Предмет макроэкономики. Макроэкономические агрегаты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет макроэкономики. Макроэкономические агрегаты



Предмет макроэкономики. Макроэкономические агрегаты

Начиная с этой темы, мы переходим к рассмотрению проблем макроэкономики. Вспомним (тема 1, п. 1), что в отличие от микроэкономики, изучающей поведение отдельных экономических агентов и отдельные рынки, макроэкономика изучает народное хозяйство как единое целое. Она исследует результаты совместной деятельности всех экономических агентов. При этом в центре ее внимания находятся такие обобщающие показатели функционирования экономики как валовой внутренний продукт, уровни безработицы и инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

Важнейшей методологической особенностью макроэкономического исследования является агрегирование. Прежде всего, макроэкономический взгляд на народное хозяйство различает в нем четыре обобщенных экономических субъекта: домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государство и заграницу.

Домашние хозяйства – это все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Они являются собственниками всех производственных ресурсов, продаваемых ими фирмам. За счет продажи ресурсов домашние хозяйства получают доход, который распределяется на текущее потребление и сбережения. Следовательно, домашние хозяйства проявляют четыре вида экономической активности: продают факторы производства, потребляют часть полученного дохода и сберегают другую часть.

Предпринимательский сектор – это совокупность фирм, зарегистрированных внутри страны. Их деятельность сводится к покупке производственных ресурсов, производству и продаже готовой продукции, инвестированию (превращению в дополнительный капитал сбережений домашних хозяйств).

Государственный сектор – это все государственные институты и учреждения страны. Они занимаются предоставлением общественных благ, достающихся потребителям как бы бесплатно (оборона, правопорядок, услуги производственной и социальной инфраструктуры). Результаты деятельности государства проявляются в снижении затрат фирм, а также расходов домашних хозяйств. При этом цель государственной деятельности состоит в максимизации не прибыли, но общественного благосостояния.

Заграница включает в себя всех экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами страны. Воздействие заграницы на отечественную экономику происходит через обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Все множество рынков отдельных благ объединяется в единый общий рынок, на котором продается и покупается один вид блага. Таких агрегированных рынков четыре: рынок товаров, рынок труда, денежный рынок, рынок ценных бумаг. Например, в макроэкономике не существует рынков пшеницы, автомобилей, нефти, золота и других отдельных товаров. Их место занимает общий товарный рынок, где продается и покупается совокупный объем общественного производства – валовой внутренний продукт.

Таким образом, в результате агрегирования функционирование национальной экономики представляется как взаимодействие четырех экономических субъектов на четырех укрупненных рынках. Оно описывается с помощью специальных макроэкономических моделей, содержащих две группы переменных. Экзогенными называются переменные, известные нам заранее и вводимые в модель извне. Напротив, эндогенные переменные заранее неизвестны и определяются в ходе расчетов в рамках модели. Обычно в качестве экзогенных переменных выступают государственные расходы и трансферты (безвозмездные платежи), налоги или налоговые ставки, денежная масса в экономике, некоторые другие. Эндогенными переменными, как правило, являются доходы государственного бюджета, потребительские расходы, инвестиции фирм, размер ВВП и темпы экономического роста.

Макроэкономические переменные подразделяются также на запасы и потоки. Запас – это переменная, которая может быть измерена только на данный момент времени. Примерами являются денежная масса в экономике, численность занятых и безработных, величина капитала, объем национального богатства и т.д. Поток – переменная, измеряемая в единицу времени (день, месяц, год). Потоками, например, являются дневные доходы и расходы домашних хозяйств, годовая величина валового внутреннего продукта страны, дефицит государственного бюджета, сложившийся в течение данного месяца и т.д.

