Глава 2. Организация страховой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Организация страховой деятельности



Статья 6. Отрасли, классы и виды страхования

1. Для организации и осуществления государственного регулирования и лицензирования страховой деятельности страхование подразделяется на отрасли, классы и виды. Страховая деятельность страховой организации осуществляется по отрасли "страхование жизни" и отрасли "общее страхование".

2. Отрасль "страхование жизни" включает следующие классы в добровольной форме страхования:

1) страхование жизни;

2) аннуитетное страхование;

3) страхование к наступлению определенного события в жизни;

Страхование жизни с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.

3. Отрасль "общее страхование" включает следующие классы в добровольной форме страхования:

1) страхование от несчастных случаев;

2) страхование на случай болезни;

3) страхование автомобильного транспорта;

4) страхование железнодорожного транспорта;

5) страхование воздушного транспорта;

6) страхование водного транспорта;

7) страхование грузов;

8) страхование имущества от ущерба, за исключением классов, указанных в подпунктах 3) - 7) настоящего пункта;

9) страхование гражданско - правовой ответственности владельцев автомобильного транспорта;

10) страхование гражданско - правовой ответственности владельцев воздушного транспорта;

11) страхование гражданско - правовой ответственности владельцев водного транспорта;

12) страхование гражданско - правовой ответственности, за исключением классов, указанных в подпунктах 9) - 11) настоящего пункта;

13) страхование займов;

14) ипотечное страхование;

15) страхование гарантий и поручительств;

16) страхование от прочих финансовых убытков;

Страхование судебных расходов.

4. Дополнительные требования по условиям проведения отдельного класса (вида) страхования в добровольной форме страхования, в том числе пруденциальные нормативы в рамках отдельных классов (видов) страхования, устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

Вид страхования представляет собой страховой продукт, разрабатываемый и представляемый страховой организацией страхователю в пределах одного или нескольких классов страхования посредством заключения договора страхования. Страховая организация вправе осуществлять деятельность по заключению договора страхования в форме договора присоединения с выдачей страхователю страхового полиса только после согласования правил страхования с уполномоченным органом.

6. Каждый вид обязательного страхования, содержание и условия которого определяются законодательным актом Республики Казахстан, регулирующим обязательный вид страхования, является отдельным классом страхования.

Статья 4. Страхование и страховая деятельность

Страхование представляет собой комплекс отношений по защите законных имущественных интересов физического или юридического лица при наступлении страхового случая или иного события, определенного договором страхования, посредством страховой выплаты, осуществляемой страховой организацией за счет активов.

2. Страховая деятельность - деятельность страховой (перестраховочной) организации, связанная с заключением и исполнением договоров страхования (перестрахования), осуществляемая на основании лицензии уполномоченного органа в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан либо без лицензии в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о взаимном страховании. (Закон Республики Казахстан от 18.12.2000 N 126-II "О страховой деятельности").

 

Виды финансового контроля. Субъекты финконтроля в Казахстане.

Методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными метода­ми, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: особенностей форм деятельности органов, осущест­вляющих финансовый контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольного действия.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетно­сти, счетная проверка), обследования, рассмотрение проектов финпланов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной дея­тельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц и др. Каждый из этих методов подразделяется на более част­ные способы, позволяющие решать промежуточные задачи. На­пример, в документальной ревизии используются такие способы, как встречная проверка документов, инвентаризация денежных средств и материальных ценностей, восстановление количествен­ного учета, контрольное сличение м другие.

Формы и методьцфинансового контроля постоянно совершен­ствуются, определенное воздействие оказывает на них система информации на базе вычислительной техники.

Названные общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов.

По результатам государственного финансового контроля принимаются следующие акты:

1) заключение - документ Счетного комитета по контролю за испол­нением республиканского бюджета и ревизионной комиссии Маслихата, составляемый на основании актов контроля;

2) постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета - документ, принимаемый на заседании Счет­ного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением респу­


бликанского бюджета обязательно к исполнению всеми государствен­ными органами, организациями и должностными лицами, к которым оно обращено.

