Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология как Наука и как практическая деятельность↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины (модуля) …………………………….. 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы …………… 3. Результаты освоения дисциплины (модуля) ………………………………… 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) ……………………………. 4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы ……. 4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины (модуля)……… 5. Образовательные технологии………………………………………………… 6. Учебно-методические материалы …………………………………………. 6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических и лабораторных занятий ………………………………………………….. 6.2. Задания и методические указания по выполнению письменных работ (расчетно-графических, контрольных, курсовых и т.д.) …………………………… 6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента …………………………………………………………………………….. 6.4. Иные материалы ………………………………………………………………. 7. Учебно-техническое обеспечение дисциплины (модуля) ……………………. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) ………………
1. Цели и задачи освоения дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ» Дисциплина «Психология» является общенаучной дисциплиной базовой части учебных планов. Цель изучения данного курса –формирование у студентов общей и психологической культуры, общих и профессиональных компетенций, основывающихся на теоретических и практических психологических знаниях, обеспечивающих решение профессиональных задач. Задачи курса: § ознакомление с основными направлениями развития психологической науки; § формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности; § освоение основных способов исследования индивидуальных особенностей человека; § формирование представлений об использовании и возможностях применения психологических результатов в практике современного образования; § формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия; § приобретение опыта психологического анализа профессиональных и учебных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия в системе образования, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности; § освоение основных приемов самопознания, саморазвития и саморегуляции; § приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности. Воспитательная цель курса: § изучение механизмов взаимодействия человека с другими людьми, обществом, природой; § воспитание будущих специалистов в духе уважения к другим людям, их достоинству; § формирование умений поведения в коллективе, осознанного отношения к его нормам, ценностям, оценкам; § формирование умений решать возможные конфликтные ситуации; § научить будущих специалистов решать проблемы развития самосознания и самовоспитания.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующей дисциплиной: 2.1. Из курса «Биология»: Знания: основных положений биологических теорий; сущности биологических процессов и явлений; биологических систем (клетка, организм); индивидуального развития организма (онтогенеза);особенностей организма человека, его строении, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; истории развития современных представлений о живой природе; методах научного познания. Умения: анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; выявлять приспособления организмов к среде обитания. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: «Психология профессионального образования».
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Выпускник, освоивший дисциплину «Психология» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): § способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5); Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК): § способностью к когнитивной деятельности (ОПК-6). В результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен: Знать: З1. объект, предмет, место психологии в системе наук, структуру психологии как науки, ее отрасли; З2. историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии; З3. основы проведения психологических исследований и применения психодиагностического инструментария; З4. особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; З5. современные подходы к проблеме личности и ее роли в современном мире; З6. закономерности психического развития и особенности их проявления в поведении и деятельности в разные возрастные периоды; З7. потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации как движущие силы и условия развития личности; З8. сущность основных психологических процессов и свойств, психических состояний, обеспечивающих человеку его жизнедеятельность; 39. индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в поведении и деятельности; З10. теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности; З11. основные психологические закономерности общения и взаимодействия людей, в т.ч. в условиях современной социокультурной ситуации; З12. психологические особенности речи и способы их применения в профессиональной деятельности; З13. особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения, основные категории психологии группы; З14. основы управления внутригрупповыми процессами и разрешения вопросов, связанных с проблемными ситуациями; З15. социально-психологические механизмы и факторы развития толерантности в системе межличностных отношений; З16. особенности толерантного и интолерантного поведения. З17. методы изучения личности и групп в различных социо-культурных средах. Уметь: У1. анализировать современные направления и школы мировой и отечественной психологии в их преемственности с историческим опытом науки; У2. анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; У3. анализировать и интерпретировать различные теоретические подходы к развитию человека и его личности; У4. адекватно возрастным особенностям анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции; У5. разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; У6. диагностировать