Особенности курсовой работы по предмету «Социальная психология». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности курсовой работы по предмету «Социальная психология».



На третьем курсе курсовая работа выполняется по дисциплине «Социальная психология». Выполнение курсовой работы предполагает наличие следующих знаний и умений.

1) Самостоятельно сформулировать тему курсовой работы.

2) Правильно выстроить научно-методический аппарат работы – определить ее объект, предмет, гипотезу, цель и задачи.

3) Методически правильно выстроить структуру курсовой работы.

4) В теоретической части работы провести анализ научной литературы по избранной теме; обосновать выбор исследовательских целей и задач.

5) Провести эмпирическое исследование, использовать методы математической статистики для обработки результатов.

6) Квалифицировано проинтерпретировать полученные результаты и оформить их в качестве выводов работы.

При формулировке темы курсовой работы необходимо опираться на прочные знания по теме «Предмет социальной психологии» курса «Социальная психология» и соответствующего раздела спецкурса «Теоретические проблемы современной социальной психологии и методология социально-психологического исследования». При формулировке темы курсовой работы необходимо четко представлять, что в круг изучаемых социальной психологией феноменов входят:

  1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения:

а) в отношения с другими людьми;

б) в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.);

в) в систему социальных отношений в целом (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Например, общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.

2. Взаимодействие между людьми как социально-психологический феномен. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

Например, взаимодействие между супругами, детско-родительское взаимодействие, педагогическое, управленческое, психотерапевтическое и другие виды взаимодействия.

3. Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп.

Например, социально-психологический климат группы, конфликтные отношения, лидерство, сплоченность.

4. Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.

Какое-либо из этих социально-психологических явлений должно быть отражено в названии курсовой работы и раскрываться в ее объекте и предмете, к которым могут относиться: а) межличностное взаимодействие (например, родитель — ребенок, руководитель — исполнитель, врач — больной, психолог — клиент и т. д.); б) взаимодействие в системе «личность — группа» (например, лидер - ведомые, руководитель — трудовой коллектив, командир — взвод, новичок — школьный класс и т. д.); в) взаимодействие в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.); г) взаимодействие в системе «личность — личность» (например, семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, д.).

При формулировке темы курсовой работы следует иметь в виду, что в структуре социальной психологии представлены как социологический, так и собственно психологический компонент. К социологическому компоненту относятся: 1. особенности формализованных общностей, групп, коллективов и т.п.; 2. особенности неформальных групп (друзья, любители пива, спорта, ночных клубов, казино и т.п.); 3. особенности демографических и территориальных общностей (молодежь, женщины, москвичи и т.п.); 4. особенности профессиональных общностей (механизаторы, фермеры, нефтяники); 5. особенности отдельных личностей в общностях (лидеры, ведомые, агрессивные, законопослушные, верующие, атеисты и т.п.).

Собственно психологическим компонентом являются: 1. общественно-психологические свойства или качества (потребности, интересы, идеалы, вкусы), а также черты психологического склада, менталитета конкретной социальной группы, например, коллективизм, индивидуализм, трудолюбие агрессивность, конформизм и т.д.; 2. общественно-психологические отношения в данной общности (обычаи, традиции, социальные привычки, семейно-брачные, деловые, религиозные установки, аттракции, симпатии, антипатии, элементы психологической совместимости, сработанности); 3. общественно-психологические состояния (эмоции, чувства, общественные настроения, воинственность, толерантность); 4.общественно-психологические процессы (подражание, внушение, заражение, конформность, агрессивность, терпимость, инициативность).

Таким образом, есть два пути, по которым можно пойти при выборе темы курсовой работы. С одной стороны (социологический подход), в качестве объекта можно остановиться на той или иной социальной группе или общности, а в качестве предмета исследования зафиксировать тот социально-психологический феномен, который на взгляд автора работы или по данным научных источников свойственен этой группе. В этом случае, результатом исследования должна стать сравнительная характеристика суб-групп, составляющих структуру этой социальной группы (например, «студенты гуманитарных специальностей», «студенты технических специальностей» и т.д.).

Социологический подход к формулировке темы курсовой работы.

Социологический критерий Собственно психологический феномен Возможная тема курсовой работы
Студенческая молодежь Феномен «познавательные потребности» «Исследование познавательных потребностей» у студентов гуманитарных и технических профилей»
Верующие; атеисты Ценностные ориентации «Сравнительная характеристика ценностных ориентаций у верующих и атеистов»

 

Второй путь (психологический подход) состоит в том, чтобы в качестве объекта работы выбрать собственно социально-психологический феномен. Тогда предметом исследования будет характеристика данного социально-психологического свойства, состояния или отношения в какой-либо социальной группе. В этом случае выбранная группа должна описываться набором дополнительных характеристик, для чего целесообразно ввести дополнительные переменные. Эти переменные могут быть номинативными – пол, возраст, членство в той или иной общественной организации и т.п., или количественными, например, отражающими какие-либо индивидуально-психологические особенности респондентов (например, уровень интеллекта).

 

 

Психологический подход к формулировке темы курсовой работы.

