Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Долгосрочные последствия и эффективность бюджетно-налоговой политики

Поиск

Долгосрочный экономический рост зависит от динамики потенциального ВВП, определяемого количеством труда, капитала и природных ресурсов в экономике, а также техническим прогрессом. В связи с этим встает важнейший вопрос о том, какую бюджетно-налоговую политику государство должно проводить для долгосрочного стимулирования экономического роста.

Среди экономистов нет единого мнения по этому поводу. Одни из них полагают, что задача государства состоит в осуществлении крупномасштабных инвестиционных проектов. В основе такой позиции лежит идея, согласно которой государство лучше частной собственности и рынка способно справится с задачей накопления капитала и стимулирования технического прогресса. Другим приоритетным направлением бюджетной политики призвана стать широкомасштабная социальная поддержка населения. Неизбежный при этом рост государственных расходов должен финансироваться, по замыслу таких экономистов, повышением налогообложения сверхприбылей и больших состояний.

Автору, однако, представляется более перспективной позиция экономистов либерального направления. Последние считают, что стимулирующая бюджетная политика может дать лишь краткосрочный положительный эффект, но губительна в долгосрочном плане, ибо неэффективность государственных расходов в конечном счете подрывает экономический потенциал страны. Именно поэтому либеральные экономисты полагают решительное сокращение государственных расходов и налогов непременным условием долгосрочного экономического роста.

Последнее вовсе не означает, что государственный бюджет должен в идеале стремиться к нулю. Прежде всего, существуют общественные блага, производство которых может финансироваться только государством либо региональными властями. Очень важны и контрольные функции органов государственной власти. Для переходной экономики актуально создание институтов эффективного рынка. Что касается социальных расходов, то государство ни в коем случае не должно играть роль всеобщего кормильца. Его задача состоит в создании условий, при которых каждый способный и желающий работать человек мог бы обеспечивать себя сам.

Существуют и более частные дискуссионные вопросы относительно эффективности государственной бюджетно-налоговой политики. Так, различают дискреционную и недискреционную бюджетно-налоговую политику. Дискреционная политика означает целенаправленные изменения государственных расходов и налогов в результате специальных правительственных решений. Недискреционная политика проявляется в автоматическом изменении указанных величин вследствие колебаний ВВП.

При проведении дискреционной политики в период экономического спада государство целенаправленно создает дефицит госбюджета, увеличивая свои расходы и сокращая налоги. Напротив, при циклическом подъеме оно столь же целенаправленно создает бюджетный профицит, сокращая расходы и увеличивая налоги.

Критики такой политики обращают внимание, прежде всего, на возникающие при этом временные лаги или промежутки времени между изменением в экономике и временем, когда соответствующие меры правительства начнут давать результаты. Существование временных лагов подрывает эффективность бюджетно-налоговой политики.

При недискреционной политике государственные расходы и налоги изменяются автоматически вследствие действия т.н. «встроенных стабилизаторов экономики». Встроенный стабилизатор – экономический механизм, сглаживающий колебания ВВП без принятия специальных решений. Наличие встроенных стабилизаторов позволяет, тем самым, сократить временные лаги.

Примерами встроенных стабилизаторов являются подоходные налоги, государственные социальные выплаты и системы «участия работников в прибылях». Так, во время спада доходы работников снижаются, но одновременно уменьшаются и выплачиваемые ими налоги. При этом при прогрессивной системе налогообложения налоги сокращаются в большей степени, чем падают доходы. С другой стороны, при спаде автоматически возрастают государственные расходы за счет пособий по безработице, по бедности и т.п. Наконец, системы «участия в прибылях» увязывают заработную плату с прибылями фирм. Соответственно при сокращении прибылей уменьшаются и затраты фирм на заработную плату, а значит и их издержки вообще.

Достижение ожидаемых результатов бюджетно-налоговой политики, также как и экономической политики вообще, в значительной степени зависит от того, насколько люди верят, что правительство действительно будет реализовывать обещанные им мероприятия. Если граждане убеждены в твердости и последовательности правительственной политики, они соответствующим образом изменяют свое собственное поведение, что многократно усиливает эффективность намеченных государством мер. И наоборот.

 

ТЕМА 22. ДЕНЬГИ И БАНКИ

1. Деньги и денежные агрегаты

2. Двухуровневая банковская система: Центральный банк и коммерческие банки

3. Создание денег банками

 

Деньги и денежные агрегаты

А. Что такое деньги

Неправильно отождествлять деньги только с купюрами, которые мы носим в бумажниках. На самом деле деньги – это любое благо, способное выполнять три функции:

1. Средство обращения. Через деньги осуществляется товарный обмен. Тем самым деньги позволяют избежать бартера (прямого обмена товара на товар), соответственно уменьшают издержки обращения (трансакционные издержки).

