Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология межгрупповых отношений↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Механизмы межгруппового восприятия. Эффект внутригруппового фаворитизма и его детерминанты. Внешнегрупповой фаворитизм. Атрибутивные процессы, выполняющие функцию межгрупповой дифференциации: стереотипизация и групповая каузальная атрибуция. Межгрупповой конфликт. Причины межгрупповых конфликтов. Понятие групповых конфликтов и их классификация. Межгрупповой конфликт как продукт универсальных психологических характеристик: агрессивной потребности или побуждения (У. Мак-Дауголл). Концепция «фрустрации – агрессии» как объяснительный принцип межрасовых и межэтнических конфликтов (Л. Берковитц).
Литература.
1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994. 3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е издание. – СПб., 2001. 4. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е издание. - М., 1979. 5. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. – М., 1985.
Психология массового сознания Стихийные группы: толпа, публика, аудитория. Понятие толпы. Человек в толпе. Трансформация его сознания и поведение. Психологические способы воздействия на толпу. Свойства толпы. Виды толпы (окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая) и их характеристика. Вариант действующей толпы: агрессивная, паническая, стяжательская, повстанческая. Основные формы стихийного поведения: массовая паника и массовая агрессия. Факторы механизм возникновения паники. Проблема управления стихийным поведением. Социальные множества. Структура общества. Социальные множества: множество, масса, скопление. Постоянные, временные, смешанные множества. Классификация социальных множеств. Динамизм социальных множеств и структура общества.
Литература.
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 1997. 2. Берзин Б.Ю. Массовое сознание и самосознание группы. – М., 1991. 3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., 1994. 4. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996. 5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб., 2001. 6. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М., 1988. 7. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал, 1990. – Т. 11. – № 5. – С. 3-16.
Конфликтология Конфликты. Понятие конфликта. Структура конфликта: конфликтная ситуация, объект, предмет, участники, инцидент. Конфликтогены, экскалация конфликта. Виды, функции, границы конфликта. Виды конфликтов по степени остроты противоречий: недовольство, разногласие, размолвка, раздор, стычка, ссора, скандал, вражда, война. По проблемно-деятельностному признаку: управленческие, организационные, экономические, педагогические, политические, творческие. По степени вовлеченности людей в конфликт: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межгосударственные. Конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Стратегии конфликтного поведения: уклонение (избегание), приспособление (уступчивость), соперничество (конкуренция), компромисс, сотрудничество. Социальный конфликт. Классификация социального конфликта: межличностный конфликт, конфликт в организации, межгрупповой, национальный, педагогический конфликты и их особенности. Функции организационных конфликтов. Источники организационных конфликтов. Динамика конфликта: латентный период, открытый период (инцидент, эскалация конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта), послеконфликтный период (частичная и полная нормализация отношений). Основные формы завершения конфликта: разрешение, затухание, урегулирование, устранение или перерастание в другой конфликт. Управление организационными конфликтами. Способы профилактики и разрешения конфликтов. Роль «третьих лиц» в возникновении, протекании и разрешении конфликта. Внутриличностный конфликт. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов.
Литература.
1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. – Новосибирск, 1998. 2. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993. 3. Донцов Д.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал, 1980. – Т. 1. - № 1. 4. Журавлев В.М. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995. 5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. – Ростов –на - Дону, 1998. 6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., 1994. 7. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993. 8. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.
Коммуникативная компетентность: диагностика и развитие Социально-психологическая компетентность личности. Понятие социально-психологической компетентности. Составляющие коммуникативной компетентности. Вербальные и невербальные средства общения: речь, мимика, жест. Методы диагностики коммуникативной компетентности. Критерии коммуникативной компетентности.
Литература.
1. Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1998. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. 3. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М., 1996. 4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. 5. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1990. 6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. Введение в практическую и социальную психологию. – М., 1996. 7. Мелибурда Е.Л. Психологические возможности улучшения общения. – М., 1986. 8. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Андреевой Г.М.. – М., 1987. 9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989. 10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на – Дону, 1995.
