Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История вопроса: классические и современные исследования

Поиск

Классические теории толпы. Развитие психологии «толп» или «масс» в определенном смысле связано как с историческим развитием и функционированием общества в целом, так и с теорией и практикой политической деятельности и государственного управления, ь частности. Психология толпы получает свое оформление в Европе, во Франции, в конце XIX — начале XX вв.

Г. Лебон (1903, 1910) был первым, кто начал изучать эту проблематику. Именно от) обратил внимание правящих политических элит на ту опасность и угрозу, которую представлял рост массовых явлений по отношению к стабильности общества и развитию цивилизации в целом, и рассмотрел феномен толпы как существенный элемент социального поведения в социальной динамике общества.

Основной постулат его описательной теории толпы, которая и сегодня стоит выше банальных рассуждений здравого смысла, состоит в том, что существует кардинальное различие между психикой индивида, находящегося в спокойном, сознательном состоянии, и его психическим состоянием в толпе, спонтанным, не полностью осознаваемым, импульсивным и часто агрессивным. Возбужденность и эмоциональная «разгоряченность», возникающие в толпе, ощущение слитности и единения с ней в общем настроении или «духе» стирают личностные различия, нивелирую! социальный статус индивидов, притупляют их интеллектуальные способности. И люди «сбившись в кучу», в массовом порядке начинают прибегать к таким формам поведения, которое иногда имеет героический оттенок, но намного чаше анархический и деструктивный.

Для объяснения различий между сознательным и бессознательным (подсознательным) состоянием психики, коллективная природа которого проявляется в толпе, Лебон привлек теорию гипноза, повальное увлечение которым в тот период было сильно распространено как среди ученых, так и у образованной публики в целом. Гипноз помогай объяснить две вещи: во-первых, состояние внушаемости (суггестии) и восприимчивости индивидов, находящихся в толпе; во-вторых, психологический механизм (или способ, путь), при помощи которого лидер удерживает контроль над толпой. По мнению Лебона (1896), лидер часто начинает участвовать в толпе как рядовой участник. Затем он сам попадает в состояние гипноза под воздействием проповедуемых им же идей, которые толпа возвращает ему в ответ на его призывы и лозунги.

Открытия Лебона были углублены и расширены Г. Тардом (1901, 1910), теория которого имеет достаточно общий характер и может применяться для анализа всех форм социального поведения. Главной темой его исследовательского интереса становятся искусственно создаваемые или организованные толпы, в последующем называемые массами или массовыми движениями. Массы, т. е. организованные виды толп, становятся движущей силой эволюции общества. В модели Тарда толпа должна обладать способностью к творчеству, т. с. качеством, которое отсутствовало в объяснительной системе Лебона. Решение, предложенное Тардом, заранее наделяет массы людей (человечество) способностью к прогрессу во главе с лидером, провоцирующим их движение. Благодаря аналогии с внушаемостью возможна, образно говоря, имитация поведения, которая обеспечивает одновременное когнитивное и аффективное единообразие массы людей, поскольку они подчиняются лидеру.

В определенной мере Тард стал предвестником теорий массовой коммуникации. Он описал тип массовой, долговременной и подражательной суггестии, сравнивая журналиста с гипнотизером, которого мы сегодня назвали бы лидером общественного мнения. Следовательно, он предвосхитил наступление эпохи, в которой главное место в общественной жизни с триумфом займут средства массовой коммуникации и толпы, трансформированные в публику, сидящую дома у телевизоров и «поглощающую» «нужную» информацию.

Признавая оригинальность и пророческую природу работ Лебона и Тарда, следует отметить, что только с появлением теории групповой психологии 3. Фрейда (1921) их гипотезы превратились в положения всеохватывающей теоретической системы. Основной вопрос, решению которого посвятил себя Фрейд в своей психоаналитической теории, это история происхождения таких фундаментальных социальных институтов общества, как семья и церковь (религия), которые он, как и его предшественники, рассматривали как прототип всех коллективных образований.

Фрейд не принял идею Лебона о коллективном бессознательном как объяснительном принципе изменений, происходящих в психике индивидов, находящихся в толпе. Для liero проявление бессознательного в коллективных действиях толпы возникает не из группового заражения и гипноза, а как следствие освобождения (релаксации) индивида от своего подавления. Толпа является лишь условием, способствующим этому процессу. Поведение индивида в толпе — это регрессия к примитивному «стадному состоянию», дающему индивиду чувство релаксации.

Вопрос о природе механизмов, которые объясняют формирование толпы и формирующую роль лидера, Фрейд решает с помощью концепций либидо и идентификации. Концепция либидо описывает как бы двойную реальность существования толпы — нарцисстическое либидо обеспечивает любовь индивида к себе, которая неизбежно присуща и лидеру, а эротическое — социальное место своего проявления, саму толпу. Концепция идентификации является развитием теории имитации Тарда и объясняет изменение психики и поведения людей посредством интериоризации внешней власти, социальных идеалов и соответствующих моделей поведения. Как отметил сам Фрейд, давая общую оценку своей теории: «Наш вклад в объяснение либидоинальной структуры групп возвращает нас опять к разграничению между эго и идеалом и к двойной связи, которая оказывается возможной, — идентификации и помещению объекта вместо этого идеала».

Современные теории. Классические теории психологии толпы дали толчок развитию других направлений исследовательской мысли. Но в целом все эти теории по своей природе продолжают оставаться, скорее, на описательном уровне и имеют предположительный характер. Как отметил С. Московичи (1996), явление, которое они анализируют, все еще остается не раскрытым и, следовательно, обладает абсолютной исторической новизной.

Наиболее значимые и влиятельные тенденции в этом плане были выражены в работе Рейха «Массовая психология фашизма» (1933) и разработках Франкфуртской школы, отразившихся в социальных движениях 60-х гг. Другая научная традиция, основанная на эмпирической и экспериментальной психологии и сформировавшаяся за период Второй мировой войны, внесла важный вклад в понимание конкретных аспектов массовых явлений. Многократно были изучены, сфотографированы, измерены, оценены и проанализированы размер, форма, движения, циркулирование информации и распространение слухов, а также другие параметры феномена толпы. Экспериментальные работы привели к формулировке частных гипотез, таких, как «кристаллизация толпы» для описания ее первоначального формирования (Канетти, Мильгрэм)- Есть теории, считающие групповые образования типа толпы отклоняющимися и даже патологическими явлениями. Теория возникающих норм, развитая в русле групповой динамики (Тернер, Киллиан), предлагает модель, которая исключает гомогенность поведения толпы как простую иллюзию наблюдателя. Согласно этой теории, небольшое количество активных участников навязывают основной массе ту модель действия, с которой она конформно соглашается и которая воспринимается как доминантная норма поведения.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в социальной психологии существует два отдельных направления исследований в области психологии толпы — классическая объяснительная теория, научный статус которой до сих пор не определен, и корпус исследований, основанный на более строгих методах, но их значение и применение ограничено теоретическими и идеологическими предпосылками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.011 с.)