уровень сформированности различных сторон познавательной деятельности; У7. проводить психологический анализ ситуаций и применять полученные знания для профессионального роста и саморазвития; У8. диагностировать и интерпретировать собственное психическое состояния; У9. характеризовать волевые, эмоциональные психические процессы и явления, проводить анализ их развития; У10. выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; У11. рефлексировать, интерпретировать, критически оценивать собственные поведенческие проявления и индивидуально-личностные особенности в процессе общения и деятельности; У12. определять тип социальной группы и составлять ее социально-психологическую характеристику; У13. эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; У14. организовывать индивидуальную и групповую деятельность людей с учетом их психологических особенностей; У15. учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри коллектива, в т.ч. в условиях поликультурного общества; У16. организовывать эффективное межличностное и межгрупповое взаимодействие с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: В1. системой общепсихологических понятий и категорий; В2. навыками проведения психодиагностического обследования; В3. навыками сравнительного анализа психики человека и животных; В4. умениями толерантного восприятия возрастных особенностей; В5. категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности; В6. основными приемами диагностики и измерения психических процессов в различных видах деятельности человека; В7. методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности; В8. приемами самооценивания уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; В9. техниками и приемами эффективного общения в будущей профессиональной деятельности; В10. базовыми навыками прикладного социально-психологического исследования в реальной группе; В11. различными способами разрешения конфликтных ситуаций; В12. системой психологических качеств, определяющих эффективность общения в современной социокультурной ситуации; В13. навыками работать в команде. Результаты обучения по дисциплине «Психология» Таблица 1.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 4.1.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы Направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профили технической направленности: Металлургия, Машиностроение и материалообработка, Энергетика, Транспорт, Информатика и вычислительная техника, 09.03.02. – Информационные системы и технологии, 09.03.03. – Прикладная информатика; 13.03.02. – Электроэнергетика и электротехника; 15.03.01. – Машиностроение; 22.03.02. – Металлургия; 44.03.01. – Педагогическое образование; 44.03.02. – Психолого-педагогическое образование; 44.03.05. – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 53.03.01 – Музыкальное искусство эстрады Таблица 2
4.1.2. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы Направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профили гуманитарной и социально-экономической направленности: Экономика и управление, Сервис, Декоративно-прикладное искусство, Правоведение и правоохранительная деятельность; 37.03.01. – Психология; 38.03.01. – Экономика; 38.03.02. – Менеджмент; 38.03.04. – Управление персоналом; 39.03.01. – Социология; 39.03.02. – Социальная работа; 44.03.02 – Документоведение и архивоведение; 49.03.01. – Физическая культура Таблица 2.1.
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Тематический план дисциплины Таблица 3
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Таблица 3.1
Таблица 4 Практические занятия
Таблица 4.1 Практические занятия
Содержание дисциплины Раздел 1. Введение в общую психологию Методы психологии Понятия «методология», «метод», «методика». Психологическое исследование. Требования к проведению психологического исследования. Этапы психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов. Различия понятий метода и методики в психологии. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву). Общенаучные методы: организационные (сравнительный, комплексный, лонгитюдный), эмпирические методы, обработки данных, методы интерпретации. Специфика выбора и применения различных методов. Эмпирическое исследование в психологии. Собственно, психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Метод тестов и границы его применения в педагогической практике. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. Методы психологического воздействия и психологической коррекции. Эмоционально-волевая сфера Эмоции. Понятие «эмоции». Основные психологические теории эмоций. Психофизиологические исследования эмоций. Основные функции эмоций: сигнальная, приспособительная, побудительная, переключательная, подкрепляющая, коммуникативная. Виды эмоций: эмоциональный тон, настроение, страсть, стресс, страх, аффект, фрустрация. Понятие стресса в физиологии и психологии. Роль эмоций в жизнедеятельности человека. Чувства. Понятие о чувствах. Историческая обусловленность человеческих чувств. Высшие чувства как результат общественного развития личности и как мотивы поведения. Роль чувств в формировании самосознания человека. Нравственные чувства – необходимое условие нравственного поведения. Интеллектуальные чувства – важнейший показатель интеллектуального развития субъекта. Эстетические чувства. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога. Развитие эмоциональной сферы личности. Особенности эмоционального развития в различные возрастные периоды. Эмоциональная зрелость и эмоциональная культура. Воля. Понятие «воля». Воля как сознательная регуляция деятельности. Особенности волевой деятельности. Функции воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности. Принятие решения и его психологическая характеристика. Мотивация и волевое действие. Волевое усилие. Основные направления развития воли. Воля и формирование сознания. Воля и нравственная регуляция поведения. Воспитание и самовоспитание воли.
