внешние препятствия?

____________________________________________________________________12. Есть ли у тебя резервные варианты на случай неудачи по основному варианту?

____________________________________________________________________

13. Что ты уже сейчас делаешь для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напиши, что ты делаешь кроме хорошей учёбы в школе?

____________________________________________________________________

14. Если ты ещё не выбрал будущую профессию или сомневаешься в своём выборе, то почему (обведи нужное):

· плохо знаю мир профессий;

· плохо знаю свои возможности;

· не могу выбрать из нескольких вариантов;

· не знаю, как выбрать профессию;

другой вариант ____________________________________________________________________

Запиши вывод о своей готовности к построению личного профессионального плана________________________________________________

Личный профессиональный план учащегося


1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

Характеристика профессионального плана:

• определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

• полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

• устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

• реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

• логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

• моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

•согласованность плана с потребностями рынка труда.

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

• определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

• выяснить, какие профессии требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

• сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

• ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

• узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

• ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

• проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения профессиональной подготовки.

Приложение 3

Приложение 4

Бланковая карточная игра "Сударь-Государь"

(автор Пряжников Н.С.)

В игре моделируются взаимоотношения различных социальных и профессиональных групп с государством в ходе различных внутренних и внешних событий общественной жизни, которые по разному отражаются на общем благосостоянии различных слоев населения. Все это позволяет лучше осознать особенности выбираемых профессий (и соответствующих социальных стереотипов и стилей жизни), которые неизбежно включены в более широкий, социально-экономический и даже политический контекст жизни общества.

Методика проводится с группой в 6-12 человек (возможен вариант проведения игры с двумя-тремя группами). Время на игру - примерно 30-40 минут. Игра может проводится в школе, в психологическом центре

Процедура включат следующие основные этапы:

1. Ведущий-психолог показывает на доске (или на листе ватмана), как лучше подготовить игровой бланк (см. Таблицу 1), а учащиеся рисуют такой же бланк на чистом листочке в клеточку, положенном горизонтально. Сразу же выписываются в алфавитном порядке социально-профессиональные группы населения [1].

2. Ведущий кратко объясняет смысл игры: “ Каждый из Вас будет выполнять роль руководителя некоторого государства. В игре будут происходить различные внешне- и внутриполитические события, неизбежно отражающиеся на благосостоянии жителей ваших государств. В конце игры посмотрим, какие группы населения в результате Вашего умелого руководства будут процветать, а какие - страдать и деградировать... ”. С более подробными правилами ведущий должен знакомить участников постепенно. уже в ходе самой игры.

3. Далее каждый игрок делает из одного чистого тетрадного листка восемь маленьких карточек, а из другого листа - четыре больших карточки (всего - 12 карточек).

4. Ведущий на доске показывает, как правильно оформить (подготовить) эти карточки к игре.

Сначала оформляются 4 большие карточки, связанные с внешнеполитическими событиями. На лицевой стороне карточек выписываются 4 события:

Война

Культурное сотрудничество

4) “железный занавес”

Обратная сторона каждой карточки делится пополам. В верхней части выписываются знаки с “плюсами”, а в нижней - с “минусами”. Далее каждый игрок самостоятельно должен определить, как отразится первое событие на благосостоянии тех или иных групп населения, выписанных в игровом бланке. Напротив “+2” баллов выписывается та группа, которая в наибольшей степени улучшит свое положение, благодаря данному событию, напротив “+1” балла - группа, улучшит свое положение чуть в меньшей степени, напротив “-1” балла - группа, чье положение явно ухудшилось бы, а напротив “-2” баллов - группа, кому в результате первого рассматриваемого события стало бы хуже всех... Таким образом, на обратной стороне каждой карточки должно быть выписано ровно 4 группы населения [2]. Аналогично оформляется карточка со вторым и т.д. событиями. Пример оформленной карточки представлен на рисунке.

