Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические явления в больших социальных группахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для обшей классификации психических явлений в больших группах можно использовать подход, предложенный Е. В. Шороховой (см. Социальная психология, 2002). По аналогии с обшей психологией эти явления могут быть разделены по сферам психики на когнитивные, мотивационные, аффективные и регулятивно-волевые групповые психические явления, приобретающие в психологии больших групп свою специфику. К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение и сознание, групповой менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов и статуса групп в системе общественных отношений и уровня развития духовной жизни общества в целом. Общественно-исторические процессы определяют содержание познавательных процессов представителей различных групп, детерминируют объекты познания и их социальные интересы, которые изменяются в зависимости от общественных условий. Но общественная детерминация психических групповых процессов касается не только их содержания, но и способов отражения объективной действительности. Историчным является не только понятийный, категориальный строй мышления, но и его стиль, формы восприятия и интерпретации социальных явлений. Гак, известны особенности восточного и западного стиля мышления, своеобразным является менталитет того пли иного народа в разные периоды его исторического развития. Выявлены специфика и своеобразие чувственного и понятийного отражения действительности в условиях существенных социальных и культурно-исторических изменений у представителей среднеазиатских республик. В когнитивной сфере закрепляются групповые способы и механизмы, посредством которых формируются, сохраняются и изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности. В различных социальных средах складываются более или менее благоприятные условия для развития тех или иных когнитивных особенностей. Когнитивные структуры составляют основу обыденной психологии. Высший их уровень — осознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом. Второй структурный элемент психологии больших групп — мотивационная сфера или сфера потребностей. Она проявляется в общегрупповой мотивации, групповых потребностях, ценностях, интересах, целях, установках и идеалах. При этом потребности составляют в известном смысле базисную характеристику психологии человека и групповой психологии. Классы и большие социальные группы в психологическом отношении отличаются друг от друга прежде всего своими групповыми потребностями, интересами и идеалами. Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп представляет деление групповых потребностей на два вида: • потребности группы как системы, нуждающейся в определенных минимальных условиях поддержания своей жизнедеятельности и функционирования; • потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. потребности, типичные для группы. Потребности второго рода, типичные, «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из общности социальной среды, в которой находятся члены данной группы (Кузьмин, Семенов, 1979). Для психологии больших групп в каждый конкретный период общественно-исторического развития значим закон развития потребностей, ибо происходит изменение соотношения индивидуальных и коллективных потребностей, развитие высших по своей природе социально-психологических потребностей (потребности в труде, в общении, познавательные и эстетические потребности и др.). С потребностями в психологии больших групп органически связаны групповые интересы. В сфере интересов субъективно отражаются материальные условия существования общности, находит выражение направленность психики и деятельности, стремление к удовлетворению потребностей и групповым коллективным действиям. Психологически интерес переживается и проявляется в виде эмоционально окрашенного сознательного стремления к некоторому объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Групповые интересы отражают как потребности общества в целом и его экономические отношения, так и потребности отдельных социальных групп, их экономическое положение в структуре общества. Интересы стимулируют разные формы деятельности групп. В общественной деятельности интерес, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают экономические, политические, духовные интересы. В разных общественно-исторических условиях по-разному соотносятся интересы общества, отдельных больших групп (классов, наций), малых групп и отдельных личностей. При этом групповой интерес выступает как побудитель деятельности, детерминанта поведения людей. В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном выборе формы группового поведения в конкретных социальных условиях. В них выражаются цели деятельности групп и личностей, их отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности. Это личностью обусловлено уровнем притязаний, оценкой реальных возможностей и психологических условий. В целом в групповых ориентациях выражается специфика развития общности в определенный общественно-исторический период. Г. Г. Дилыгенский (1975) выделил семь типов ориентации, проведя тщательный анализ их характеристик в капиталистическом обществе: • ориентация на сохранение существующего положения (про жить как-нибудь, остаться на поверхности); • карьеристский тип ориентации (выбиться в люди, сделать карьеру, добиться успеха в пределах данной социальной общ ности); • профессиональный тип ориентации (расширить дело, добиться большей независимости, власти, влияния); • гедонистическая ориентация (ориентация на досуг, развлечения, получение удовольствия); • ориентация на материальное потребление (потребительская ориентация); • социально-патологическая (асоциальная) ориентация; • ориентация на самоактуализацию личности; • конкурентная ориентация (на борьбу за определенные социальные идеалы). С подобными типами личностно-групповых ориентации можно встретиться и в нашем обществе. Групповые идеалы выступают высшей формой побудителя социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом плане — это образец, высшая цель, последняя ступень стремлений отдельной личности или социальной общности. Идеал историчен, он социально детерминирован определенным уровнем развития производительных сил и характером групповых и личностных отношений и отражает чаяния общностей (классов, наций) на каждом этапе развития. Поэтому идеалы могут быть реальными, нереальными, быть тождественны идее социального прогресса, добра, справедливости, направлять социальную активность людей во всех сферах их жизнедеятельности. Групповые потребности, интересы и ценности социальных групп составляют основу общегрупповой мотивации. Они выступают непосредственными стимулами и мотивами деятельности и поведения людей, определяя направленность групповой и личностной активности. Аффективная сфера психологии больших групп состоит из социальных чувств, эмоций и групповых настроений. При этом сам термин «социальные чувства» неоднозначен. С одной стороны, речь идет о чувствах, отражающих типичные для конкретной группы эмоционально-оценочные отношения к фактам, ситуациям и явлениям социальной действительности, проявляющимся в жизни общества. С другой — социальные чувства являются индикаторами объединения людей в социальные общности. В обоих случаях эти отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии. Общественные настроения выступают одним из важных феноменов психологии больших групп, в них находят отражение отношения и оценка людьми состояния объективных процессов общественного развития и состояния общества в целом. В отечественной социальной психологии большое внимание изучению общественных настроений уделено в работах Б. Д. Парыгина (1999). В качестве особенностей коллективных настроений, по сравнению с индивидуальными, автор выделяет их преимущественную социальную обусловленность, большую степень социальной детерминированности. Возникновение коллективных настроений является главным образом продуктом всей системы социально-экономических, политических и идеологических отношений. В них фактор личностного физического и психического самочувствия отступает на задний план перед социальными факторами (условиями материальной жизни людей, их отношениями на производстве, в быту и т. д.). Общественное, групповое настроение не является простой суммой настроений входящих в группу людей, оно обладает способностью к многократному увеличению интенсивности проявления благодаря эффекту групповою заражения (см. ниже). Групповое настроение является наиболее типичным компонентом групповой психологии не только потому, что оно, в отличие от других элементов психики, функционирует постоянно, но еще и потому, что наиболее ярко проявляет себя в группе и с тем большей силой, чем больше социальная группа (Парыгин, 1999). Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели и субъекты деятельности, ее структура и ее формы. Профессиональная и общественная деятельность, социальные движения существенно различаются по своему социальному назначению. Все перечисленные сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны, и их сочетание проявляется в таких групповых феноменах, как характеристика типичной личности представителя определенной общности и психический склад общности. Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей. Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации членов групп. Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одни поступки и исключает другие. Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения и отношений людей. Они определяют общее направление группового функционирования в жизнедеятельности групп. В рамках традиций осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающих, закрепляющих те или иные отношения. Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи. Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе правила поведения и реагирования на определенные события, осуществление общественно значимых действий (в трудовой деятельности, быту, семейной жизни, в социально значимых событиях в жизни человека — рождение, свадьба, праздники и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом неких ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Обычай воспитывает определенное отношение к группе, к личности. Элементом психического склада больших социальных групп, близким к социальным обычаям, являются групповые предрассудки, психологическая характеристика которых дана в гл. 3.2 настоящей книги. Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям. Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у большинства социальных групп и выполняют вполне определенные социальные функции. Общественно опасными являются национальные и религиозные предрассудки, особенно, когда эти предрассудки объединяются в коллективном сознании. Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни — это совокупность устоявшихся (типичных для определенных социально-экономических отношений) форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сфере. В образе жизни общности, человека находят выражение отношения к обществу, труду, другим общностям и другим людям, к себе. Эти отношения связаны с мировоззрением, ценностными ориентациями, жизненными позициями, социальными и личностными установками, потребностями, стилем жизни и поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.143 (0.012 с.) |