Изучение личности учащегося МБОУ «Лицей №22» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение личности учащегося МБОУ «Лицей №22»



Изучение личности учащегося МБОУ «Лицей №22»

Степановой Софии Романовны

Психолого-педагогическая характеристика

 

Выполнила: Абрамова Алёна Сергеевна

студентка 4 курса ОДО

филологического факультета

Проверила: Козлова Н. С.

 

Иваново

Содержание

1. Введение

2. Основное содержание

2.1. Общие сведения об ученике

2.2. Направленность личности учащегося

2.3. Индивидуально-психологические особенности личности

2.4. Особенности познавательных процессов и учебная деятельность

2.5. Взаимоотношения ученика с коллективом класса

3. Заключение. Выводы и рекомендации

4. Приложения.

 

 

Введение

Материал для написания психолого-педагогической характеристики собирался в период с 07. 09. 2015 по 26. 09. 2015. Место проведения практики – МБОУ «Лицей №22», 7 «Б» класс.

Основные цели практики:

- закрепление на практике теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплин «педагогика», «психология», «методика преподавания русского языка», «методика преподавания литературы», «внеклассное обучение русскому языку», «внеклассное обучение литературе», педагогические технологии».

- приобретение умений и навыков, а также необходимого опыта, которые поспособствуют моему профессиональному становлению как учителя русского языка и литературы и как классного руководителя.

- овладение навыками ориентировки в личностных качествах учащегося, их психологической интерпретации с последующими педагогическими выводами.

- формирование умений применения основных методов психолого-педагогического изучения учащегося (организация, проведение, фиксация и обработка результатов) и составления письменной психологической его характеристики.

 

Алгоритм действий следующий:

o Выбрать объект изучения (конкретного учащегося) и собрать фактические данные, используя методы психолого-педагогического исследования. Собирались данные о личностных качествах ученика, о взаимодействии с коллективом, о направленности интересов, об отношении к родителям и учителям

o Осмыслить, обработать, обобщить и грамотно изложить собранный материал.

В ходе педагогической практики мною было использовано несколько основных методов для того, чтобы провести наиболее точный анализ личности учащегося.

1. Метод наблюдения (во время учебных занятий и перемен)

2. Беседа (с учеником, классным руководителем, другими учащимися)

3. Метод тестирования

Использованные методики:

1. Рисуночный тест «Моя семья»

2. Стандартная «Карта интересов»

3. Опросник Янова-Бульмана

4. Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан)

5. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н. Айзенк в модификации Т. В. Матолиной)

6. Диагностика структуры учебной мотивации

7. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.

8. Экспресс-диагностика уровня самооценки

9. Методика на изучение внимания (тест на концентрацию внимания, тест Мюнстерберга)

10. Методика на изучение памяти (тест на определение типа памяти)

11. Тест на восприятие (тест на определение ведущего канала восприятия)

12. Тест «Таблицы Шульте»

13. «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева»

14. 10 слов Лурия

15. Изучение скорости мышления и др.

Основное содержание

Изучение личности и составление психолого-педагогической характеристики учащегося МБОУ «Лицей №22»

Общие сведения об ученике

Степанова София Романовна – ученица 7 «Б» класса МБОУ «Лицей №22». Дата рождения: 06. 09. 2001. По результатам медицинского обследования девочка числится в первой группе здоровья. Медицинская группа по физической культуре – основная.

Сведения о семье: семья, в которой живёт Соня по составу полная. В беседе с классным руководителем (Андреевой И. А.) выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Родители девочки посещают школьные собрания, участвуют в общественной жизни школы, просматривают дневник дочки, интересуются её успехами. Отец девочки (Степанов Роман) помогает в случае необходимости выполнять ей домашнюю работу. Все вышеперечисленное может свидетельствовать об активной родительской позиции. Из ответов на вопросы анкет выяснилось, что Соня имеет чёткий распорядок дня и свои обязанности по дому, а и из беседы, что девочка часто ездит с родителями отдыхать в разные страны (Грузия, Турция, Египет и т.д.). Софии очень нравится быть в кругу семьи, «я их всех очень люблю» - признаётся она. Семья материально обеспечена очень хорошо, культурный уровень достаточно высок.

Благодаря использованию методики «Рисунок семьи» удалось установить:

1. Семья психологически благополучна. (Члены семьи держатся за руки. По словам девочки, это происходит из-за того, что «в домике собрались самые близкие люди, они не могут быть несчастливы»).

2. У Сони сильная эмоциональная связь с отцом. На это указывает то, что папа был нарисован самым первым.
Ценностью обладают комментарии девочки по ходу рисования и решение шести условных ситуаций (по Е. И. Рогову). Оказалось, что Соня отца позвала бы на помощь первым, если бы у неё оказался лишний билет в цирк, то она бы отдала его именно папе. Степанов Роман всё свободное время проводит с ребёнком, поддерживает дочь во всех начинаниях (София более 5 лет занимается хип-хопом и поп-роком). Папа – самая высокая фигура на рисунке, из беседы выяснилось, что это связано с тем, что «он в семье самый главный и…самый высокий».