 

ВВП и другие макроэкономические показатели

 

Номинальный и реальный ВВП

В 1990 г. ВВП России составлял 644 млрд. руб., а в 2008 г. он приблизился к 41,7 трлн. руб. Означает ли это, что производство в нашей стране увеличилось за это время почти в 65 раз? Нет, разумеется. Поскольку ВВП может быть измерен только в денежных единицах, на его величину оказывает влияние не только изменение собственно производства, но и рост цен. В связи с этим различают номинальный и реальный ВВП.

Номинальный ВВП – это ВВП, исчисленный в текущих ценах. Вышеприведенные цифры отражают динамику номинального ВВП. Реальный ВВП – ВВП, исчисленный в постоянных ценах, за которые принимаются цены некоторого базисного года.

Пример. Пусть в экономике производится единственный товар. В базисном году его произвели 100 шт. при цене 1 руб./шт. В отчетном году производство составило 50 шт. при цене 4 руб. На основе этих данных можно составить таблицу:

 

 

Базисный год Отчетный год
Номинальный ВВП Реальный ВВП Номинальный ВВП Реальный ВВП
100 руб. 100 руб. 200 руб. 50 руб.

В базисном году номинальный и реальный ВВП обязательно совпадают, поскольку цены еще не успели измениться. В отчетном году номинальный ВВП рассчитывается путем умножения выпуска на цены этого года (50*4=200), тогда как реальный ВВП получается в результате умножения того же выпуска на цены базисного года (50*1=50). Таким образом, при расчете реального ВВП предполагается постоянство цен.

Именно реальный ВВП, будучи очищен от ценовых колебаний, отражает уровень общественного производства.

Связь между этими показателями номинального и реального ВВП видна с помощью формул:

Номинальный ВВП = Реальный ВВП * Индекс цен

Индекс номинального ВВП = Индекс реального ВВП * Индекс цен

Индекс цен – это коэффициент, отражающий изменение уровня цен в отчетном году в сравнении с базисным. Он рассчитывается путем деления уровня цен отчетного года на уровень цен базисного года. В нашем примере он равен 4.

Аналогично индексы номинального и реального ВВП получаются путем деления номинального и реального ВВП отчетного года соответственно на номинальный и реальный ВВП базисного года.

Индекс цен, используемый для увязки номинального и реального ВВП, называется дефлятором ВВП.

 

Совокупный спрос и его факторы

А. Построение кривой совокупного спроса

Совокупный спрос – это величина реального ВВП, который все покупатели хотели бы приобрести в течение данного времени при разных уровнях цен.

Закон совокупного спроса: чем ниже уровень цен в экономике (P), тем больше при прочих неизменных условиях величина спроса всех потребителей на реальный ВВП (Y). Графически это выглядит так (рис. 17-1):

Рис. 17-1. Кривая совокупного спроса

Кривую совокупного спроса можно вывести из уравнения количественной теории денег:

MV=PY,

где M – денежная масса в экономике, V – число оборотов каждой денежной единицы в течение данного времени, P – уровень цен в экономике, Y – реальный ВВП.

Переписав данное уравнение, получаем:

Это и есть уравнение совокупного спроса. Из него видно, что чем выше уровень цен, тем меньше при заданных величинах M и V, количество товаров и услуг, на которые предъявляется спрос. Логически это можно объяснить так: при повышении уровня цен для каждой сделки требуется больше денег; если же денежная масса постоянна, число сделок сократится, т.е. упадет количество приобретаемых товаров и услуг.

Увеличение денег в экономике, равно как и скорости их обращения ведет к тому, что экономические агенты начинают приобретать больше товаров при всех ценах. Следовательно, кривая AD смещается вправо. И наоборот. Таким образом, параметры M и V – неценовые факторы совокупного спроса.

Рис. 17-2. Сдвиги кривой совокупного спроса

Допустим, например, что AD0 - первоначальная кривая совокупного спроса. Тогда увеличение государственных расходов приведет к смещению кривой AD вправо в положение AD1. Если же фирмы при прочих неизменных условиях сократят свои инвестиции, то кривая AD уйдет влево в положение AD2.

Рассмотрим теперь, какие факторы обуславливают изменения этих четырех составляющих совокупного спроса.

