Организационные формы психолого-педагогической помощи ребенку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные формы психолого-педагогической помощи ребенку



И его семье


родители знакомятся с приемами и ме­тодами работы в процессе эффективного взаимодействия с ре­бенком. Семинары и тренинги направлены на формирование адек­ватного восприятия ребенка родителями.

Задача специально организованных специалистом занятий с деть­ми — сформировать навыки сотрудничества, повысить уровень сплоченности в детском коллективе. В ходе подобных занятий так­же уточняются и обогащаются знания детей о семье, семейных ролях, семейном функционировании.

Для непосредственного обучения близких взрослых педагоги­ческим техникам взаимодействия с ребенком, формирования на­выков сотрудничества детей с родителями, сверстниками и дру­гими взрослыми предназначена групповая форма работы в детско-родительском коллективе. Совместные занятия детей и родителей построены с использованием различных игр, в том числе дидак­тических, которые предлагаются для выполнения в паре (роди­тель — ребенок), команде (2 — 3 диады), группе (все участники занятия). Данный вид занятий направлен на создание теплых, позитивно-эмоциональных отношений.

Групповая форма работы с родителями служит расширению ар­сенала средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых при­емов взаимодействия.

С целью преодоления различных трудностей в обучении, воспи­тании ребенка в семье предусматривается индивидуальное консуль­тирование. Встречаются ситуации, когда требуется помощь семей­ного психолога. К таким ситуациям можно отнести часто встречаю­щиеся случаи: прекращение занятий при некотором улучшении со­стояния ребенка; лечение у народных целителей, экстрасенсов; неприятие родителями факта инвалидности ребенка и другие.

Эффективность внедрения таких комплексных программ по работе, связанной с оптимизацией детско-родительских отноше­ний в семьях, имеющих ребенка с нарушением интеллекта, мо­жет быть подтверждена появлением позитивных изменений как в отношениях между родителями, так и в поведении ребенка. В ряду этих изменений обращают на себя внимание снижение симбиотической зависимости ребенка от матери, что позволяет установить конструктивные отношения с другими членами семьи; включе­ние в психолого-педагогический процесс обоих родителей; вклю­чение ребенка в межличностные взаимоотношения со сверстни­ками. Сплочение родительской группы, где родители понимают проблемы своего ребенка как личности, окажет существенное вли­яние на внутрисемейные отношения, отношения семьи и внеш­него окружения.

Воспитание ребенка, имеющего интеллектуальное нарушение, требует от родителей настойчивости и терпения. Всем необходимо помнить, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке ребенка к окружающей жизни. Эффек­тивность программ воздействия возможна лишь при их система­тическом использовании дома.

 

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные трудности, с которыми сталкивается семья, имеющая ребенка с интеллектуальными нарушениями.

2. Каковы основные особенности построения детско-родительских отношений?

3. Перечислите позитивные родительские позиции.

4. Охарактеризуйте основные организационные формы психолого-педагогической помощи родителям, имеющим ребенка с проблемами в развитии.

Рекомендуемая литература

Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1984. — № 5.

Игнатьева Е.А. Умственная отсталость в контексте детско-родитель­ских отношений / Е.А. Игнатьева // Материалы VI конференции моло­дых ученых. — М., 1999.

Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье / Н.Б.Лурье. -М., 1972.

Маллер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвали­да // Дефектология. — 1995. — № 5.

Семаго М. М. Основные аспекты психологического подхода при кон­сультировании семей с детьми, имеющими отклонения в развитии: Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психологического развития у детей/М.М.Семаго. — М., 1991.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государ­ственных, муниципальных специальных (коррекционных) образователь­ных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии созда­ются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреж­дения:

коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного обра­зования;

коррекционные общеобразовательные учреждения;

коррекционные учреждения начального профессионального образо­вания.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья могут созда­ваться специальные (коррекционные) образовательные учреждения сле­дующих видов: для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой пси­хического развития, для умственно отсталых и другие.

Настоящее Типовое положение распространяется также на специаль­ные классы (группы), создаваемые в установленном порядке в образова­тельном учреждении.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии, в также уровень реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения оп­ределяются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохра­нения Российской Федерации.

2. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) об­разовательное учреждение (далее именуется — коррекционное учрежде­ние для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (да­лее именуются — воспитанники) реализует в зависимости от вида кор-рекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

3. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспи­танника, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального Государственного об­разовательного стандарта.

4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интегра­ции в общество.

5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос­сийской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правитель­ства Российской Федерации, международными актами в области защи­ты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления об­разованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразователь­ном учреждениях, учреждении начального профессионального образо­вания, настоящим Типовым положением.

6. Для негосударственных коррекционных учреждений настоящее Ти­повое положение выполняет функцию примерного.

 

 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

7. Коррекционное учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Учредителем (учредителями) государственного коррекционного уч­реждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и орга­ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.

9. Передача государственного коррекционного учреждения в веде­ние органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

10. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осуще­ствляются в порядке, установленном законодательством Российской Фе­дерации.

11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, уста­новленные законодательством Российской Федерации, возникают у кор­рекционного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

12. Коррекционное учреждение с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных учрежде­ниях.

13. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Аттестация коррекционного учреждения проводится по его заявле­нию соответствующим государственным органом управления образова­нием один раз в пять лет.

Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения явля­ется установление соответствия содержания, уровня и качества обуче­ния и воспитания требованиям специального Государственного образо­вательного стандарта.

