Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История отечественной социальной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В своем становлении она прошла следующие этапы: • зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках; • отпочкование от родительских дисциплин (психологии и социологии) и превращение в самостоятельную науку; • возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии. В основе периодизации истории отечественной социальной психологии лежат общественно-исторические условия, логика развития самой психологии и развитие смежных научных дисциплин. По этим основаниям в истории отечественной социальной психологии (Шорохова, 2002) выделяют четыре периода: 1-й период — 60-е гг. XIX в. — начало XX в.; 2-й период — 20-е гг. XX в. — середина 30-х гг. XX в.; 3-й период — вторая половина 30-х гг. — середина 50-х п.; 4-й период — вторая половина 50-х — 70-е гг. XX в. 1-й период: становление социальной психологии. Особенностью первого периода было зарождение социально-психологических идей внутри естественных и общественных наук. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, поведении личности в группе и групповых процессах, общении и совместной деятельности. Эмпирические знания о поведении личности в группе и групповых процессах в этот период накапливались вне рамок собственно самой социальной психологии: в военной и юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. Так. в военной науке и практике выделялись психологический анализ воинской деятельности, психология боя, психологические особенности воинского коллектива, психология толпы, психология полководца. В юридической науке и практике выделялись такие проблемы, как психология судебной деятельности; психология преступления и преступника. Значительное количество работ было посвящено изучению социально-психологических особенностей суда присяжных, общению и совместной деятельности в преступном мире и др. Аналогично западной социальной психологии в России развивались идеи «народной психологии»: был накоплен большой эмпирический материал при изучении языка, психологического склада, обычаев и напевов русского народа. В медицинской науке и психиатрической практике также формировался целый ряд социально-психологических идей. Они касались психологии личности больного человека и его взаимоотношений с другими людьми. Уникальный социально-психологический материал был получен при исследовании массовых психических явлений — кликушества, мерячения как явлений массового психического заражения (Будилова, 1983). Социально-психологические идеи в этот период успешно развивали представители общественных наук. В социологии выделилась целая психологическая школа. Наиболее ярким представителем этой школы был Н. К. Михайловский. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Действующие силы социального развития — это герои-предводители и толпа. Герой (вожак) управляет толпой, он аккумулирует разрозненные возникающие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного исторического момента, определенного строя, личными свойствами героя, психическими настроениями толпы. Психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение. Михайловскому принадлежит первенство в разработке проблем подражания. Социально-психологическая проблематика в правоведении представлена в трудах Л. И. Петражицкого, одного из основателей субъективной школы в правоведении. Л. И. Петражицкий считал, что психология представляет собой фундаментальную науку, которая должна стать основой общественных наук. Ученый полагал, что реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции, эмоциональные феномены. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека — эмоции (Петражицкий, 1908). Выдающееся значение в развитии социальной психологии в русле естественных наук имеют труды В. М. Бехтерева. Одна из его работ, опубликованная в 1898 г. и посвященная роли внушения и общественной жизни, является по существу первой специальной публикацией социально-психологического плана. Фундаментальный труд Бехтерева «Коллективная рефлексология* (1921) может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. В этой книге дано развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом, по Бехтереву, является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова. Бехтерев выделил базовые признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий. Органическое включение личности в общность привело ученого к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет взаимодействие, взаимоотношение, общение; в качестве коллективных -- наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение, наблюдение, творчество, согласование действий. Объединяют людей в коллективы взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция. Бехтерев обобщил большой эмпирический материал, полученный социально-психологическими методами наблюдения, опроса, применением анкет. А экспериментальные исследования влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти явились началом экспериментальной социальной ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ. 2-й период: развитие социальной психологии. Характерная особенность этого периода — поиск своею пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществляется как в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии, так и путем освоения марксистских идей и их применения к пони мая и к) социально-психологических явлений. Развернувшаяся в этот период общая дискуссия об отношении марксизма и психологии касалась и социальной психологии. Это было естественно и объяснялось тем, что представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем: соотношение социальной психологии и индивидуальном психологии; соотношение социальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объекта социальной психологии. При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения. Некоторые ученые утверждали, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающая лютей, есть социальная психология. Никакой социальной психологии наряду с обшей якобы не должно быть. Противоположную точку зрения представляли взгляды тех ученых, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология. В ходе дискуссий эти крайние точки зрения преодолевались в пользу равноправного взаимодействия между социальной и индивидуальной психологией. В обсуждении данной проблемы приняли участие Л. Н. Войтоловский, М. А. Рейснер, А. Б. Залкинд, Ю. В. Франкфурт, К. Н. Корнилов. Г. И. Челпанов, который говорил о необходимости существования социальной психологии наряду с психологией индивидуальной, экспериментальной. Социальная психология, согласно его теории, изучает общественно-детерминированные психические явления. Она тесно связана с идеологией, теорией марксизма. Вторым направлением социальной психологии в этот период было исследование проблемы коллективов. В создании теории коллективов, их классификации, закономерностях развития участвовали многие социальные психологи (Б. В. Беляев, Л. Вызов, Л. Н. Войтоловский, А. С. Залужный. М. А. Рейснер, Г.