По такой же логике оформляются 8 маленьких карточек с внутриполитическими событиями:

Эпидемия

Увеличение налогов

Цензура (прессы)

Безработица

Свобода слова

Цензура прессы

КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Фестиваль искусств

Амнистия

10. Экспорт проблем

ВОЙНА

Свобода слова

Эпидемия

Безработица

Спортивный праздник

18. Экспорт проблем

Свобода слова

ВОЙНА

Амнистия

КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Увеличение налогов

24. Экспорт проблем

Фестиваль искусств

Матрица выбора профессии

Виды труда Сфера труда
Человек Информация Финансы Техника Искусство Животные Растения Продукты Изделия Природные ресурсы
Управление (руководство чьей-то деятель-ностью) Менеджер по персоналу Админи-стратор Маркетолог Диспетчер Статистик Экономист Аудитор Аналитик Технолог Авиа-диспетчер Инженер Режиссер Продюсер Дирижер Кинолог Зоотехник Генный инженер Агроном Фермер Селекци-онер Товаровед Менеджер по продажам Менеджер по продажам Логистик Товаровед Энергетик Инженер по кадастру
Обслуживание (удовлетво-рение чьих-то потребностей) Продавец Парикмахер Официант Переводчик Экскурсовод Библиотекарь Бухгалтер Кассир Инкассатор Водитель Слесарь Теле-радио- мастер Гример Костюмер Парик-махер Животновод Птицевод Скотовод Овощевод Полевод Садовод Экспедитор Упаковщик Продавец Продавец Упаковщик Экспе-дитор Егерь Лесник Мелиоратор
Образование (воспитание и обучение, формирование личности) Учитель Воспитатель Социальный педагог Преподаватель Ведущий теле- и радио программ Консультант Препода-ватель экономики Мастер производ-ственного обучения Хореограф Препода-ватель музыки, живописи Дресси-ровщик Кинолог Жокей Препода-ватель биологии Эколог Мастер производ-ственного обучения Мастер производ-ственного обучения Препода-ватель Эколог
Оздоровление (избавление от болезней и их преду преждение) Врач Медсестра Тренер Рентгенолог Врач (компью-терная диаг-ностика) Антикри-зисный управ-ляющий Страховой агент Мастер авто сервиса Физио-терапевт Пласти-ческий хирург Косметолог Рестав-ратор Ветеринар Лаборант питомника Зоопсихолог Фито-терапевт Гомеопат Травник Диетолог Косметолог Санитарный инспектор Фармацевт Ортопед Протезист Бальнеолог Эпиде-миолог Лаборант
Творчество (создание оригинальных произведений искусства) Режиссер Артист Музыкант Программист Редактор Web-дизайнер Менеджер по проектам Продюсер Коструктор Дизайнер Художник Художник Писатель Компо-зитор Дресси-ровщик Служитель цирка Фито-дизайнер Озеле-нитель Флорист Кондитер Повар Кулинар Резчик по дереву Витражист Скульптор Архитектор Мастер-цветово Декоратор
Производство (изготовление продукции) Мастер производ-ственного обучения Корректор Журналист Полиграфист Экономист Бухгалтер Кассир Станочник Аппаратчик Машинист Ювелир График Керамист Животновод Птицевод Рыбовод Овощевод Цветовод Садовод Технолог Калькулятор Повар Швея Кузнец Столяр Шахтер Нефтяник Техник
Констру-ирование (проекти-рование деталей и объектов) Стилист Пласти-ческий хирург Картограф Программист Web-мастер Плановик Менеджер по проектам Инженер-конструктор Телемастер Архитектор Дизайнер Режиссер Генный инженер Виварщик Селекционер Селекци-онер Ландшаф-тист Флорист Инженер-технолог Кулинар Модельер Закройщик Обувщик Дизайнер ландшафта Инженер
Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) Психолог Следователь Лаборант Социолог Математик Аналитик Аудитор Экономист Аналитик Испытатель (техники) Хроно-метражист Искус-ствовед Критик Журналист Зоопсихолог Орнитолог Ихтиолог Биолог Ботаник Микро-биолог Лаборант Дегустатор Санитарный врач Эргономик Контролер Лаборант Биолог Метеоролог Агроном
Защита (охрана от враждебных действий) Мили-ционер Военный Адвокат Арбитр Юрист Патентовед Инкассатор Охранник Страховой агент Пожарный Сапер Инженер Поста-новщик трюков Каскадер Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзора Эколог Микро-биолог Миколог Санитарный врач Лаборант Микро-биолог Сторож Инспектор Охрана ресурсов Инженер по ТБ
Контроль (проверка и наблюдение) Тамо-женник Прокурор Табельщик Корректор Системный программист Ревизор Налоговый полицей-ский Техник-контролер Обходчик ЖД Выпус-кающий редактор Консуль-тант Консультант Эксперт по экстерьеру Селекци-онер Агроном Лаборант Дегустатор лаборант Санитарный врач Оценщик Контролер ОТК Приемщик Радиолог Почвовед Эксперт