2. Средство измерения стоимости. Через деньги выражается стоимость всех остальных товаров.

В отсутствие денег стоимость каждого товара пришлось бы измерять в каждом из других товаров. Например, цена автомобиля составляет X костюмов или Y килограммов мяса или Z литров молока и т.д. В результате в экономике существовало бы гигантское число относительных цен, что крайне неудобно. Таким образом, использование денег в качестве счетного средства многократно упрощает обмен.

В периоды высокой инфляции в качестве средства обращения используется национальная валюта, а в качестве меры стоимости – иностранная.

3. Средство накопления. В данном случае деньги не расходуются немедленно, но сберегаются для дальнейших покупок. Для выполнения этой функции, деньги должны сохранять свою ценность.

Ценность способны сохранять не только деньги, но и другие активы. Однако деньги обладают преимуществом ликвидности. Ликвидность – способность актива быстро и без потерь обмениваться на другие активы.

В период высокой инфляции функция средства накопления выполняется иностранной валютой.

Первоначально, в процессе исторического развития человеческого общества, роль обычно выполняли товары, имевшие собственную ценность как предметы потребления – т.н. «товарные деньги». Где-то деньгами являлось какао. В других местах ими служили зерно, мед, скот, меха, сушеная рыба, соль, железо и т.д. Товарные деньги использовались не только в качестве средства обращения, но также продавались и покупались как обычные товары.

Со временем роль денег закрепилась за благородными металлами, сначала за серебром, а затем за золотом. Удобство использования золота было обусловлено его особыми природными свойствами: делимостью, сохранностью, однородностью, портативностью (большая ценность при небольшом объеме и весе).

Постепенно золото и серебро вытеснялись из обращения бумажными деньгами. По сути, современные бумажные деньги – это долговые расписки Центральных банков. Количество денег в экономике определяется политикой Центрального банка, а их обеспечением выступают все блага, продаваемые и покупаемые за деньги.

Б. Денежные агрегаты

Деньги – ликвидный актив, но ликвидность отдельных компонентов денежной массы не одинакова. Группировки ликвидных активов, обладающих примерно одинаковым уровнем ликвидности, называются денежными агрегатами. Их определение – прерогатива Центрального банка данной страны.

В России первый денежный агрегат называется М0 и включает в себя наличные деньги вне банковской системы, т.е. деньги, находящиеся на руках у населения и в кассах небанковских предприятий и организаций. Следующий агрегат называется М1. Он состоит из наличных денег (М0) плюс средств в рублях, находящихся на депозитах (вкладах) населения до востребования, а также расчетных и текущих счетах предприятий, организаций и местных бюджетов. За ним идет агрегат М2, включающий М1 плюс срочные сберегательные вклады (вклады, положенные на определенный срок) в рублях. Кроме того, в этот агрегат иногда включаются депозиты в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте). Последний агрегат называется М3 (широкие деньги) и включает в себя, помимо М2, еще и средства, на которые банки выдали депозитные сертификаты, а также государственные облигации.

Следует еще обратить внимание на два обстоятельства:

Во-первых, каждый следующий агрегат включает в себя более широкий круг активов в сравнении с предыдущим. Бессмысленно поэтому говорить: «агрегат М1 плюс агрегат М2», поскольку М2 включает в себя М1.

Во-вторых, денежные агрегаты расположены по мере убывания ликвидности. Наиболее ликвидным агрегатом являются М0. В агрегат М1 Банк России включает все денежные средства, которые могут быть использованы как средство обращения. Напротив, агрегаты М2 и М3 содержат активы, непосредственно не используемые при совершении сделок – т.н. «почти деньги». Таким образом, по мере возрастания агрегатов в них включаются активы, все в меньшей степени способные выполнять функцию обращения, но все лучше выполняющие функцию сбережения (сохранения ценности).

Структура денежной массы в нашей стране на 1 января 2010 г. приведена в таблице 22-1:

Табл. 22-1. Денежные агрегаты в России

Наименование агрегата Величина агрегата (в млрд. руб.)
М0 4038,1
М1 8294,4
М2 15697,7
М3 19520,1

Замечено, что экономические параметры во всех странах в наибольшей степени реагируют на изменение агрегата М2. Поэтому именно чаще всего берут за основу при измерении денежной массы в экономике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.213 (0.008 с.)