Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности курсовой работы по предмету «Социальная психология».

Поиск

На третьем курсе курсовая работа выполняется по дисциплине «Социальная психология». Выполнение курсовой работы предполагает наличие следующих знаний и умений.

1) Самостоятельно сформулировать тему курсовой работы.

2) Правильно выстроить научно-методический аппарат работы – определить ее объект, предмет, гипотезу, цель и задачи.

3) Методически правильно выстроить структуру курсовой работы.

4) В теоретической части работы провести анализ научной литературы по избранной теме; обосновать выбор исследовательских целей и задач.

5) Провести эмпирическое исследование, использовать методы математической статистики для обработки результатов.

6) Квалифицировано проинтерпретировать полученные результаты и оформить их в качестве выводов работы.

При формулировке темы курсовой работы необходимо опираться на прочные знания по теме «Предмет социальной психологии» курса «Социальная психология» и соответствующего раздела спецкурса «Теоретические проблемы современной социальной психологии и методология социально-психологического исследования». При формулировке темы курсовой работы необходимо четко представлять, что в круг изучаемых социальной психологией феноменов входят:

  1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения:

а) в отношения с другими людьми;

б) в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.);

в) в систему социальных отношений в целом (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Например, общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.

2. Взаимодействие между людьми как социально-психологический феномен. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

Например, взаимодействие между супругами, детско-родительское взаимодействие, педагогическое, управленческое, психотерапевтическое и другие виды взаимодействия.

3. Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп.

Например, социально-психологический климат группы, конфликтные отношения, лидерство, сплоченность.

4. Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.

Какое-либо из этих социально-психологических явлений должно быть отражено в названии курсовой работы и раскрываться в ее объекте и предмете, к которым могут относиться: а) межличностное взаимодействие (например, родитель — ребенок, руководитель — исполнитель, врач — больной, психолог — клиент и т. д.); б) взаимодействие в системе «личность — группа» (например, лидер - ведомые, руководитель — трудовой коллектив, командир — взвод, новичок — школьный класс и т. д.); в) взаимодействие в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.); г) взаимодействие в системе «личность — личность» (например, семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, д.).

При формулировке темы курсовой работы следует иметь в виду, что в структуре социальной психологии представлены как социологический, так и собственно психологический компонент. К социологическому компоненту относятся: 1. особенности формализованных общностей, групп, коллективов и т.п.; 2. особенности неформальных групп (друзья, любители пива, спорта, ночных клубов, казино и т.п.); 3. особенности демографических и территориальных общностей (молодежь, женщины, москвичи и т.п.); 4. особенности профессиональных общностей (механизаторы, фермеры, нефтяники); 5. особенности отдельных личностей в общностях (лидеры, ведомые, агрессивные, законопослушные, верующие, атеисты и т.п.).

Собственно психологическим компонентом являются: 1. общественно-психологические свойства или качества (потребности, интересы, идеалы, вкусы), а также черты психологического склада, менталитета конкретной социальной группы, например, коллективизм, индивидуализм, трудолюбие агрессивность, конформизм и т.д.; 2. общественно-психологические отношения в данной общности (обычаи, традиции, социальные привычки, семейно-брачные, деловые, религиозные установки, аттракции, симпатии, антипатии, элементы психологической совместимости, сработанности); 3. общественно-психологические состояния (эмоции, чувства, общественные настроения, воинственность, толерантность); 4.общественно-психологические процессы (подражание, внушение, заражение, конформность, агрессивность, терпимость, инициативность).

Таким образом, есть два пути, по которым можно пойти при выборе темы курсовой работы. С одной стороны (социологический подход), в качестве объекта можно остановиться на той или иной социальной группе или общности, а в качестве предмета исследования зафиксировать тот социально-психологический феномен, который на взгляд автора работы или по данным научных источников свойственен этой группе. В этом случае, результатом исследования должна стать сравнительная характеристика суб-групп, составляющих структуру этой социальной группы (например, «студенты гуманитарных специальностей», «студенты технических специальностей» и т.д.).

Социологический подход к формулировке темы курсовой работы.

Социологический критерий Собственно психологический феномен Возможная тема курсовой работы
Студенческая молодежь Феномен «познавательные потребности» «Исследование познавательных потребностей» у студентов гуманитарных и технических профилей»
Верующие; атеисты Ценностные ориентации «Сравнительная характеристика ценностных ориентаций у верующих и атеистов»

 

Второй путь (психологический подход) состоит в том, чтобы в качестве объекта работы выбрать собственно социально-психологический феномен. Тогда предметом исследования будет характеристика данного социально-психологического свойства, состояния или отношения в какой-либо социальной группе. В этом случае выбранная группа должна описываться набором дополнительных характеристик, для чего целесообразно ввести дополнительные переменные. Эти переменные могут быть номинативными – пол, возраст, членство в той или иной общественной организации и т.п., или количественными, например, отражающими какие-либо индивидуально-психологические особенности респондентов (например, уровень интеллекта).

 

 

Психологический подход к формулировке темы курсовой работы.