Занятие по профориентации с обучающимися

Цель: формирование осознанного профессионального выбора обучающихся, оказание им помощи в определении личного профессионального плана и алгоритма действий.

Задачи

1. Развитие и формирование профессиональной осведомлённости в мире профессии в соответствии с запросом регионального рынка труда;

2. формирование профессионального самоопределения лич­ности, оказание помощи обучающимся в оценке своих возможностей, способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

3. Развитие и формирование профессионального сознания, умения разрабатывать и осуществлять образовательные и профессиональные планы на основе технологии тайм-менеджмента.

 

Мотивационный этап. Интеллектуальная разминка «Калейдоскоп профессий»

1.Кто работает со вкусом? (Дегустатор - отведыватель)

2.Профессор кислых щей - это? (Повар)

3.Самый сладкий мастер – это? (Кондитер)

4.Кто не сеет и не пашет, а за урожай отвечает? (Агроном)

5. Ухажер за деревьями, цветами это? (Садовник)

6. Звездный бухгалтер – это (Астроном)

7.Парикмахер для травы это? (Газонокосильщик)

8.Преобразователь ткани в одежду – это (Портной)

9. Носильщик в ресторане – это (Официант)

10 Постовой вместо светофора – это (Регулировщик уличного движения)

11. Представители какой профессии все время задают вопросы молодым людям, на которые сами знают ответы (Учителя)

12. Кого поэтично называют лоцманами книжного моря? (Библиотекарь)

13.Как называют профессионала. который пойдет с вами в магазин и за ваши деньги купит вам то. что вам подойдет. (Стилист)

14.О каком профессионале гласит народная мудрость. Что он приходит во время еды? (Официант)

15. Кто заставляет моду пищать? (Кутюрье, модельеры)

16 Водоплавающий повар? (Кок)

17. Крестьянин, работающий по капиталистически – это (Фермер)

18. Перед кем все люди снимают шапки? (Парикмахер)

 

Перечень характеристик

Самая денежная профессия

Самая сладкая профессия

Самая зелёная профессия

Самая ароматная профессия

Самая кислая профессия

Самая холодная профессия

Самая слезливая профессия

Самая опасная профессия

Самая красивая профессия

Самая серьёзная профессия

Самая боевая профессия

Самая скрипучая профессия

Самая мелодичная профессия

Самая колючая профессия

Самая горячая профессия

Самая гуманная профессия

Самая мокрая профессия

Самая творческая профессия

Самая раздражительная профессия

Самая светлая профессия

Самая детская профессия

Самая молчаливая профессия

Самая смешная профессия

1. С целью определения профессиональной направленности предполагается проведение диагностики «Якоря карьеры» и /или диагностика структуры сигнальных систем. (Приложение 1)

Диагностика «Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)

«Якоря карьеры», - это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому

2. Составление личного профессионального плана

Цель: Составление плана личного профессионального роста на основе самоанализа уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних условий для достижения цели) и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности

 

Примерная схема личного профессионального плана

 

 

 


Главная цель. Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться.

Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы. Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.

Пути и средства достижения цели. Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенную образовательную организацию.

Внешние сопротивления на пути достижения цели. Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей.

Внутренние условия достижения цели. Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для обучения и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию. Запасные варианты и пути их достижения (Приложение 2)

Игра «Будущий абитуриент»

Цель: развитие профессиональной осведомлённости в мире профессии в соответствии с запросом регионального рынка труда

В игре предоставляется информация о профессиональных образовательных организациях Свердловской области и подготовке по востребованным специальностям региона.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.173 с.)