 

Собственно психологический феномен Социологический критерий Возможная тема курсовой работы
Толерантность; конформизм Студенческая молодежь «Взаимосвязь толерантности и конформизма в студенческой среде»
Аттракция; социальная эмпатия Фермеры «Динамика проявления социальной эмпатии в семейно-брачных отношениях фермеров в зависимости от продолжительности рабочего дня»

 

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. - СПб., 1991.
  2. Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. - М., 1995.
  3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию.- Самара, 2003.
  4. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование – СПб, 2004.
  5. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерения в психологии: общий психологический практикум. - М. 1997.
  6. Дружини В.Н. Экспериментальная психология.- СПб., 2003.
  7. Корнилова Т.В. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч. IV. - М., 1987.
  8. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент.- М.. 1997.
  9. Куликов Л.В. Психологическое исследование.- СПб., 1995.
  10. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях.- М., 1980.
  11. Мартин Д. Психологические эксперименты.- СПб., 2002.
  12. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. - М., 1998.

Примерная тематика курсовых работ по курсу «Социальная психология»

1.Историчские предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку.

2.Проблема агрессивного поведения подростков.

3.Методы преодоления конфликта и стресса.

4Личность в организационных структурах: феномен подчинения авторитету.

5.Межгрупповые отношения и проблема социальной справедливости.

6.Психологические проблемы политической социализации и поведение масс в ситуации выборов.

7.Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

8.Межгрупповое воздействие и конфликты.

9. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.

10. Лидерство как социально-психологический феномен.

11. Проспективная идентичность современных российских подростков.

12. Проспективная идентичность современной молодежи.

13. Коммуникация в компьютерных сетях.

14.Этническая социализация подростков.

15.Ценностные ориентации студентов вуза.

16. Насилие и эротика на российском телеэкране.

17.Социально-психологические особенности делового общения посредством Интернета.

18.Коммуникативная компетентность в деловом общении.

19.Социально-психологические проблемы коммуникативного взаимодействия в системе «руководитель-группа-сотрудник».

20. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи.

21.Роль невербальных средств общения в профессиональном взаимодействии.

22.Профилактика отклоняющегося поведения среди подростов.

23.Роль методов активного социально-психологического обучения и развития в формировании профессиональной коммуникативной компетентности.

24. Способы адаптации к экстремальной ситуации и после нее.

25. Ценностные ориентации личности психолога.

26.Проблемы эмоционального выгорания сотрудников трудового коллектива.

27. Проявления вербальной агрессии в юношеском возрасте

28Взаимосвязь механизмов психологической защиты со стилями поведения в конфликтной ситуации.

29Взаимосвязи уровня коммуникативной компетентности с характером взаимоотношений в малой группе.

30Тендерные особенности совладающего поведения в ТЖС.

31Проявление особенностей Я-концепции в восприятии торговой рекламы.

32Взаимосвязь индивидуальных социально-психологический свойств с адаптацией к условиям обучения в вузе.

33Социально-психологические факторы профессионального самоопределения старшеклассников.

 

34Сравнительная характеристика проявления мотивации достижений в различном социальном контексте.

35Влияние типа лидерской установки на механизмы социальной перцепции в малой группе.

36Социально-психологическая детерминация манипулятивного общения.

37Влияние социально-психологических свойств на эффективность самопрезентации.

38Взаимосвязь социометрического статуса и характера эмоциональных отношений в малой группе.

39Взаимосвязь социометрического статуса и стиля поведения в конфликте.

40Взаимосвязь индивидуальных социально-психологических свойств и стратегий совладающего поведения.

41.Особенности коммуникативно-характерологических тенденций у представителей различных типов личности.

1. Взаимосвязь коммуникативно-характерологических тенденций и ценностных ориентации.

2. Социально психологические факторы склонности к отклоняющемуся поведению.

3. Особенности каузальной атрибуции в различных социальных контекстах.

4. Влияние индивидуальных социально-психологических свойств на самооценку реализации жизненных целей личности.

5. Сравнительная характеристика проявления коммуникативных качеств у людей с разным уровнем эмоционального выгорания.

6. Взаимосвязь восприятия уровня удовлетворенности работой и проявления мотивации и активности личности.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература.

а) Основная литература

17. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

18. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.

19. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

20. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб.- СПб.: Питер, 2008 – 368 с.

21. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

22. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

23. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

24. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

25. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980 (вступительная статья)

26. Е.Н. Мананникова Социальная психология: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 -256 с.

27. Майерс Д. Социальная психология. С-Петербург, 1997

28. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы М., 1991

29. Мерлин В.С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности.//Социальная психология личности. М., 1979.

30. Методы социальной психологии. Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1977.

31. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

32. Петровский А.В. (Ред.) Психологическая теория коллектива. М., 1979.

17. Почебут, Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб, 2002.

18. Практикум по социальной психологии.- СПб.: Питер, 2008.- 256 с. под ред. И. С. Клециной

19.Социальная психология/Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1979.

20.Социальная психология. Хрестоматия. (Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая). М., 1999.

21.Социальная психология: Учебное пособие для вузов. Сост. Р. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА - М, 2001.- 408с.

 

.

 

 

б) Дополнительная литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

2. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М., 1992.

3. Введение в практическую психологию (Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.А. Соловьевой). М., 1997

4. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб, 1998.

5. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений.- СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. – 203 с.;

6. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в общей антропологии. - СПб.: Изд - во СПбГУ, 1996. -183 с.

7. Солдатова Г.У.Психология межэтнической напряженности.- М.: Смысл, 1998. - 389 с.

 

8.Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1993.

9.Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1994.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.056 с.)