 

Собственно психологический феномен Социологический критерий Возможная тема курсовой работы
Толерантность; конформизм Студенческая молодежь «Взаимосвязь толерантности и конформизма в студенческой среде»
Аттракция; социальная эмпатия Фермеры «Динамика проявления социальной эмпатии в семейно-брачных отношениях фермеров в зависимости от продолжительности рабочего дня»

 

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. - СПб., 1991.
  2. Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. - М., 1995.
  3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию.- Самара, 2003.
  4. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование – СПб, 2004.
  5. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерения в психологии: общий психологический практикум. - М. 1997.
  6. Дружини В.Н. Экспериментальная психология.- СПб., 2003.
  7. Корнилова Т.В. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч. IV. - М., 1987.
  8. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент.- М.. 1997.
  9. Куликов Л.В. Психологическое исследование.- СПб., 1995.
  10. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях.- М., 1980.
  11. Мартин Д. Психологические эксперименты.- СПб., 2002.
  12. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. - М., 1998.

Примерная тематика курсовых работ по курсу «Социальная психология»

1.Историчские предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку.

2.Проблема агрессивного поведения подростков.

3.Методы преодоления конфликта и стресса.

4Личность в организационных структурах: феномен подчинения авторитету.

5.Межгрупповые отношения и проблема социальной справедливости.

6.Психологические проблемы политической социализации и поведение масс в ситуации выборов.

7.Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

8.Межгрупповое воздействие и конфликты.

9. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.

10. Лидерство как социально-психологический феномен.

11. Проспективная идентичность современных российских подростков.

12. Проспективная идентичность современной молодежи.

13. Коммуникация в компьютерных сетях.

14.Этническая социализация подростков.

15.Ценностные ориентации студентов вуза.

16. Насилие и эротика на российском телеэкране.

17.Социально-психологические особенности делового общения посредством Интернета.

18.Коммуникативная компетентность в деловом общении.

19.Социально-психологические проблемы коммуникативного взаимодействия в системе «руководитель-группа-сотрудник».

20. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи.

21.Роль невербальных средств общения в профессиональном взаимодействии.

22.Профилактика отклоняющегося поведения среди подростов.

23.Роль методов активного социально-психологического обучения и развития в формировании профессиональной коммуникативной компетентности.

24. Способы адаптации к экстремальной ситуации и после нее.

25. Ценностные ориентации личности психолога.

26.Проблемы эмоционального выгорания сотрудников трудового коллектива.

27. Проявления вербальной агрессии в юношеском возрасте

28Взаимосвязь механизмов психологической защиты со стилями поведения в конфликтной ситуации.

29Взаимосвязи уровня коммуникативной компетентности с характером взаимоотношений в малой группе.

30Тендерные особенности совладающего поведения в ТЖС.

31Проявление особенностей Я-концепции в восприятии торговой рекламы.

32Взаимосвязь индивидуальных социально-психологический свойств с адаптацией к условиям обучения в вузе.

33Социально-психологические факторы профессионального самоопределения старшеклассников.

 

34Сравнительная характеристика проявления мотивации достижений в различном социальном контексте.

35Влияние типа лидерской установки на механизмы социальной перцепции в малой группе.

36Социально-психологическая детерминация манипулятивного общения.

37Влияние социально-психологических свойств на эффективность самопрезентации.

38Взаимосвязь социометрического статуса и характера эмоциональных отношений в малой группе.

39Взаимосвязь социометрического статуса и стиля поведения в конфликте.

40Взаимосвязь индивидуальных социально-психологических свойств и стратегий совладающего поведения.

41.Особенности коммуникативно-характерологических тенденций у представителей различных типов личности.

1. Взаимосвязь коммуникативно-характерологических тенденций и ценностных ориентации.

2. Социально психологические факторы склонности к отклоняющемуся поведению.

3. Особенности каузальной атрибуции в различных социальных контекстах.

4. Влияние индивидуальных социально-психологических свойств на самооценку реализации жизненных целей личности.

5. Сравнительная характеристика проявления коммуникативных качеств у людей с разным уровнем эмоционального выгорания.

6. Взаимосвязь восприятия уровня удовлетворенности работой и проявления мотивации и активности личности.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература.

а) Основная литература

17. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

18. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.

19. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

20. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб.- СПб.: Питер, 2008 – 368 с.

21. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

22. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

23. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

24. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

25. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980 (вступительная статья)

26. Е.Н. Мананникова Социальная психология: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 -256 с.

27. Майерс Д. Социальная психология. С-Петербург, 1997

28. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы М., 1991

29. Мерлин В.С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности.//Социальная психология личности. М., 1979.

30. Методы социальной психологии. Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1977.

31. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

32. Петровский А.В. (Ред.) Психологическая теория коллектива. М., 1979.

17. Почебут, Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб, 2002.

18. Практикум по социальной психологии.- СПб.: Питер, 2008.- 256 с. под ред. И. С. Клециной

19.Социальная психология/Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1979.

20.Социальная психология. Хрестоматия. (Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая). М., 1999.

21.Социальная психология: Учебное пособие для вузов. Сост. Р. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА - М, 2001.- 408с.

 

.

 

 

б) Дополнительная литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

2. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М., 1992.

3. Введение в практическую психологию (Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.А. Соловьевой). М., 1997

4. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб, 1998.

5. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений.- СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. – 203 с.;

6. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в общей антропологии. - СПб.: Изд - во СПбГУ, 1996. -183 с.

7. Солдатова Г.У.Психология межэтнической напряженности.- М.: Смысл, 1998. - 389 с.

 

8.Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1993.

9.Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1994.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.80 (0.008 с.)