Темпы роста мировой экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темпы роста мировой экономики



  вариант            
Мир базовый (b) 3,1 -0,6 4,3 3,8 4,0 4,2
консервативный (а) 3,2 3,0 2,8
оптимистичный (c) 4,3 4,6 4,8
США базовый (b) 1,1 -2,4 3,0 2,4 2,4 2,5
консервативный (а) 1,5 1,4 1,8
оптимистичный (c) 2,9 3,0 3,2
Еврозона базовый (b) 0,9 -4,1 1,2 1,4 1,6 1,6
консервативный (а) 1,0 1,0 0,8
оптимистичный (c) 1,8 1,9 2,0
Япония базовый (b) -1,2 -5,3 3,0 1,2 1,2 1,0
консервативный (а) 1,0 0,8 0,5
оптимистичный (c) 1,8 2,2 2,0
Китай базовый (b) 9,2 8,7 10,0 8,5 8,6 8,5
консервативный (а) 8,0 6,0 7,2
оптимистичный (c) 9,5 9,8 9,7
СНГ (без России) базовый (b) 5,5 -6,6 4,7 4,7 5,3 4,9
консервативный (а) 4,5 4,5 4,2
оптимистичный (c) 5,2 6,1 5,8

 

В базовом сценарии (варианты b) устойчивое восстановление мировой экономики будет поддержано мягким выходом из стимулирующих антикризисных программ и сохранением относительно нежесткой денежной политики, при этом удастся избежать негативных последствий, вызванных ростом государственных обязательств. Роль основных локомотивов роста играют экономики США, Китая, стран Юго-Восточной Азии и Индии. В 2010 году экономический рост США возможен с темпом около 3%, к 2013 году рост замедлится до 2,5 процента. Восстановление экономики Еврозоны будет происходить более медленно: в 2010 г. рост составит 1,2%, а к 2013 г. темпы роста увеличатся до 1,6 процента. Рост экономики Китая, ускорившись в 2010 г. до 10%, к 2013 г. может стабилизироваться на уровне 8,5 процента.

Экономика развитых стран вырастет на 2,6% в 2010 г. и на 2,4% в 2011 г., среднегодовые темпы роста около 2,5% сохранятся до 2013 года. Темпы роста развивающихся стран и экономик с формирующимся рынком в этот период будут существенно выше – 6,8-6,5% в год. В этих условиях рост мировой экономики в 2010-2013 гг. будет поддерживаться на уровне 3,8-4,3%, что создает предпосылки для расширения мировой торговли и сохранения благоприятной конъюнктуры основных товарно-сырьевых рынков.

Влияние мирового кризиса на экономику Китая было весьма ощутимым из-за активного вовлечения страны в международное разделение труда и значительных объемов производства, перенесенных в Китай из развитых стран в предшествующий период, а также зависимости Китая как от экспортных рынков сбыта, так и от импорта энергоносителей и промышленного сырья. Вклад чистого экспорта в ВВП в предкризисном 2007 г. достиг 2,5% ВВП; в разгар кризиса в 2009 г. этот показатель стал отрицательным в размере 4,3% ВВП. Тем не менее, активное стимулирование внутреннего спроса, который увеличился в 2009 г. на 14,8%, позволило сохранить общий темп роста экономики Китая на уровне 9,1 процента.

В 2010 году темпы восстановления китайской экономики остаются устойчиво высокими. Тем не менее, под влиянием мер по ограничению роста цен на недвижимость и повышению устойчивости банковского сектора рост замедлился с 11% в 4 квартале 2009 года до 8,4% во 2 квартале 2010 года. В целом по итогам 2010 года прогнозируемый темп роста составляет 10-10,2 процента. Основным фактором роста является высокая динамика конечного потребления Китая, которое возрастет на 13,2%; вклад чистого экспорта при этом останется негативным на уровне 0,5% ВВП: импорт возрастет на 47%, в то время как экспорт – всего на 34 процента. Эта тенденция отражает потребность глобальной перебалансировки спроса, что делает дальнейшее значительное ужесточение денежно-кредитной политики Китая маловероятным. Однако под давлением основных реципиентов валютных активов Китая и стран, испытывающих растущее давление китайского импорта на внутренних рынках, а также с целью сдерживания инфляционных процессов на фоне быстро растущего внутреннего спроса, в 2011-2013 гг. Китай будет придерживаться политики постепенного укрепления курса юаня.

Несмотря на некоторое снижение ценовых конкурентных преимуществ китайской продукции, динамика промышленности останется на среднегодовой двузначной траектории, будет поддерживаться разогревом спроса на мировых товарных рынках и стимулировать рост импорта сырьевых товаров и технологического оборудования.

В результате, в прогнозный период до 2013 года среднегодовые темпы роста ожидаются на уровне не менее 8,5% за счет более высокой динамики конечного потребления на уровне до 11% годовых и замедления темпов роста инвестиций до 7% соответственно. Позитивный вклад чистого экспорта при этом не превысит 1% ВВП.

Выход мировой экономики из кризиса может сопровождаться рисками снижения темпов и возврата отдельных стран и регионов в область негативной динамики. Основной угрозой являются резко возросший уровень корпоративного и государственного долга во многих развитых странах, включая системные риски высоких бюджетных дефицитов в таких центрах мировой экономики, как США, Евросоюз и Япония.