Социально-психологический тренинг Социально-психологический тренинг как активная форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы. Межличностная обратная связь как психологический механизм тренинга. Психологические особенности тренинговой группы. Цели тренинговой группы. Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Понятие о групповой сплоченности. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный состав тренинговых групп. Количественный состав тренинговых групп. Классификация и основные виды тренинговых групп. Критерии классификации тренинговых групп. Гештальт – подход. Групп – аналитический подход. Трансактный анализ в группе. Психодраматический подход. Телесно-ориентированный подход. Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании (НЛП).
Литература.
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2001. 2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М., 1985. 3. Макшаков С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге, каталог. – Часть 1. – СПБ., 1993. 4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М., 1989. 5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М., 1993.
Психология управления Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя. Сущность управленческого воздействия. Когнитивный и эмоциональный уровни управленческого воздействия. «Теория когнитивного диссонанса» Л. Фестингера. Феномен «Нога в дверях». Основные способы управленческого воздействия: внушение, заражение, подражание, убеждение. Типология объектов управленческого воздействия. Основные формы управленческого воздействия. Структура управленческого распоряжения. Феноменология лидерства и руководства. Руководство и лидерство как социальные феномены. Сходство и различия между руководством и лидерством. Лидерство: подходы, теории, модели - структурный (Стогдилл, Олпорт), поведенческий (Мак-Грегор, Оучи, К. Левин, Лайкерт), ситуационные подходы (Фидлер, Херси-Бланш, Врум-Йеттон) – теоретический обзор. Лидерский потенциал. Основные характеристики руководителя – лидера. Основные формы власти. Управление формированием и развитием лидерства.
Литература.
1. Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Воронеж, 2001. 2. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики, 1999. 3. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель…. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1993. 4. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства. – М., 1985. 5. Самыкин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – М., 1997. 6. Свенцицкий А.К. Социальная психология управления. – Л., 1986. 7. Урбанович А.А. Психология управления. – Минск, 2002.
Психология рекламы Информативная функция рекламы: формирование образа товара. Сущность информационной и содержательной информации в формировании образа товара. Влияние эмоционального впечатления на формирование образа товара. Типы информационного сообщения: синтактический, семантический, прагматический. Основные синтактические «алфавиты» в формировании образа товара в рекламном сообщении: визуальный (элементы визуального пространства – линия, тон, цвет, текстура, форма, размер, направление и их всевозможные сочетания); аудиальный (элементы аудиального пространства – тональность, тон, ритм, гармония, громкость, интонация и их всевозможные сочетания, относящиеся к музыке и шумам); вербально-визуальный (письменный текст, включающий все синтаксические элементы, входящих в него письменных знаков); вербально-аудиальный (устная речь – звонкость – глухость, интонация, темп, громкость и т.п.). Роль «эффекта контекста», «учреждающей» информации и фоносемантики в семантической структуре рекламного сообщения. Символико-эмоциогенное значение рекламной информации. Потребность, «опредмеченная» в товаре, как основа семантики рекламного образа. Оценивание прагматической информации с точки зрения ее новизны и по степени ее соответствия прошлому опыту человека. Эффективность воздействия прагматической информации на формирование образа товара. Психические процессы, обеспечивающие эффективность воздействия рекламы. Сущность информативной, увещевательной и напоминающей рекламы. Восприятие как создатель целостного и обобщенного образа товара. Универсальные законы человеческого восприятия. Специфические законы памяти в рекламном сообщении. Значение основных методов запоминания и восприятия в организации и подачи рекламного сообщения. Роль понятия «якорь» в рекламе и его значении в формировании образа товара. Применение психоанализа в рекламе. Социально- психологические предпосылки увлечения психоанализом в рекламной деятельности, сложившееся в середине 20 века в США: спад спроса на товары, увеличение свободного времени, стандартизация продуктов, создание и укрепление понятия «старение» предметов потребления. Анализ мотивов как обращение к стимулам, хранящимся в подсознании потребителей. Методы исследования мотивов и образа товара: психоаналитическая беседа, проективные методики (свободные и направленные ассоциации, персонификация, рассказ по картинкам, незаконченные предложения; пиктограмма, завершение рисунка, лепка из глины, направленные мечты). Возражение против применения психоанализа в рекламе. Приемы эксплуатации бессознательных стимулов потребителя в рекламе. Создание образа товара. Использование сексуальных мотивов, полоролевых стереотипов, учет мужского и женского начал. Актуализация коллективного бессознательного через схему мифа. Обращение к переживаниям: смягчение чувства уверенности, бессмертия, безопасности, иллюзии присоединения к рекламируемому образу жизни. Использование стремления повысить свое положение в обществе через продажу соответствующих символов (высокая цена, большие размеры товара, отзывы знаменитостей).