2.6. Индивидуально-психологические особенности: Психология группы Группа как социально-психологический феномен. Виды групп: большие и малые, формальные и неформальные, условные и реальные, референтные, нереферентные и антиреферентные. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация (просоциальная, асоциальная), корпорация (просоциальная, асоциальная), коллектив. Основные особенности зрелого коллектива. Малая группа и ее структурная организация. Психологическая структура малой группы: композиционная, социометрическая, коммуникативная и подструктура функциональных отношений. Социометрическая структура малой группы: определение и основные параметры анализа. Генезис и развитие малой группы, формирование межличностных отношений в малой группе. Объективные и субъективные детерминанты возникновения и воспроизводства малой группы как социально-психологического феномена. Социально-организационные предпосылки возникновения групп. Критерии эффективности малых групп. Продуктивность групповой деятельности и удовлетворенности членством в группе как показатели эффективности. Структура власти малой социальной группы: определение и психологическая природа. Характеристики, отражающие положение личности в группе: «позиция», «социальный статус», «социальная роль», «групповые ожидания (экспектации)» и «внутренняя установка». Общая характеристика феномена внутригруппового лидерства. Определение понятий «лидер», «руководитель», «лидерство», «руководство». Основные функции лидера и руководителя в коллективе. Классификации лидеров. Индивидуальная характеристика лидера. Основные психологические факторы, определяющие меру авторитетности руководителя. Стиль руководства (управления) коллективом. Сравнительная характеристика основных стилей руководства. Феномены межличностных отношений: восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация, коллективистическое самоопределение, сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Социально-психологический климат в группе. Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата. Методы исследования межличностных отношений в группах (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство, групповая сплоченность). Общая характеристика социометрической методики: возможности и ограничения. Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов. Межличностные конфликты. Причины конфликтов. Динамика конфликта. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения и предотвращения конфликтов. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) в преподавании «Психологии» используются следующие формы учебных занятий: § Лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы. § Семинары, где обсуждаются наиболее проблемные вопросы лекций, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами, докладываются результаты выполнения домашних заданий, законспектированных научных статей, реферированной литературы. § Дидактические игры, имеющие характер тренинга общения. § Практические занятия, связанные с изучением психологических феноменов, знакомство с диагностическими методиками. § Практические занятия, связанные с проведением психологического обследования студентов и самообследования. § Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. § Проблемное задание, в котором студентам предлагается осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивной формах по дисциплине «Психология» составляет 50 %. Задания и методические указания по организации и проведению практических и лабораторных занятий 1. Психология как наука и практика. Предмет, задачи и структура современной психологии. К теме 1.1. Вопросы: 1. Предмет и задачи общей психологии. 2. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии. 3. Место психологии в системе наук. Значение психологии для педагогики, юриспруденции, медицины, других областей человеческой деятельности. 4. Отрасли психологии. Специфика задач и методов различных отраслей психологии в зависимости от предмета изучения. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что изучает психология? 2. Как изменялась взаимосвязь психологии с другими науками? 3. Что такое категориальный строй психологии? 4. Определите объект и предмет психологии. 5. Перечислите основные принципы психологии. 6. Какие отрасли психологии можно выделить? 7. Какую роль, на ваш взгляд, играет современная психология в жизни и развитии общества? Задание 1. Вспомните и запишите несколько пословиц (не менее 10), несущих психологическое содержание. Задание 2. Вспомните (представьте) и запишите жизненные и профессиональные ситуации (не менее 10), в которых возникает необходимость в психологических знаниях. Задание 3. Какие отрасли психологии решают следующие задачи. 1. Оценить эффективность воздействия телепередачи на зрителей. 2. Установить психологические причины преступности среди молодежи. 3. Выявить условия эффективного запоминания информации. 4. Выявить психологические причины аварийности на производстве. 5. Разработать меры по устранению дедовщины в армии. 6. Разработать методы работы с пожилыми людьми в доме престарелых. 7. Установить уровень психического развития ребенка. 8. Выделить основные условия развития способностей. 