В странах ОЭСР дефицит бюджетов в среднем достиг 10% ВВП. Дефицит консолидированного бюджета такого экономического лидера, как США в 2009 году составил 12,5% ВВП, что не сильно отличается от фактически обанкротившейся Греции, дефицит бюджета которой достиг 13,6%, а госдолг повысился до 115% ВВП. Расходы консолидированного бюджета США в 2010 году превысят доходы на 10,7% ВВП, а величина совокупного государственного долга достигнет 92,1% ВВП. В перспективе до 2015 года этот показатель будет неуклонно возрастать, уже в 2012 году превысив 100%-ную отметку.

Дефицит федерального бюджета США в 2010 году, согласно оценкам МВФ, сделанным на основе проектировок бюджетного послания президента США и принятых уже в 2010 году дополнительных бюджетных обязательств, составит 11% ВВП, что не намного ниже сопоставимого показателя 2009 г. – 11,3 процента. Серьезное сокращение дефицита до уровня 5% ВВП предполагается лишь к 2013 году с возобновлением роста этого показателя впоследствии из-за увеличения планируемых расходов государства.

На протяжении прогнозного периода страны зоны евро и Евросоюза с большим уровнем задолженности, прежде всего Португалия, Ирландия, Греция, Испания, и страны с более весомыми экономиками, такие как Франция и Великобритания, будут принимать необходимые программы сокращения госрасходов, чтобы избежать неуправляемой эскалации долговой проблемы на наднациональный уровень и новой волны долгового кризиса, зарождающегося в Европе.

В Греции планируются меры фискальной политики, направленные на постепенное снижение бюджетного дефицита с 13,6% в 2009 г. до уровня ниже 3% ВВП к 2014 г., что необходимо для достижения понижающейся траектории отношения долга к ВВП с 2013 г. и далее. При этом государственный долг увеличится с 115% ВВП в 2009 г. до 140% ВВП в 2013 г., после чего может начаться его снижение. Снижение бюджетного дефицита Ирландии планируется с 14,3% ВВП в 2009 г. до целевого уровня 4,9% в 2013 году. Главный фактор достижения целей фискальной консолидации Ирландии – экономия на расходах бюджета. Государственный долг Ирландии увеличится с 64% ВВП в 2009 г. почти до 100% ВВП в 2013 году. Правительство Испании ожидает, что жесткая фискальная политика позволит снизить бюджетный дефицит с 11,4% ВВП в 2009 г. до 3% ВВП в 2013 году. В дополнение к мерам фискальной политики, обозначенным в программе «стабилизации бюджета», включающей увеличение налогов и сокращение трансфертов, субсидий и государственных инвестиций, в мае был принят новый пакет фискальных мер. Он предполагает ужесточение данной политики, в частности, путем сокращения заработной платы работников государственного сектора экономики. Государственный долг при этом увеличится с 50% ВВП в 2009 г. до 70% ВВП в 2013 году. Италия планирует снизить бюджетный дефицит с 5,3% ВВП в 2009 г. до 5% ВВП в 2010 г. и до 3% ВВП к 2012 г., что на год опережает большинство стран, проводящих программы снижения чрезмерных бюджетных дефицитов. При этом рост государственного долга Италии ожидается со 116% ВВП в 2009 г. до 119% ВВП в 2011-2012 гг., и лишь с 2013 года начнется его постепенное снижение. Правительство Великобритании предполагает в ближайшие два года добиться стабилизации текущего дефицита бюджета на уровне 7,5% ВВП со снижением до 4% ВВП в 2013 году. Однако высокие уровни платежей по обслуживанию долга обеспечат быстрый рост госдолга по отношению к ВВП с текущих 54% до уровня около 70% в 2013-2015 гг., лишь впоследствии ожидается его некоторое уменьшение.

Таким образом, несмотря на анонсированные меры бюджетной консолидации, в ближайшие годы уровень официального долга продолжит увеличиваться в большинстве стран. Это обстоятельство в среднесрочной перспективе будет ограничивать возможности фискальной политики и будет сохранять риски возможных суверенных дефолтов.

Выход мировой экономики из кризиса может сопровождаться рисками снижения темпов и возврата отдельных стран и регионов в область негативной динамики. Замедление восстановления экономики США с 3,7% в I квартале 2010 г. до 1,6% во II квартале, сохраняющаяся на кризисном уровне безработица, слабая динамика спроса, замедление восстановления промышленности, стагнация кредитования и негативная динамика на рынке жилья на фоне близких к историческому максимуму уровней бюджетного дефицита и государственного долга повышают риски суверенной кредитоспособности, ограничивают возможности стимулирования восстановления экономики. Угроза реализации этих рисков может сделать приоритетным принятие жестких мер финансовой консолидации.

В условиях реализации сценария системных рисков задолженности и суверенной кредитоспособности развитых стран (вариант 1а) восстановление экономики США к 2013 году замедлится до 1,8%, темпы выхода из рецессии экономики Еврозоны не превысят 1 процента. Стагнация восстановления экономики развитых стран окажет угнетающее воздействие на расширение объемов мировой торговли, что сузит возможности роста стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Темпы восстановления мировой экономики в условиях реализации данного сценария замедлятся до 2-3 процентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.212.254 (0.071 с.)