3) постановление ревизионной комиссии Маслихата - документ, обя­зательный для исполнения всеми исполнительными органами, фи­нансируемыми из соответствующего местного бюджета, и организаци­ями, использующими средства соответствующих местных бюджетов или оказывающими финансовые услуги на всех стадиях освоения средств местных бюджетов;

4) представление — документ Счетного комитета по контролю за ис­полнением республиканского бюджета, направляемый в государственные органы, организации и должностным лицам для устранения недостатков в работе, а также в правоохранительные органы по вопросам привлечения к ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан;

5) предписание - документ об устранении нарушений и недостатков в работе, принятый руководителем центрального уполномоченного орга­на по внутреннему контролю в пределах его компетенции и направленный для обязательного исполнения должностным лицам государственных органов и других организаций;

6) акт контроля - документ, составленный органами государственного финансового контроля, ревизионными комиссиями Маслихатов, служ­бами внутреннего контроля по результатам контроля;

7) отчет о проведении контроля — документ о результатах проведенной работы по контролю за определенный период времени.

Основной метод финансового контроля — ревизия (пересмотр

- лат.) - наиболее полное обследование финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятий, организаций, учреждений за про­шедший определенный период. Ревизии проводят разные орга­ны. Они могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов - вышестоящих, следственных органов.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут плановыми и внеплано­выми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), ком­плексными.

При проведении документальной ревизии проверяются доку­менты, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки, ценные бумаги), а не только отчеты, сметы и т.п.

Фактическая ревизия означает не только проверку докумен­тов, но и наличия денег, материальных ценностей.

Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный пери­од.

При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (на­пример, проверка командировочных расходов, разных целевых затрат и расходов).

Тематические ревизии проводятся в нескольких однотипных предприятиях, учреждениях или в нескольких министерствах и ведомствах по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Они дают возможность одновременно проверять состояние определенного участка на ряде хозяйствующих субъ­ектов и получить обширный материал по данному вопросу, про­анализировать его, сделать выводы, разработать предложения по улучшению работы.

Приемы ревизий: инвентаризация материальных ценностей, проверка наличия денежных средств в кассе, сопоставление пла­новых, нормативных и отчетных показателей деятельности про­веряемого объекта, документальная и встречная проверки. Ука­занные приемы применяются в зависимости от поставленной цели ревизии.

Для проведения ревизий составляются программа, в которой указывается объект и цель ревизии, тема и основные вопросы, подлежащие проверке. Результаты ревизии оформляются актом, подписываемым руководителем ревизионной группы, руководи­телем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои замечания и возражения руководитель и главный бухгалтер про­веряемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе актов ревизий принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреж­дению нарушений государственной дисциплины. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Проверки и обследования проводятся контрольными органами по определенным вопросам финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий, организаций, учреждений, или по одному во­просу (теме) путем ознакомления на месте с отдельными сторо­нами (участками) финансовой деятельности. Поэтому проверки в основном бывают тематическими. При этом некоторые провер­ки по своему характеру, могут носить вид внезапных инспекций. Целью проверок и обследований является выяснение состояния отдельного участка хозяйственной и финансовой деятельности хозоргана. Камеральная проверка - осуществляется без выхода на место и предшествует документальной проверке хозоргана.

Встречная проверка - метод определения достоверности фи­нансово-хозяйственных операций на проверяемом объекте посред­ством проверки действительного отражения этих операций у пар­тнеров или клиентов проверяемого хозяйствующего субъекта.

Счетная проверка отчетности, то есть контроль достоверно­сти бухгалтерских счетов и балансов осуществляется в три этапа. На первом этапе выясняется согласованность показателей раз­личных форм отчетности; на втором - осуществляется сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бух­галтерского учета; на третьем этапе определяется обоснован­ность учетных записей по данным первичных документов. Такая последовательность делает счетные проверки весьма эффектив­ным средством контроля за постановкой бухгалтерского учета и отчетности и способствует выявлению и предупреждению нару­шений финансовой дисциплины.

Организация финансового контроля

Эффективность финансового контроля во многом определяет­ся его рациональной организацией: четкого определения субъек­тов контроля, их прав и обязанностей, сочетания форм и методов проведения финансового контроля.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления: Аппарат Пре­зидента, Парламент Республики Казахстан, Правительство, местные представительные органы (собрания депутатов) орга­ны местных администраций. Этот вид контроля проводит Счет­ный комитет за исполнением республиканского бюджета.

Исходя из концепции строительства правового государства усиливает­ся роль законодательных органов в осуществлении финансового контро­ля. Поэтому выделяются функции Парламента Республики Казахстан как субъекта контроля и соответствующий вид контроля - парламентский (де­путатский). Объектом данного контроля выступают государственные рас­ходы:

при утверждении любого мероприятия, вызывающего расходы государ­ственного бюджета;

при проверке соответствия представленных в бюджете расходов целям принятых законов;

при ревизии составления бюджета.