Потребительский спрос домашних хозяйств (C) зависит, главным образом, от: а) совокупных доходов всех потребителей или национального дохода; б) накопленного богатства; в) размера потребительской задолженности; в) ожиданий потребителей; г) налогов; д) трансфертов; е) процентной ставки.

Очевидно, что рост доходов, а также государственных трансфертов – безвозмездных платежей домашним хозяйствам (пенсий, пособий и т.д.) – повышает потребительский спрос, а повышение налогов его снижает. В свою очередь рост накопленного домашними хозяйствами богатства побуждает их увеличивать свои расходы. В то же время текущие расходы потребителей снижаются с повышением уровня потребительской задолженности за ранее сделанные покупки. Что касается ожиданий, то они могут быть различными. Ожидания повышения цен ведут к тому, что потребители сегодня начинают тратить больше, т.е. совокупный спрос возрастает. Напротив, если потребители ожидают падения своих доходов вследствие экономического спада и роста безработицы, они увеличивают свои сбережения, сокращая текущие расходы (копят «на черный день»). Что касается процентной ставки, то она влияет на потребительский спрос, поскольку часть покупок домашние хозяйства осуществляют в кредит. При снижении процентной ставки потребительский кредит становится более доступным, что стимулирует покупки. И наоборот.

Инвестиционный спрос фирм (I) зависит в основном от: а) реальной процентной ставки; б) национального дохода; в) ожидаемых прибылей от инвестиций; г) налогов с предприятий: д) государственных трансфертов – субсидий фирмам.

В этой связи следует различать номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка (i) – это ставка, по которой предоставляются заемные средства на финансовых рынках. Напротив, реальная процентная ставка (r) – это изменение покупательной способности процентного дохода. Взаимосвязь номинальной и реальной процентной ставки описывается уравнением:

r = i - p [4],

где r - реальная ставка, i - номинальная ставка, p - темп инфляции.

Если реальная процентная ставка снижается, цена заемных для предприятий, за счет которых последние осуществляют свои инвестиции, падает. Инвестиции, следовательно, растут (рис. 17-3):

Рис. 17-3. Кривая инвестиционного спроса

Предположим, реальная процентная ставка не меняется. Инвестиции, однако, могут возрасти при увеличении национального дохода, поскольку при этом растет спрос на продукцию фирм. Для удовлетворения растущего спроса фирмы увеличивают свои производственные мощности, т.е. осуществляют инвестиции. Напротив, при падении национального дохода инвестиции снижаются.

Инвестиции осуществляются в расчете на будущие прибыли и зависят от ожиданий предпринимателей. Если последние полагают деловые перспективы благоприятными, инвестиции будут расти при тех же процентных ставках: кривая инвестиционного спроса сдвигается вправо. Очевидно, что рост налогов на бизнес снижает инвестиции, а повышение субсидий фирмам их увеличивает.

Спрос государства – государственные расходы (G) определяется в значительной степени произвольно. Обычно перед выборами расходы государства возрастают. В макроэкономических моделях государственные расходы обычно присутствуют в качестве экзогенного (заранее заданного) параметра.

Спрос иностранцев – чистый экспорт (XN) представляет собой разницу между экспортом данной страны (X) и ее импортом (M):

XN=X-M

Соответственно чистый экспорт тем больше, чем больше экспорт и меньше импорт. Чистый экспорт зависит от трех основных факторов: а) национального дохода в других странах; б) национального дохода в нашей стране; в) валютных курсов.

Связь между размером национального дохода в странах, являющихся нашими торговыми партнерами, и экспортом России в эти страны прямая: чем их национальный доход больше, тем выше наш экспорт в эти страны, следовательно, и наш чистый экспорт.

Предположим, что страны СНГ переживают экономический подъем: доходы населения и фирм растут. Это приведет к тому, что потребители в этих странах начинают приобретать больше всех товаров, в т.ч. и российских, что ведет к росту нашего экспорта. Таким образом, экономический интерес России состоит в том, чтобы дела у наших соседей шли как можно лучше, ибо нищие ничего у нас не купят.