9. Разработать систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера. 10. Выявить психологические причины неуспеваемости школьников. 11. Выявить причины отставания в психическом развитии детей. 12. Установить влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей. 13. Выявить психологические особенности людей разного пола. 14. Установить эффективность рекламы. 15. Выявить влияние окраски производственных помещений на эффективность труда. 16. Разработать программу профессионального отбора руководителей. 17. Разработать методы перевоспитания осужденных. 18. Установить связь между характером и телосложением. 19. Оценить эффективность национальной политики правительства. 2. Методы психологии. К теме 1.2. Вопросы: 1. Понятия «методология», «метод», «методика». 2. Психологическое исследование. Требования к проведению психологического исследования. 3. Этапы психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов. 4. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву). 5. Психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). 6. Метод тестов и границы его применения. 7. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. Вопросы для самоконтроля. 1. Какова логика проведения психологического исследования? 2. Какие методы психологических исследований Вы знаете? 3. Дайте определение наблюдения и перечислите его разновидности. 4. Перечислите особенности экспериментального метода. 5. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? 6. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования? 7. В чем особенность теста как психологического метода исследования? 8. Имеете ли Вы опыт работы с психологом в качестве клиента? Если да, то какой метод практической психологии в работе с Вами использовался? Как бы Вы оценили эффективность тех методов практической психологии, которые вам знакомы? К теме 2.2. Вопросы: 1. Проблемы возрастной периодизации в психологии. 2. Понятие возраста. Виды возраста. 3. Природа, особенности протекания и значение возрастных кризисов в психическом развитии человека. 3. Социальная ситуация, ведущая деятельность и основные новообразования подросткового и юношеского периодов развития. 5. Особенности когнитивного развития в подростковом и юношеском возрасте. 6. Эмоциональное развитие подростка. 7. Развитие самосознания и образа «Я» подростка. 8. Психологические особенности профессионального самоопределения и формирование мировоззрения в юношеском возрасте. 9. Роль общения в развитии личности в подростковом и юношеском возрасте. Задание. 1. Каким факторам развития придает первостепенное значение каждый ученый? Каково Ваше мнение по поводу их высказываний? А. З. Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и что через подавление его и формируется личность человека. Б. Джон Локк сравнивал ребенка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои узоры». 2. Из нижеперечисленных понятий выберите ведущий вид деятельности и основные новообразования, соответствующие следующим возрастам: дошкольному, младшему школьному, подростковому. Поясните свой выбор. Непосредственное эмоциональное общение, учебная деятельность, учебно-профессио-нальная деятельность, игровая деятельность, предметно-орудийная деятельность, общение в системе общественно-полезной деятельности, сенсорные эталоны, готовность к обучению в школе, рефлексия, чувство взрослости, внутренний план действий, абстрактное критичное мышление, мировоззрение, убеждения, стремление к самовоспитанию волевых качеств, освоение функций предметов, прямохождение, наглядно-образное мышление. Темперамент. К теме 2.6. Вопросы: 1. Понятие «темперамент». 2. Психологические теории темперамента. 3. Учение И.П. Павлова о типе высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента, его значение для психологии. 4. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. 5. Закономерности проявления различных свойств и типов темперамента в деятельности и общении. 6. Роль темперамента в трудовой деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Вопросы для самоконтроля. 1. Дайте общую характеристику темперамента. 2. В чем суть гуморальных теорий темперамента? 3. В чем суть конституциональных теорий темперамента? 4. Какие свойства нервной системы легли в основу взглядов П.И. Павлова о темпераменте? 5. Как проявляется тип темперамента в поведении и деятельности человека? 6. Каким образом можно измерить тип темперамента? 7. Можно ли влиять на формирование типа темперамента? Если да, то каким образом? 8. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно? Задание 1. Разработайте и опишите 20 конкретных жизненных и профессиональных ситуаций, критических для актуализации основных свойств темперамента. Задание 2. Спрогнозируйте способы поведения в них людей с разными типами темперамента. Задание 3. Разработайте рекомендации по работе с людьми, обладающими различными типами темперамента (по 5 на каждый тип). Они должны содержать в себе описание цели, конкретной ситуации и быть адресованы определенному человеку (или группе лиц). Психологический практикум. Методика. Тест «Формула темперамента» (А. Белова). Характер. К теме 2.6. Вопросы: 1.Понятие «характер». О
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.01 с.) |