Тема 4. Методы социально-психологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Методы социально-психологического исследования



1. Вопросы для обсуждения

  1. Дайте понятие методологии научного исследования.
  2. Что представляет собой исследовательская программа?
  3. Что включает или каковы этапы программы исследования?
  4. Какова цель пилотажного исследования?
  5. Что служит источником информации в социальной психологии?
  6. Дайте определение метода.
  7. На какие две группы разделяются методы?
  8. Какие еще существуют классификации методов?
  9. Что включают в себя методы социально- психологического воздействия?
  10. В чем заключается метод в социальной психологии. Назовите виды наблюдения?
  11. Перечислите в чем заключаются трудности наблюдения.
  12. Что представляет собой схема наблюдения?
  13. Назовите способы регистрации данных наблюдения?
  14. Что представляет собой психологический эксперимент. Назовите этапы эксперимента.
  15. Назовите типы эксперимента.
  16. В чем заключаются трудности эксперимента?
  17. В чем заключается метод беседы? Назовите область применения беседы в социальной психологии.
  18. Назовите типы вопросов, применяемых при беседе.
  19. Назовите виды интервью, типы вопросов по содержанию и по форме.
  20. Назовите главные проблемы, возникающие при составлении интервью и анкет.
  21. Дайте определение теста. Назовите области применения тестов в социальной психологии.
  22. Что представляют собой методики (шкалы) измерения социальных установок?
  23. Назовите области применения шкал установок.
  24. Назовите наиболее известные шкалы измерения установок.
  25. Что изучают с помощью социометрии?
  26. Опишите процедуру проведения социометрии.
  27. Дайте определения критерия в социометрии. Назовите виды критериев.
  28. В чем представляются результаты исследования в социометрии?
  29. Что представляет собой аппаратурный метод?
  30. Что представляет собой контент- анализ? Кем были разработаны основные операции контект-анализа? Каковы основные этапы развития контент-аналитических исследований за рубежом? В нашей стране?
  31. Процедура проведения контент-анализа. Что может выступать в качестве объекта контент-аналитического исследования? Что такое категории контент-анализа и индикаторы категорий
  32. Назовите область применения контент – анализа.
  33. Каковы преимущества и недостатки данного метода?

34. Обоснуйте ваше мнение по поводу применения библиотекарем метода обследования с точки зрения: отбора реципиентов, объема выборки, формулировки вопроса» заключение.

Директор библиотеки добивается увеличения ассиогнований для городских фондов на покупку книг. С этой целью он решил заручиться поддержкой большинства жителей города и провел обследование, спрашивая читателей библиотеки: «Хотите ли вы, чтобы в библиотеке было больше книг?» Этот вопрос он задал десяти читателям, девять из которых ответили утвердительно. Десятый не имел определенного мнения. На этом основании директор библиотеки сделал следующий вывод: «90% жителей нашего города высказались в пользу того, чтобы на покупку книг выделялось больше средств. Против не было».

Задание для самостоятельной работы

Студентам предлагается применить процедуру контент-анализа для анализа текстов различного рода. В качестве примеров тем можно привести следующие:

 

1. Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе.

2. Этнические стереотипы в телевизионных новостных программах.

3. Маскулинность и фемининность в текстах современных популярных песен.

 

В качестве категорий контект - анализа можно предложить, например, подсчитать количество употребляемых слов различных смысловых значений, частей речи, все глаголы, и распределить их в группы по смысловому содержанию (например, глаголы, обозначающие агрессивные действия, или глаголы, обозначающие действия коммуникации).

Что касается гипотез исследования, то они могут касаться различных особенностей культуры: культурно приемлемые способы выражения эмоций, различий уровней проявления агрессивности и т. д.

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

2. М.В. Аринина «Г. Уолласи В. Макдаугалл о методах социальной психологии».

3. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 336 с.

4. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике / М. Битянова. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.

5. Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. -104 с. – Гл.1.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.007 с.)