Предположим теперь, что растет национальный доход в России. Теперь уже наши потребители начинают покупать больше разных товаров, в т.ч. и зарубежных. В результате российский импорт начинает расти, т.е. наш чистый экспорт снижается при условии, что экспорт России остается прежним. В этом состоит известный парадокс: экономический рост в стране обычно способствует ухудшению ее торгового баланса (разницы между экспортом и импортом) в условиях, когда все остальные факторы являются неизменными.

Очень важным фактором чистого экспорта выступает динамика обменных курсов. В этой связи надо различать номинальный (NER) и реальный (RER) курс национальной валюты.

Номинальный обменный курс - это цена национальной валюты, выраженная в иностранной валюте. Так номинальный курс рубля сегодня приблизительно равен 1/30 долл.

Реальный обменный курс - это соотношение цен на товары в двух странах. Он исчисляется по формуле:

,

где PH - цена некоторого товара в нашей стране, PF - цена аналогичного товара за рубежом.

Например, товар в России стоит 3000 руб., а аналогичный товар в США – 200 долл. Тогда:

Иными словами, российский товар в нашем условном примере стоит вдвое дешевле американского. Это побуждает американцев покупать данный товар у наших производителей, но совсем не стимулирует россиян приобретать его в США.

Чем ниже, следовательно, реальный курс рубля, тем дешевле наши товары относительно зарубежных, что повышает российский экспорт и сокращает импорт. Можно сказать и так: чистый экспорт нашей страны тем больше, чем меньше номинальный обменный курс рубля, чем ниже цены в России и чем выше цены за рубежом.

Не стоит, однако, считать повышение курса рубля (по крайней мере, до известных пределов) сугубо отрицательным для российского производства фактором. Во-первых, ужесточение иностранной конкуренции в результате притока импортных товаров способно стимулировать повышение эффективности производства в нашей стране. Во-вторых, связанное с удорожанием рубля относительное удешевление иностранных товаров облегчает приобретение передового зарубежного оборудования и технологий, соответственно перестройку экономики на основе современных требований технического прогресса. Надо только, чтобы российский бизнес был действительно заинтересован в подобных инновациях. Но это уже проблема благоприятного инвестиционного климата в нашей стране.

 

Б. Сдвиги равновесия

Предположим, экономика находится первоначально в состоянии краткосрочного равновесия в т. Е0. При этом равновесный ВВП (Y0) оказался ниже потенциального, т.е. экономика недоиспользует имеющиеся ресурсы – переживает кризис (рис. 17-8):

Рис.17-8. Изменение равновесного состояния экономики

Пусть совокупный спрос вырос по тем или иным причинам – кривая совокупного спроса сместилась из положения AD0 в положение AD1. В результате макроэкономическое равновесие соответствует т. Е1, и равновесный ВВП достигает своего потенциального уровня (Y1) при более высоком уровне цен (Р1).

Если совокупный спрос будет продолжать расти, кривая AD сместится в положение AD2. В коротком периоде цены увеличатся до уровня Р2, но при этом производители ответят на рост спроса увеличением выпуска (с Y1 до Y2). Точкой краткосрочного равновесия станет т. Е2.

Однако такое равновесие не будет долговременным. Дело в том, что теперь равновесный ВВП превышает потенциальный, т.е. экономика работает с перегрузкой. Это означает, что ресурсы становятся дефицитными, цены на них растут, увеличиваются затраты производителей при том же объеме выпуска, и краткосрочная кривая совокупного предложения постепенно начинает смещаться вверх из положения SRAS0 в положение SRAS1. В конечном счете, экономика приходит в точку равновесия Е3, что означает возвращение к потенциальному ВВП при более высоком уровне цен (Р3).