А.Фортунатов). В этот период был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке. К 1930-м гг. относится пик развития социально-психологических исследований в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике. Так, в области педагогической практики исследования проводились по проблемам взаимоотношения коллектива и личности, факторов формирования детских коллективов. Особое место занимали работы по изучению структуры детских коллективов, стадий их развития, феномена вожачества, психологических проблем беспризорности и др. В области изучения производственной деятельности решались социально-психологические проблемы профессиональной пригодности, утомляемости, аварийности и травматизма, монотоний, проблемы становления профессионала, гуманизации техники в системе «человек-машина». Преимущественно социально-психологическую составляющую в психологии труда образовывали исследования проблем руководства трудовыми коллективами (стиль управления, роль атмосферы и настроения), соревнования, конфликта. Социальных психологов привлекали также проблемы безработицы. 3-й период: стагнация социальной психологии. Во второй половине 1930-х гг. ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования. Этот период сопровождался теоретическим обоснованием ненужности социальной психологии (гак как все психические явления социально детерминированы, нет необходимости выделять социально-психологические феномены и изучающую их науку) и резкой критикой идеологической направленности западной социальной психологии, полным расхождением в понимании общественных явлений, психологизаторством в социологии. Конкретные оценки отдельных школ и авторов нередко переносились на социальную психологию в целом. Это привело к оценке социальной психологии как лженауки. Следует отметить также практическую невостребованность результатов социально-психологических исследований в то время и идеологическое давление на науку, которое нашло свое отражение в Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», вследствие чего были запрещены исследования в области педологии, сокращен объем работ в сфере психотехники и социальной психологии. Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг.. но и в это время социально-психологические исследования все-таки проводились, хотя их число было явно недостаточным. Три блока проблем привлекали ученых. Прежде всего продолжалась разработка методологических проблем. Она осуществлялась в русле общей психологии. Труды Б. Г.Ананьева, С. Л. Рубинштейна, разработавших методологические принципы психологии — принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, культурно-исторической концепции, — заложили теоретический и методологический фундамент социальной психологии. Второй блок проблем касался социальной психологии коллектива. «Лицо» социальной психологии в этот период определили взгляды А. С. Макаренко, который пошел в ее историк! как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Ему принадлежит определение коллектива, которое стало исходным в разработке социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. По мнению Макаренко, коллектив — это целеустремленный комплекс организованных личностей, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, социальный организм. Его основные признаки: наличие общих целей, определенная структура, органы, координирующие деятельность коллектива и представляющие его интересы. Коллектив — часть общества, органически связанная с другими коллективами. Макаренко выделил два вида коллективов: первичный и вторичный. Коллектив в своем развитии проходит ряд этапов. Макаренко поставил вопрос о необходимости целостного исследования личности. Главная теоретическая и практическая задача — изучение личности в коллективе. Положение Макаренко о «воспитании личности в коллективе, посредством коллектива, для коллектива» стало одним из основных исследовательских принципов. Наиболее широко и последовательно учение А. С. Макаренко освещено и развито в работах А. Л. Шнирмана. Третий блок проблем в этот период был связан с практической ориентацией социальной психологии. Проводились исследования школьных коллективов, формирования личности, механизмов взаимоотношений коллектива и личности, роли руководителя в педагогическом процессе. Зарождалась практическая психология отношений. В социальной психологии продолжала развиваться промышленная проблематика. Особое внимание ученых привлекли психология производственных бригад, коллективный стахановский труд, ударничество, развитие индивидуального и коллективного трудового соревнования. Объектами психологических исследований стали проблемы инициативности, влияния оценок членов группы на развитие творчества, на производительность труда. 4-й период: возрождение социальной психологии. Этот период характеризуется «потеплением» общей идейно-политической атмосферы в обществе, ослаблением администрирования в науке, снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах жизни. Психологическая наука в 1950-х гг. в острых дискуссиях с физиологами отстояла свое право на самостоятельное существование. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии. В нашей стране начался период возрождения социальной психологии и ее формирования как самостоятельной науки. Критериями ее самостоятельности выступили: • осознание представителями этой науки уровня ее развития и состояния исследований; • определение места данной науки в системе других наук; • определение предмета и объектов ее исследований; • выделение и определение основных категорий и закономерностей; • институционализация науки; • подготовка специалистов, публикации трудов, учебников: • организация съездов, конференций, симпозиумов. Начало рассматриваемою периода связывают с дискуссией по социальной психологии, открывшейся публикацией статьи А. I. Ковалева «О социальной психологии» (см.: Вестник ЛГУ. 1959. № 1 1). Обсуждение продолжалось на страницах журналов «Вопросы психологии», «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, на многочисленных конференциях, семинарах и т. д. Содержанием дискуссий были предмет социальной психологии, ее место в системе наук, методы исследовании, практический потенциал, основные направления ее дальнейшего развития и актуальные задачи этой дисциплины. Завершением четвертого периода, логически переходящего в современное состояние, была кристаллизация социально-психологической проблематики. В качестве основных проблем выделились: • методологические и теоретические проблемы; • проблемы коллектива; • социальная психология личности; • социально-психологические проблемы деятельности; • психология общения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.80.121 (0.009 с.) |