Синтетические свойства характера. Моральная воспитанность сила, полнота, уравновешенность, оригинальность, цельность, твердость характера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтетические свойства характера. Моральная воспитанность сила, полнота, уравновешенность, оригинальность, цельность, твердость характера.



Индивидуальное и типическое в характере. Формирование и развитие характера.

Воля. Понятие в воле. Теории воли. Мотивационная сфера и волевая деятельность. Значение воли для регуляции деятельности. Волевые действия и их отличие от привычных и импульсивных действий. Волевой акт и его структура. Простой волевой акт и этапы сложного волевого действия. Волевое усилие. Психологическая характеристика борьбы мотивов. Волевые свойства личности. Диагностика уровня развития волевых качеств. Воспитание и самовоспитание воли.

Ощущение. Понятие об ощущении. Рефлекторная природа ощущений. Рецепторы и анализаторы. Пороги чувствительности. Верхний и нижний абсолютный порог ощущений. Порог различения. Закон Вебера – Фехнера. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, пространственная локализация ощущений, длительность ощущений.

Последействия раздражения и положительный последовательный образ; отрицательный последовательный образ. Психофизические закономерности: адаптация, взаимодействие ощущений, синестезия, сенсибилизация.

Восприятие. Определение и общая характеристика восприятия. Физиологическая основа восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность. Апперцепция. Восприятие и установки личности. Восприятие и перцептивные действия. Классификация восприятий. Иллюзии восприятия. Восприятие пространства, времени, движений. Организация восприятия: высшие процессы. Восприятие сочетания «фигура-фон».

Восприятие в гештальтпсихологии. Гештальтистские факторы группирования (фактор близости, фактор сходства, фактор однотипной связи, фактор общей судьбы). Закон прегнантности. Субъективные контуры.

Внимание. Понятие внимания. Теории внимания. Двигательная теория внимания Т. Рибо. Внимание и избирательная активность личности (теория Д.Н. Узнадзе). Внимание и действие контроля (П.Я. Гальперин). Ориентировочный рефлекс как биологическая предпосылка внимания.

Виды внимания. Непроизвольное внимание и его обуславливающие факторы. Произвольное внимание. Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения.

Свойства внимания: объем, концентрированность, устойчивость, переключаемость, распределение. Расстройства внимания. Развитие внимания в онтогенезе.

Память. Понятие о памяти. Теории памяти. Ассоциативная теория памяти. Теория, рассматривающая деятельность личности и как фактор, детерминирующий формирование процессов памяти. Концепция памяти Р. Аткинсона. Физиологические теории механизмов памяти. Биохимические теории памяти.

Классификация видов памяти в зависимости от вида психической активности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая); от целевой установки личности (произвольная и непроизвольная); от длительности сохранения материала (кратковременная, долговременная, оперативная).

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Запоминание и деятельность. Непроизвольное запоминание. Факторы, влияющие на эффективность непроизвольного запоминания. Произвольное запоминание. Факторы, определяющие продуктивность произвольного запоминания (характер задачи, поставленной самим субъектом; объем запоминаемого материала; осмысленность материала; использование рациональных приемов запоминания).

Смысловое и механическое запоминание. Эффект Зейгарник и его психологическое объяснение. Рациональные приемы запоминания.

Сохранение. Забывание. Ретроактивное и проактивное торможение следов памяти. Реминисценция. Воспроизведение и узнавание. Закон забывания Г. Эббингауза.

Индивидуальные различия памяти. Типы памяти: наглядно-образный тип памяти, словесно - абстрактный, промежуточный тип.

Мышление. Общая характеристика мышления. Мышление в структуре познавательных процессов. Мышление и чувственное познание. Теория мышления как деятельности и как процесса (С.Л. Рубинштейн и его школы).

Мышление и речь. Социальная природа мышления. Внутренняя речь как материальная основа мышления.

Логика и психология мышления. Формы мышления – понятия, суждения, умозаключения. Мышление как деятельность. Мотивация мышления. Проблемная ситуация и мышление. Этапы процесса мышления: постановка проблемы, анализ условий, выдвижение гипотезы, функциональное решение, конкретное решение, проверка. Эвристический характер мыслительной деятельности. Основные мыслительные механизмы мышления (мыслительные операции): сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

Виды мышления: по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое); по характеру решаемых задач (теоретическое, эмпирическое, практическое); по степени развернутости и осознанности (дискурсивное, интуитивное); по степени новизны и оригинальности (репродуктивное и творческое).

Теории мышления. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Мышление как ассоциация представлений. Мышление как действие (Вюрцбургская школа). Мышление как функционирование интеллектуальных операций (О. Зельц).

Мышление как мотивированный процесс. Теория сублимации З. Фрейда. Концепция аутистического мышления Э. Блейлера. Когнитивная теория мотивации. Теория когнитивного диссонанса. Мышление как система обработки информации.

Мышление как переструктурирование ситуаций (представители гештальтпсихологии: В. Келер, К. Дункер, М Вертхаймер).

Развитие мышления в онтогенезе.