Понятие и формы безработицы

Б. Формы безработицы

Мировой опыт показывает, что в рыночной экономике всегда, даже в периоды бурного экономического роста, сохраняется известный уровень безработицы. Для объяснения причин такого положения рассмотрим формы безработицы.

Безработица существует в трех основных формах:

- фрикционная;

- структурная;

- циклическая.

Фрикционная безработица возникает, поскольку определенное число людей находится как бы в положении «между работами»: в одном месте они потеряли работу, а в другом еще не нашли. К фрикционным безработным относятся и молодые люди, впервые ищущие работу после окончания учебы.

Существование фрикционной безработицы обусловлено тем, что рыночная экономика представляет собой живой, непрерывно развивающийся организм. Одни предприятия закрываются, другие, зачастую находящиеся в иных регионах, расширяются и набирают персонал. Однако потерявшему работу человеку требуется определенное время, чтобы оглядеться и подыскать себе что-либо стоящее.

В целом фрикционная безработица относительно кратковременна и не составляет серьезную социальную проблему.

Иное дело – структурная безработица. Она возникает вследствие несовпадения структуры спроса и предложения на рынке труда. Работодателям требуются работники таких профессий и уровней квалификации, которыми соискатели работы не обладают.

Например, научно-технический прогресс делает ненужными многих представителей традиционных рабочих профессий – слесарей-сборщиков, шахтеров, металлургов. Напротив, ощущается острая нехватка наладчиков автоматизированного оборудования, программистов и т.д. В России переход к рыночной экономике сократил потребность, например, в военнослужащих, но зато востребовал экономистов, менеджеров, юристов нового профиля. Структурными безработными у нас являются и жители целых регионов, где сосредоточены предприятия, продукция которых оказалась либо вовсе не нужна рынку, либо нужна, но далеко не в прежних объемах.

Циклическая безработица образуется вследствие колебаний деловой активности. Она возникает при экономических спадах и рассасывается при подъемах.

Отсюда видно принципиальное различие между структурной и циклической безработицей: циклические безработные, потерявшие рабочие места из-за кризиса, вернутся на них во время подъема; структурные же безработные не найдут свои прежние рабочие места ни при каких обстоятельствах, ибо этих мест больше нет.

В совокупности фрикционная и структурная безработица составляют т.н. «естественный уровень безработицы». Термин «естественный» вовсе не означает, что подобная безработица не интересует общество. Так структурная безработица приносит существенные страдания отдельным индивидам, а также свидетельствует о несоответствии структуры экономики современным требованиям. В то же время, если фактическая безработица не превышает естественный уровень, то фактический ВВП оказывается равен потенциальному ВВП, т.е. имеет место «полная занятость». Дело здесь в том, что фрикционная безработица является необходимым условием экономического развития, а структурные безработные все равно не нужны экономике: им необходимо переучиваться.

Возможны случаи, когда фактическая безработица временно оказывается меньше естественного уровня. Это означает, что экономика работает с перегрузкой: фактический ВВП превышает потенциальный. В результате начинают расти цены на труд, соответственно и на готовую продукцию. Поэтому экономисты вместо термина «естественный уровень безработицы» зачастую используют понятие NAIRU (уровень безработицы, не усиливающий инфляцию).

С другой стороны, превышение фактической безработицы над ее естественным уровнем говорит о существовании циклической безработицы, связанной с экономическим спадом.

 

Понятие и причины инфляции

Инфляция означает общий рост цен. Ее годовой темп (p) можно рассчитать по формуле:

,

где Р – уровень цен в данном году, Р-1 – уровень цен в прошлом году.

С точки зрения темпов инфляции различают:

а) ползучую инфляцию (цены растут менее чем на 10% в год);

б) галопирующую инфляцию (не имеет строго обозначенных количественных рамок);

в) гиперинфляцию (рост цен более чем на 50% в месяц в течение как минимум трех месяцев подряд).

Гиперинфляция особенно опасна для экономики. О ее последствиях будет сказано в п. 3 данной темы.