Литература.
1. Лебедев – Любимов А. Психология рекламы. – СПб., 2002. 2. Краско Т.И. Психология рекламы. – Харьков, 2002. 3. Психология бизнеса: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск, 1998. 4. Психология и психоанализ рекламы. – Самара, 2001.
Психология маркетинга
Психология потребительского поведения. Поведение потребителя в комплексе маркетинга. Эволюционные теории потребительского поведения (В.В. Ильина, К. Маркса, Т. Веблена, Пьера Бурдье и другие). Основные категории поведения потребителей. Сегментация рынка как процесс разделения на гомогенные (однородные) группы покупателей. Типичные эффекты потребительского поведения, влияющие на нефункциональный спрос на рынке. Использование методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича для прогнозирования поведения потребителей. Факторы, определяющие поведение потребителей: факторы культурного уровня, социальные, личностные, психологические. Основные типы поведения потребителей. Личность и потребительский выбор. Восприятие и память, обучение и отношение как внутренние факторы личности, влияющие на потребительский выбор. Влияние личностных особенностей на потребительский выбор: мотивационно-волевые, коммуникативные, соотношение рационального и эмоционального. Блоки, стадии и механизмы потребительского выбора согласно модели Ф. Котлера. Модель потребительского выбора Ховарда-Шеса. Поведенческая модель потребительского выбора, разработанная Андриасеном. Маркетинговое мышление. Сущность маркетингового мышления. Особенности формирования маркетингового мышления: потребности, желания, интересы клиента. «Сбытовое» маркетинговое мышление, его ключевая задача. Клиент - центрированное мышление. Три формы маркетингового мышления согласно Ф. Котлера. Системное маркетинговое мышление. Структура и ключевые элементы маркетингового мышления. Отношения элементов «маркетингового треугольника»: «Клиент –Товар» (услуга), «Продавец-Товар», «Продавец-Клиент». Влияние маркетингового мышления на поведение и выбор потребителя.
Литература.
1. Басовский Л.Е. Маркетинг. – М., 2003. 2. Дейнека О.С. Экономическая психология. – СПб., 2000. 3. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. – Психология бизнеса. – М., 1998. 4. Федько Н.Г., Федько В.П. Поведение потребителей. – Ростов – на - Дону, 2001.
Этническая психология
Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. Межэтническая социальная перцепция ее сущность, свойства, когнитивные процессы. Этноцентризм. Этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. Свойства этнических стереотипов: эмоционально-оценочный характер устойчивость, унифицированность. Виды (авто – и гетеростереотипы) и формы (стереотипы поведения, стереотипы восприятия) этнического этноцентризма. Гибкий этноцентризм (предпочтение своей национальной группы). Механизмы стереотипизации. Проблема истинности. Социальная каузальная атрибуция. Этническая толерантность / интолерантность. Психология межэтнических отношений. Отношения межгрупповые и межличностные. Психологические детерминанты межэтнических отношений. Этническая идентичность. Этапы становления этнической идентичности. Проблема изменения этнической идентичности. Межэтнические конфликты: общая характеристика. Типология этнических конфликтов (по территории, по мотивам возникновения, по целям национальных движений). Причины возникновения межэтнических конфликтов (территориальные, политические, экономические, социокультурные). Особенности этноконфликтов (роль идеологии, способность проникать в другие типы конфликтов, острота, жесткость форм ведения борьбы и др.).
Литература:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. 3. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М., 1993. 4. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М., 1996. 5. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов – на – Дону, 2000. 6. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс –культурную психологию. – М., 1999. 7. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988. 8. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. – М., 1994. 9. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001. 10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - Екатеринбург, 2000.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.011 с.) |