Основной целью предварительного парламентского контроля является определение общей целостности предусмотренных расходов в данных кон­кретных политических, экономических и социальных условиях. Ревизия составления бюджета проводится под углом зрения правильности цифр, включенных в сметы. Кроме того, Парламент должен осуществлять теку­щий контроль и особенно последующий при проверке отчетов распоряди­телей ассигнований по принятому Закону о республиканском бюджете. При этом основной формой парламентского контроля должен быть предвари­тельный контроль.

В Парламенте Республики Казахстан имеются специализированные ра­бочие органы в обеих Палатах - Сенате и Мажилисе - комитеты по финан­сам и бюджету. Эти органы в процессе законопроектной работы, предвари­тельного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к компетен­ции палат проводят контроль в сфере финансово-бюджетной деятельности за расходованием средств государственного бюджета. Экспертные оценки и заключения по финансово-бюджетным вопросам палаты направляют для принятия мер в соответствующие инстанции - министерства, ведомства, а также в Правительство Республики.

Для организации контроля за исполнением указов, постановле­ний и распоряжений Президента республики, усиления ответственно­сти должностных лиц за неисполнение требований указанных актов в Аппарате Президента имеется организационно-контрольный отдел. В целом Аппарат Президента осуществляет контроль за деятельностью министерств, ведомств, местных администраций и других органов го­сударственного управления. Аппарат информирует Президента о при­нятых мерах по устранению выявленных недостатков и нарушений, вносит предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в ненадлежащем исполнении актов Президента; вносит для рассмотрения в Правительство, главам администраций, другие ор­ганы государственного управления представления об устранении выяв­ленных нарушений, причин и условий, способствующих неисполнению или ненадлежащему исполнению актов Президента. В реализации сво­их функций Аппарат наделен соответствующими полномочиями в по­лучении необходимой информации от руководителей и должностных лиц проверяемых органов.

Широкими полномочиями в сфере контроля обладает Правительство Республики Казахстан. Оно, возглавляя систему исполнительных органов, осуществляет руководство и контроль их деятельности, по всему кругу во­просов, входящих в компетенцию министерств, ведомств, исполнительных органов административно-территориальных единиц, контролирует ис­полнение ими законов, актов Президента и собственных постановлений и распоряжений. Правительство осуществляет предварительный контроль в процессе разработки и рассмотрения индикативных планов развития ре­спублики, программ развития сфер и секторов экономики, отраслей, реги­онов, важных направлений инвестиционной деятельности. В ходе выпол­нения указанных действий Правительство проводит текущий контроль как по полноте их осуществления, так и целевого финансирования по объемам, срокам, исполнителям.

К органам, осуществляющим общегосударственный контроль, также относятся Министерство финансов, Министерство эко­номики и бюджетного планирования, Национальный банк Респу­блики Казахстан.

Министерство финансов, Налоговый комитет Министерства финансов, местные финансовые и налоговые органы осуществля­ют проверки во всех отраслях социально-экономической сферы в области финансов. Они контролируют соблюдение плановой, смет­ной и финансовой дисциплины, правильность исчисления, полно­ту и своевременность поступления доходов, законность и целесо­образность расходования государственных средств, правильность постановки бухгалтерского и налогового учета и отчетности.

Органы государственного финансового контроля — Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюд­жета и центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю.

Счетный комитет выполняет следующие основные функции: предоставляет ежеквартальную информацию Президенту Республики Казахстан о работе Счетного комитета по контролю за исполнением респу­бликанского бюджета; выполняет его поручения по вопросам, связанным с анализом, итогами и результатами контроля исполнения республиканско­го бюджета, полнотой и своевременностью поступления налогов и других обязательных платежей, целевым и эффективным использованием бюджет­ных средств, а также другие отдельные поручения;

представляет Парламенту Республики Казахстан до 1 июня текущего года отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший финан­совый год,

анализирует акты контроля за исполнением республиканского бюдже­та, представленные центральным уполномоченным органом по внутрен­нему контролю, и дает рекомендации Правительству Республики Казах­стан, соответствующим службам внутреннего контроля по повышению эффективности внутреннего контроля за исполнением республиканского бюджета;

в случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного финансового контроля по вопросам использования средств республикан­ского бюджета, иных фактов нарушения законодательства Республики Ка­захстан передает материалы контроля в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных право­нарушениях;

осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием га­рантированных государством займов, средств, выданных из республикан­ского бюджета на погашение обязательств государства, грантов, активов государства;

осуществляет контроль за деятельностью государственных органов и организаций всех форм собственности по обеспечению полноты и своев­ременности поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из республиканского бюджета;

осуществляет контроль эффективности использования средств респу­бликанского бюджета;

дает оценку эффективности и результативности исполнения и реали­зации государственных и отраслевых (секторальных) программ, республи­канских бюджетных программ (подпрограмм);

осуществляет контроль за бюджетными инвестициями; применяет меры по выявлению и недопущению нецелевого, необо­снованного и неэффективного использования средств республиканского бюджета в соответствии с настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан.