Существуют три основные причины, вызывающие инфляцию, соответственно – три вида инфляции: инфляция, вызванная ростом спроса, инфляция, вызванная ростом издержек и инфляция, вызванная инфляционными ожиданиями.

При инфляции, вызванной ростом спроса, цены растут потому, что в экономике увеличивается совокупный спрос (рис. 19-1):

Рис. 19-1. Инфляция, вызванная ростом спроса

Первоначально экономика находится в состоянии краткосрочного равновесия в т. Е0. Повышение совокупного спроса сдвигает кривую AD вправо в положение AD1, в результате чего краткосрочное равновесие устанавливается в т Е1. ВВП возрастает (с Y0 до Y1) но растут и цены (уровень цен увеличивается с Р0 до Р1).

Обычно первопричиной инфляции, вызванной ростом спроса, является рост государственных расходов и избыточная денежная эмиссия Центрального банка. В результате рост денежной массы опережает повышение реального ВВП – и начинается инфляция.

При инфляции, вызванной ростом издержек, цены растут потому, что увеличиваются затраты производителей (рис. 19-2):

Рис. 19-2. Инфляция, вызванная ростом издержек

Первопричиной такой инфляции является рост цен на основные производственные ресурсы. Допустим, выросли ставки заработной платы или энергетические и транспортные тарифы. Затраты на единицу выпускаемой продукции у всех фирм увеличиваются, фирмы повышают цены, и краткосрочная кривая совокупного предложения уходит вверх из положения SRAS0 в положение SRAS1. В результате макроэкономическое равновесие переходит из т. Е0 в т. Е1. Экономика переживает стагфляцию – сочетание падения производства (ВВП упал с Y0 до Y1) с инфляцией (уровень цен вырос с Р0 до Р1).

При инфляции, вызванной инфляционными ожиданиями, цены растут потому, что и производители, и потребители ожидают их роста. Это вариант инфляции, вызванной повышением затрат. Как и в предыдущем случае, инфляционный процесс происходит вследствие смещения кривой совокупного предложения вверх. Однако причиной такого смещения являются растущие инфляционные ожидания, вызванные недавним опытом инфляции. Дело в том, что при росте цен в прошлом году у фирм и их работников формируются устойчивые ожидания относительно повышения цен и в нынешнем году. Поэтому фирмы заранее повышают свои цены, чтобы не проиграть в инфляционной гонке. Работники, со своей стороны, заранее требуют более высокой заработной платы, дабы их реальные доходы не снизились из-за повышения цен. В результате инфляционные ожидания становятся реальностью: цены действительно растут.

В то же время инфляционные ожидания возникают не на пустом месте, но усиливают объективно происходящие процессы: инфляцию, вызванную ростом спроса или инфляцию, вызванную ростом издержек. Например, государство стимулирует совокупный спрос, что вызывает рост цен. Напуганное инфляцией правительство принимает решение бороться с ней путем сдерживания совокупного спроса. Однако фирмы и их работники уже привыкли к инфляции и ожидают ее продолжения. Они заранее повышают цены и заработную плату, что ведет к дальнейшей инфляции.

Все эти три причины инфляции можно увидеть с помощью уравнения количественной теории денег: MV=PY (тема 17, п. 1).

Отсюда:

Иными словами уровень цен тем выше, чем: а) больше денежная масса в экономике (М), б) выше скорость обращения денег (V), в) меньше ВВП (Y).

Рост денежной массы означает инфляцию, вызванную ростом спроса (больше денег – выше совокупный спрос), а падение ВВП – инфляцию, вызванную ростом издержек (больше затраты – меньше выпуск). Наконец, повышение скорости обращения денег может означать как инфляцию, вызванную ростом спроса, так и инфляцию, вызванную инфляционными ожиданиями. Последнее объясняется так: когда люди ждут повышения цен, они стремятся как можно скорее избавиться от денег, потратив их на товары или валюту. Обращение денег ускоряется, и цены растут.