Для проведения аттестации коррекционное учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством общего и профес­сионального образования Российской Федерации.

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются при­казом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учреждения, проходящего аттестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для при­нятия органом, проводившим аттестацию, решения о признании кор­рекционного учреждения аттестованным или неаттестованным,

14. Коррекционное учреждение проходит государственную аккреди­тацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

15. В соответствии со своими уставными целями и задачами коррек­ционное учреждение может реализовывать дополнительные образователь­ные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образова­тельных программ.

16. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекционном учреждении определяются уставом учреждения в зависимости от сани­тарных норм и условий, необходимых для осуществления образователь­ного процесса.

Предельная наполняемость класса (группы) продленного дня зави­сит от вида коррекционного учреждения.

17. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бы­товой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитыва­ется профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения.

18.

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

18. Содержание образования в коррекционном учреждении определя­ется образовательной программой (образовательными программами), раз­рабатываемой исходя из особенностей психофизического развития, ин­дивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуе­мой коррекционным учреждением самостоятельно.

19. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуаль­ных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представи­телей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготов­ку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.

20. Для организации трудового обучения мастерские коррекционного учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструмен­том, специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников.

21. Организация образовательного процесса в коррекционном учреж­дении регламентируется учебным планом, годовым календарным гра­фиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми кор-рекционным учреждением самостоятельно.

22. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в кор­рекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные кор-рекционные занятия.

23. Выпускникам коррекционного учреждения, имеющим государ­ственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

24. Участниками образовательного процесса являются педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители).

25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (за­конных представителей) на основании заключения психолого-педаго­гической и медико-педагогической комиссий.

26. Во вспомогательный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представи­телей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий только после первого года обучения в коррек­ционном учреждении.

27. Классы (группы) для воспитанников со сложной структурой де­фекта комплектуются в коррекционном учреждении по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблю­дения в условиях образовательного процесса.

28. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое об­разовательное учреждение осуществляется органами управления образова­нием с согласия родителей (законных представителей) и на основании за­ключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуще­ствляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподго­товку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекци­онном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

30. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуще­ствляют штатные медицинские работники, которые совместно с адми­нистрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспан­серизацию, проведение профилактических мероприятий и контролиру­ют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, пита­ния, в том числе диетического.

31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в органи­зации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанни­кам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекоменда­ции по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитан­ников, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях про­филактики заболеваний.

32. В коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикамен­тозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закалива­ние, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

 

V. УПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

33. Управление коррекционным учреждением осуществляется в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации и уставом коррек­ционного учреждения.

34. Управление коррекционным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления коррекци­онного учреждения являются совет коррекционного учреждения, по­печительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления коррекционного учреждения, их компетенция определяются уставом коррекционного учреждения.

35. Непосредственное управление коррекционным учреждением осу­ществляет директор (заведующий), прошедший соответствующую аттес­тацию и имеющий опыт работы в учреждении данного вида.

36. Директор (заведующий) коррекционного учреждения несет ответ­ственность перед родителями (законными представителями), государ­ством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификацион­ными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом кор­рекционного учреждения.

 

VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

37. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за коррекционным учреждением.

Земельные участки закрепляются за государственным и муниципаль­ным коррекционным учреждением в бессрочное бесплатное пользова­ние.

Объекты собственности, закрепленные за коррекционным учрежде­нием, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Коррекционное учреждение владеет, пользуется и распоряжается за­крепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

38. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за кор­рекционным учреждением, допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

39. Коррекционное учреждение несет ответственность перед собствен­ником и (или) органом, уполномоченным собственником, за сохран­ность и эффективное использование принадлежащей ему собственности. Контроль деятельности коррекционного учреждения в этой части осу­ществляется собственником и(или) органом, уполномоченным собствен­ником.

40. Коррекционное учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации.

41. Деятельность коррекционного учреждения финансируется его уч­редителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.

42. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов коррекционного учреждения являются:

собственные средства учредителя (учредителей);

бюджетные и внебюджетные средства;

имущество, закрепленное за учреждением-собственником (уполно­моченным им органом);

кредиты банков и других кредиторов;

средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юри­дических лиц;

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

43. Коррекционное учреждение имеет право устанавливать прямые свя­зи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в поряд­ке, установленном законодательством Российской Федерации.

44. Коррекционное учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принад­лежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обя­зательствам коррекционного учреждения отвечает его учредитель (учре­дители) в установленном законодательством Российской Федерации по­рядке.

45. Финансирование коррекционного учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, опре­деляемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду коррекци­онного учреждения.

 

46. Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении, нахо­дящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с уста­новленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

47. Коррекционное учреждение в соответствии с установленными нор­мативами должно иметь необходимые помещения, сооружения для орга­низации образовательного процесса, коррекционных занятий, учебно-восстановительной работы, трудового обучения, производительного тру­да, быта и отдыха воспитанников.

48. Коррекционное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

49. Коррекционное учреждение устанавливает работникам ставки за­работной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной став­ки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с та­рифно-квалификационными требованиями и на основании решения ат­тестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направля­емых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью кор­рекционного учреждения, штатное расписание, распределение должно­стных обязанностей.

50. При ликвидации коррекционного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собствен­ности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств, направ­ляются на цели развития образования в соответствии с уставом коррек­ционного учреждения.

Заместитель министра Е. Е. Чепурных

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.056 с.)