3. Мама и бабушка примерно одинаково ценны для девочки. Следующая фигура после папы на рисунке – сама Соня. Девочка явно была сконцентрирована на рисовании самой себя: фигура декорирована (узорчик на кофточке, детально прорисованы волосы). Следующие две фигуры – мама и бабушка. Связь с данными членами семьи не столь тесна как с отцом. София сообщила, что мама может отказаться провести с ней время, например, сходить в кино, ссылаясь на какие-либо важные дела. На рисунке и мать, и бабушка изображены схематично.

Вывод: Соня воспитывается в полной семье, в которой благополучный психологический климат, высокий культурный уровень, хороший финансовый достаток. Семья Степановых имеет активную родительскую позицию. Эмоциональная связь у девочки сильна с отцом.

Направленность личности учащегося

Общая характеристика интересов: с помощью использования методики "Карта интересов", выяснилось, что доминирующими интересами Степановой Софии являются педагогика (11 б.) и искусство (8 б.). Наблюдение за девочкой это подтверждает: Соне очень нравится исполнять роль старосты класса – распределять роли на выступлениях, назначать дежурных, организовывать разного рода школьные мероприятия. Интерес к цели искусства обоснован: девочка сообщила, что долгое время занимается вокалом и танцами. Увлекаться данными видами искусства Соня начала в раннем детстве, до сих пор она посещает соответствующие секции. У девочки есть награды за участие в танцевальных конкурсах, например, приз за первое место в категории «Hip-hop kids» (мероприятие, организованное школой танцев I-Town Family»). Достаточно высок интерес к филологии (6 б.). Соня любит читать книги, декламировать стихи, с удовольствием участвует в интеллектуальных играх по данной тематике. Ученица признана лучшим игроком «Своей игры» по литературе (среди девушек) в 2015 г. К техническим сферам и точным наукам и интерес у девочки выражен слабо, отчасти объясняется пристрастием к предметам гуманитарного цикла. Проявляет Соня интерес к химии, но биологию не считает интересным предметом. (См. Приложение).

Вывод: ярко выражен интерес у Софии к педагогике, сфере искусства, силён - к филологии, слаб – к техническим наукам. Интересы девочки достаточно широки и устойчивы (многим она интересуется более 5 лет).

Самооценка личности

Экспресс-диагностика уровня самооценки показала, что у Сони средний, нормативный уровень реалистической оценки своих способностей (20 баллов). (См. Приложение 2).

Методика Дембо-Рубинштейна (в модификации Прихожан) помогла убедиться в том, что результаты экспресс-диагностики правомерны. У Сони 60 баллов, что свидетельствует о реалистической, адекватной самооценке. Девочка правильно реагирует на замечания, не боится первой подойти познакомиться.

София правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Связан данный уровень самооценки может быть со стилем семейного воспитания. Родители внимательно относятся к интересам девочки, но достаточно требовательны. К наказаниям (для Сони унизительным) в семье никогда не прибегают, охотно хвалят, если дочь того заслуживает.

Стоит отметить, что многие учителя в МБОУ «Лицей №22» отличаются высоким профессиональным мастерством. (Они не просто ставят оценки ученикам, а дают соответствующие пояснения; доносят свои положительные ожидания до учеников; создают положительный эмоциональный фон при любой оценке. Учителями создаётся, иными словами, атмосфера психологического комфорта и поддержки).

Вывод: у Софии адекватная самооценка, что связано может быть со стилем семейного воспитания и профессиональным мастерством учителей лицея.

Уровень притязаний

Методика Дембо-Рубинштейна помогла выявить уровень притязаний школьницы. По итогам теста у Софии нормальный, реалистический уровень притязаний (70 баллов). По наблюдениям, Соня отличается уверенность, настойчивостью. Девочка ориентирована на достижение успеха, рассчитывает получить одобрение.

Тест «Диагностика структуры учебной мотивации» выявил, что основные мотивы для школьницы – саморазвитие (7 баллов), достижения (7 баллов), познание (6 баллов), коммуникат. (6 б.).

Для Софии важна учёба, ей необходимо расширять знания о мире, поэтому она испытывает чувство удовлетворения, когда ей удаётся самостоятельно справиться с трудной задачей. В ходе наблюдения я отметила: Соня – одна из самых активных учениц в классе. Часто проявляет инициативу, просит вызвать себя к доске. К занятиям девочка готовится добросовестно, уроков без уважительных причин не пропускает, не заставляет учителя повышать на себя голос.

Дифференциально-диагностический опросник показал: Соне подходят все творческие специальности («человек – художественный образ»), велика вероятность того, что она добьётся успеха в профессиях, связанных с обслуживанием, обучением, воспитанием людей.

Вывод: у Софии реалистический уровень притязаний, основные мотивы – саморазвитие, достижение, познание. Соне подходят все творческие специальности («человек – художественный образ»).

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Методика «Карта интересов»

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV
      + + + + +   - + ++ ++ +  
    - - ++ + +     + + ++ + - -
+ + - 34 + + - - +     ++ ++ + +  
+ + 48 - 49 0 +     + 54 + 55 ++ 56 + + 58 0 59 - 60 -
+ + - + + + -   + + + ++ + - +
  77 +   - + + - 83 +   85 ++ 86 ++ ++ 88 + - 90 -

 

Приложение 7

Слов Лурия

дым сон шар пух звон куст час лёд ночь пень
  +       + +   + + +
    + + + + + +   + +
  + + + + + + + + + +

Приложение 9

Изучение личности учащегося МБОУ «Лицей №22»

Степановой Софии Романовны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.204.140 (0.028 с.)