Одним из ведущих направлений современной экономической мысли является монетаристская школа. При анализе причин инфляции монетаристы выдвигают на первый план изменение количества денег в экономике. Сделанный лидером этой школы М. Фридменом вывод таков: «Инфляция везде и всюду является монетарным явлением». Обычно все начинается с денежной эмиссии для покрытия возросших государственных расходов (правительство стремится поддержать отечественного производителя, повысить зарплаты бюджетникам, выплатить социальные пособия и т. п.). Вскоре начинают расти цены, что обесценивает выплаты. Государство, уступая требованиям бюджетополучателей, продолжает эмиссию и т. д. В результате у экономических агентов образуются устойчивые инфляционные ожидания, основанные на прошлом опыте, и инфляция «начинает кормить сама себя».

 

Мультипликатор

Пусть увеличился любой из компонентов автономных расходов, например – инвестиции (с I0 до I1). На кейнсианском кресте это приведет к сдвигу кривой совокупных расходов вверх параллельно предыдущей на величину повышения инвестиций (DI) (рис. 20-3):

Рис. 20-3. Эффект мультипликатора

На рисунке видно, что совокупные расходы, соответственно и равновесный ВВП, в результате выросли (с Y0 до Y1) на величину, заметно превышающую начальный прирост автономных расходов. Это происходит в силу действия мультипликатора автономных расходов: первоначальный рост расходов влечет за собой рост производства, соответственно и доходов, рост доходов приводит к новому росту расходов и т.д.

Мультипликатор автономных расходов (m) - это коэффициент, показывающий, на сколько рублей изменяются совокупные расходы и ВВП (Y) при изменении автономных расходов (А) на 1 рубль: m=DY/DA.

В самом простом случае мультипликатор исчисляется по формуле:

Поскольку знаменатель мультипликатора - дробь, сам мультипликатор всегда больше единицы. Величина мультипликатора в данном случае зависит от предельной склонности к потреблению (CY): чем она выше, тем больше и мультипликатор.

Приведенная формула годится, однако, только для случая, когда все остальные расходы, кроме потребительских расходов, являются автономными – заданными. Автономной величиной являются и налоги – их размер не зависит от ВВП.

Предположим, что задана не общая величина налогов, но налоговая ставка (t). Тогда налоговый сбор (Т) будет зависеть от ВВП (национального дохода): T=t*Y.

В этом случае мультипликатор автономных расходов составляет:

В данном случае мультипликатор оказывается тем больше, чем больше предельная склонность к потреблению и чем меньше налоговая ставка.

 

 

Налоги и налоговая система

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц на основе специального законодательства. Они выполняют следующие функции:

- Фискальная функция. Налоги образуют источник бюджетных доходов;

- Функция перераспределения ресурсов между отраслями. Налоги стимулируют одни виды деятельности и ограничивают другие;

- Функция перераспределения доходов между членами общества и достижения «социальной справедливости». Люди с высокими доходами платят повышенные налоги, а наиболее бедные, напротив, получают субсидии.

Один из самых крупных экономистов всех времен А. Смит еще в 18 в. сформулировал основные принципы налогообложения:

- Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают под его покровительством;

- Налог должен быть точно определен по сумме платежа, сроку и способу уплаты;

- Налог должен взиматься в такое время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его;

- Налог должен быть разработан таким образом, чтобы он удерживал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государству. В последнем случае речь идет о сокращении затрат, связанных со сбором налога.

Налоги можно классифицировать по видам. С одной стороны, они делятся на прямые и косвенные. Прямой налог взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость и др.).

Косвенный налог – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Такие налоги вносят в казну продавцы, но фактически оплачивают покупатели, поскольку эти налоги включаются в цены товаров. Примерами являются налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Величина стоимости, с которой уплачивается налог, называется налогооблагаемой базой, а процент, по которому рассчитывается сумма налога – налоговой ставкой. В зависимости от того, как изменяется налоговая ставка при изменении налогооблагаемой базы, налоги делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. При использовании прогрессивного налога ставка возрастает при росте налогооблагаемой базы, при пропорциональном налоге она остается неизменной, а при регрессивном – снижается.