Представительные органы (Парламент, маслихаты) всех сту­пеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмо­трения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении. То есть контроль ими осуществляется в двух формах: предваритель­ного и последующего. Текущий контроль в их деятельности не является основным, хотя и имеет место. Основным методом кон­троля являются проверки. Объектом контроля выступают мест­ные фонды денежных средств

Ревизионная комиссия Маслихата:

представляет в Маслихат в установленный срок отчет об исполнении местного бюджета;

информирует Маслихат и акимат по результатам контроля о фактах нецелевого, необоснован

ного и неэффективного использования средств местного бюджета, а также о недостатках в работе по исполнению местного бюджета;

анализирует акты проведения внутреннего контроля за исполнени­ем местного бюджета, представленные центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю, и дает рекомендации по повы­шению эффективности внутреннего контроля за исполнением местного бюджета;

осуществляет контроль соответствия, финансовой отчетности и эф­фективности исполнения местными исполнительными органами поступле­ний и расходов местного бюджета;

передает материалы контроля в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений в действиях должностных лиц;

осуществляет контроль за деятельностью местных государственных органов по вопросам, касающимся полноты и своевременности поступле­ний в местный бюджет;

осуществляет контроль эффективности использования средств со­ответствующего местного бюджета;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Респу­блики Казахстан.

Служба внутреннего контроля создается по решению руко­водителя центрального государственного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Служба внутрен­него контроля подотчетна руководителю центрального государ­ственного органа, организационно и функционально незави­сима от других структурных подразделений государственного органа.

Служба внутреннего контроля - подразделение централь­ного государственного органа, в пределах своей компетенции осуществляющее контроль исполнения государственным орга­ном, его территориальными подразделениями и подведомствен­ными организациями республиканского и местных бюджетов, использования грантов, активов государства, денег от реализа­ции государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении.

Внутренний контроль осуществляется центральным упол­номоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля - Комитетом финансового контроля Ми­нистерства финансов. Он наделен обширными полномочиями по контролю рационального использования государственных финансовых ресурсов. Управления Комитета проводят ревизии министерств, ведомств, других органов управления, охраны пра­вопорядка, предприятий и организаций обороны, государствен­ных предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, заготовительных организаций, сферы образования, на­уки, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, средств массовой информации.

Полномочия центрального уполномоченного органа по внутреннему контролю

осуществляет контроль соответствия, финансовой отчетности и эффек­тивности исполнения объектами государственного финансового контроля расходов республиканского и местных бюджетов;

дает рекомендации по повышению эффективности контроля, осущест­вляемого службами внутреннего контроля;

применяет меры по выявлению, пресечению и недопущению нецелево­го, необоснованного и неэффективного использования средств республи­канского и местных бюджетов в соответствии с законодательством Респу­блики Казахстан;

передает материалы контроля в правоохранительные органы или ор­ганы, уполномоченные рассматривать дела об административных право­нарушениях, в случаях выявления признаков преступлений или админи­стративных правонарушений в действиях должностных лиц объектов госу­дарственного финансового контроля при использовании средств республи­канского и местных бюджетов, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан;

в пределах компетенции осуществляет контроль за деятельностью го­сударственных органов и организаций всех форм собственности по вопро­сам, касающимся полноты и своевременности внесения неналоговых по­ступлений в республиканский и местные бюджеты;

осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюд­жетных средств, выданных из республиканского и местных бюджетов, а так­же гарантированных государством займов, грантов и активов государства;

дает оценку эффективности и результативности исполнения республи­канских и местных бюджетных программ (подпрограмм);

беспрепятственно знакомится с документацией, относящейся к вопро­сам исполнения республиканского и местных бюджетов, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, а также денег от реализации государственными учреждениями товаров (ра­бот, услуг), остающихся в их распоряжении;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан.