Воображение. Понятие о воображении. Социальная природа воображения. Отличие образов воображения от образов восприятия и памяти. Функции воображения: познавательная, программирующая, функция регуляторная, эмоциональная, антиципирующая, контрольно-коррекционная.

Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Связь воображения с творчеством. Сновидения, галлюцинации, грезы, мечты как разновидности воображения.

Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Приемы создания образов воображения: агглютинация, схематизация, гиперболизация, миниатюризация, аналогия, типизация.

Связь воображения и органических процессов. Роль воображения в игровой деятельности ребенка и творческой деятельности взрослого.

Развитие воображения в онтогенезе. Методы и изучения воображения.

Речь. Виды и функции речи. Язык и речь. Понятие речевой деятельности и речевого действия.

Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая речь. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная, индикативная.

Теории усвоения языка и развития речи.

Основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Теория научения. Теория речевого развития Н. Хомского. Когнитивная теория усвоения языка.

Соотношение мышления и речи. Значение слова как единица мышления и речи. Внутренняя речь и ее особенности. Эгоцентрическая речь. Раздельное и общее в развитии мышления и речи.

Эмоции и чувства. Понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная.

Формы переживания чувств: эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс, фрустрация. Теория стресса Г. Селье.

Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Психологическая характеристика эмоциональных состояний: интерес, радость, чувство юмора, удовольствие, неудовольствие, сожаление, удивление, страдание, гнев.

Основные качества эмоционального отношения личности к объекту ее чувств: положительное, отрицательное, двойственное, неопределенное эмоциональное переживание.

Динамика чувств. Динамика переживания горя.

Виды чувств: низшие и высшие (нравственные, праксические, этические, интеллектуальные).

 

Литература:

 

 

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1999.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997.

4. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 2000.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1989.

9. Немов Р.С. Психология. Книга I. – М., 1994.

10. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.

11. Петровский А.В. Личность в психологии. – Ростов -на- Дону, 1996.

12. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.

13. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.

14. Психология личности. Тексты. – М., 1984.

15. Психология эмоций. Тексты. – М., 1984.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. – М., 1989.

17. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.

18. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М., 1979.

19. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М., 1975.

20. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. М., 1976.

21. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова М., 1981.

22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

23. Шифман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПб., 2003.

24. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

 

История психологии

 

 

Психоанализ. Жизненный путь З. Фрейда и его путь к пониманию бессознательного. Психоанализ З. Фрейда. Проблема бессознательного в психологии. Методы исследования бессознательного (толкование сновидений, анализ ошибочных действий и др.). Связь понятия «бессознательное» с другими категориями психоанализа (Я, Оно, Сверх – Я, влечения, защитные механизмы и др.).

Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология К. Юнга. Модификация глубинной психологии во второй половине 20 века. Развитие психоаналитической теории и практики в современных психотерапевтических концепциях.

Бихевиоризм. Бихевиоризм и объективность исследований в психологии. Понятие «поведения» в бихевиоризме. Схема «стимул-реакция». Проблема обуславливания. Теория Торндайка. Теория Д. Уотсона. Возникновение и развитие необихевиоризма. Понятие «промежуточные переменные». Примеры эмпирических исследований в бихевиоризме, необихевиоризме. «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера. Теории социального научения.

Гештальтпсихология. Проблема целостности в психологии. Общая характеристика гештальтпсихологии. Берлинская школа гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Кофка, В. Келер). Лейпциская школа (Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, О. Клем). Понятие «гештальт» и «комплекс-качество». Метод феноменологического самонаблюдения. Примеры экспериментальных исследований восприятия и творческого мышления в гештальтпсихологии. Динамическая теория личности и групп К. Левина.

Понятие «психологического поля», «квазипотребностей», «полевого поведения», временной перспективы.

Новые направления зарубежной психологии во 2-ой половине 20 века.

Возникновение новых отраслей психологии после второй мировой войны. Развитие междисциплинарных исследований. Генетическая психология Ж. Пиаже. Концепция психического развития А. Валлона. Межкультурные исследования. Когнитивная психология.

Гуманистическая психология. Основные представители и идеи. Общая характеристика гуманистической психологии. Теория А. Маслоу. Проблема самоактуализации в творчестве А. Маслоу. Креативность как универсальная человеческая характеристика. Представление о человеческих потребностях А. Маслоу.

Теоретические и психотерапевтические концепции К. Роджерса и В. Франкла.

Отечественная психология. Естественно - научное направление. Представления И.М. Сеченова о рефлекторной природе психического. В.М. Бехтерев как создатель первой в России экспериментальной психологической лаборатории и направления «рефлексологии». Реактология К.Н. Корнилова.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Два уровня психического - натуральные и высшие психические функции. Формирование высших психических функций и процесс интериоризации.

Деятельностный подход А.Н. Леонтьева.

Теория формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.

Нейропсихология А.Р. Лурия – исследования мозговой локализации высших психических функций.

Психология установки Д.Н. Узнадзе.

Психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. Принцип единства сознания и деятельности.

 

 

Литература.

 

1. Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. – М.; Л., 1956.

2. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности. – М., 1999.

3. История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986.

4. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2001.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т. 1,2. – Ростов -на- Дону, 1996.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1997.

7. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1980.

8. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.033 с.)