Примером прогрессивного налога в большинстве стран является подоходный налог: его доля в доходе тем больше, чем выше величина дохода. В России, напротив, этот налог является пропорциональным – его ставка не меняется с ростом дохода. Пропорциональным повсеместно является налог на прибыль – ставка не зависит от величины прибыли. Регрессивные налоги встречаются редко. В России таковым был единый социальный налог, исчислявшийся в процентах от фонда оплаты труда и замененный с 2010 г. на страховые выплаты во внебюджетные фонды.

Для макроэкономического анализа особую роль играет деление налогов на автономные и подоходные. Автономными называются налоги, размер которых не зависит от величины национального дохода – при изменении дохода их величина остается прежней. Напротив, подоходные налоги, как видно из самого их названия, изменяются с изменением дохода. Сумма налоговых сборов от таких налогов (T) определяется умножением налоговой ставки (t) на размер национального дохода или ВВП (Y): T=t*Y.

Современная налоговая система в России была сформирована в достаточно быстром темпе, начиная с 1991 г. В качестве основной модели для подражания было избрано налогообложение в странах ЕС с их относительно высокой долей косвенных налогов, особенно НДС.

В декабре 1991 г. ВС России принял пакет налоговых законов, заложивший базу налоговой системы. В 1998-2000 гг. принят Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий построение налоговой системы в нашей стране. Первая часть кодекса содержит описание налоговой системы, общие правила по уплате налогов, перечень налогов, положения о налоговых органах и т.д. Во второй части приведены конкретные механизмы взимания налогов.

Налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых вместе с таможенными пошлинами составляют основу доходной части федерального бюджета, обеспечивая почти 80% всех его доходов. В свою очередь налог на прибыль и налог на доходы физических лиц формируют основную массу региональных доходов.

Дальнейшее совершенствование налоговой системы в нашей стране предполагает, с одной стороны, улучшение собираемости налогов за счет перекрытия лазеек по уклонению от их уплаты, а с другой – налоговое стимулирование инновационной деятельности российских фирм, дабы обеспечить, наконец, восприимчивость экономики к освоению достижений технического прогресса.

 

ТЕМА 22. ДЕНЬГИ И БАНКИ

1. Деньги и денежные агрегаты

2. Двухуровневая банковская система: Центральный банк и коммерческие банки

3. Создание денег банками

 

Деньги и денежные агрегаты

А. Что такое деньги

Неправильно отождествлять деньги только с купюрами, которые мы носим в бумажниках. На самом деле деньги – это любое благо, способное выполнять три функции:

1. Средство обращения. Через деньги осуществляется товарный обмен. Тем самым деньги позволяют избежать бартера (прямого обмена товара на товар), соответственно уменьшают издержки обращения (трансакционные издержки).

2. Средство измерения стоимости. Через деньги выражается стоимость всех остальных товаров.

В отсутствие денег стоимость каждого товара пришлось бы измерять в каждом из других товаров. Например, цена автомобиля составляет X костюмов или Y килограммов мяса или Z литров молока и т.д. В результате в экономике существовало бы гигантское число относительных цен, что крайне неудобно. Таким образом, использование денег в качестве счетного средства многократно упрощает обмен.

В периоды высокой инфляции в качестве средства обращения используется национальная валюта, а в качестве меры стоимости – иностранная.

3. Средство накопления. В данном случае деньги не расходуются немедленно, но сберегаются для дальнейших покупок. Для выполнения этой функции, деньги должны сохранять свою ценность.

Ценность способны сохранять не только деньги, но и другие активы. Однако деньги обладают преимуществом ликвидности. Ликвидность – способность актива быстро и без потерь обмениваться на другие активы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.117 с.)