В областях и городах Астана и Алматы функционируют Управ­ления Комитета финансового контроля Министерства финансов по области и городу, осуществляющие контрольно-надзорные функции по контролю за целевым использованием средств го­сударственного бюджета, целевым использованием и возвратом заемщиками правительственных займов и займов под гарантии Правительства, бюджетных кредитов. Они контролируют пра­вильность составления и утверждения смет расходов государ­ственных учреждений, финансируемых из бюджета, средств на выполнение государственного заказа, полноту и своевременность отчислений доли дохода государственными предприятиями в со­ответствующие бюджеты.

Государственный контроль, в пределах своих полномочий, осуществляют органы Казначейства. В положении о Казначей­стве Министерства финансов Республики Казахстан установле­но, что одной из основных задач органов Казначейства является организация, осуществление и контроль кассового исполнения республиканского бюджета. В целях исполнения основных за­дач и укрепления бюджетной дисциплины органы Казначейства имеют право производить в министерствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях проверки денежных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием фи­нансовых ресурсов Правительства.

Налоговые и финансовые органы осуществляют контроль, наряду с выполнением своей основный работы - управлением доходами и расходами государства (региона). Поэтому, для фи­нансовых управлений (отделов, инспекций) контроль является попутной задачей, то есть он проводится наряду с исполнитель­ско-распорядительской деятельностью. На Министерство финан­сов и его органы на местах возложен контроль за соблюдением закона о бюджетных правах республики и местных органов вла­сти за соблюдением финансовой дисциплины предприятиями, учреждениями и организациями, за правильным и законным расходованием ими бюджетных и собственных средств. Эти ор­ганы производят ревизии и проверки финансовой деятельности

бюджетных учреждений, и в установленном порядке - ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности хозрасчетных предприятий и организаций.

Контроль финансовых органов осуществляется во всех фор­мах, причем преимущественными являются предварительный и текущий контроль. Основными методами контроля выступают

- счетная проверка отчетности, проверки. Специалисты отрас­левых управлений (отделов) привлекаются к ревизии в составе ревизионных бригад.

Объектом контроля финансовых органов на местах выступают вопросы правильности образования и использования децентра­лизованных фондов денежных средств.

Контроль доходов субъектов хозяйствования осуществляет Министерство государственных доходов Республики Казахстан и местные комитеты в областях, городах, районах. Налоговые ор­ганы имеют право применять экономические санкции - штрафы за нарушение дисциплины цен. Штрафы многократно возраста­ют и становятся одной из основ механизма регуляции рыночных цен. Доходы, полученные на нарушениях, в бесспорном порядке перечисляется в бюджет независимо от формы собственности. В обусловленном законом размере с нарушителя взимается штраф. В случае злостных нарушений материалы передаются следствен­ным органам.

К органам общественного контроля относится контроль про­фсоюзных организаций за деятельностью администрации, осу­ществляемый на предприятиях, организациях, учреждениях, ве­домствах. Финансовый контроль в деятельности этих органов не является основным.

Разнообразные общественные организации, в том числе поли­тические партии, молодежные, организации массовых движений, творческих союзов, культурных и просветительных центров, на­учные, технические, природоохранные, спортивные, ветеранов войны и труда, благотворительные фонды проводят финансовый контроль своими силами (комиссиями или представителями ап­парата), а также могут привлекать аудиторские фирмы. Объект контроля - проверка источников получения доходов и их исполь­зования в соответствии с уставными задачами.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют мини­стерства и ведомства республики в отношении подчиненных им предприятий, организаций и учреждений. Ведомственный фи­нансовый контроль осуществляется в трех формах: предваритель­ный, текущего и последующего контроля. Основными методами контроля являются рассмотрения проектов финансовых планов, ревизии и проверки. Объектом контроля выступают - децентра­лизованные фонды денежных средств.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют структурные подразделения хозяйствующих субъектов. Контрольные функции в области финансов осуществляют руководители, бухгалтерия и финансовый отдел. При этом важная роль принадлежит главным (старшим) бухгалтерам. Внутрихозяйственный контроль осу­ществляется во всех формах присущих финансовому контролю. Основными его методами являются проверки и ревизии. Внутри­хозяйственный контроль в коммерческих структурах (акционер­ных обществах, частных предприятиях и фирмах, биржах, банках и т.д.) осуществляет учредитель или собственник, а также по его поручению - аудиторские фирмы.

 

Фин.контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности, встречная, правовая), обследования, рассмотрение проектов фин планов, заявок, отчетов о ФХД, заслушивание докладов, информация должностных лиц и др. Основной метод фин контроля – ревизия – наиболее полное обследование ФХД п/й, организаций, учреждений за прошедший определённый период. По объекту проверки различают ревизии докум, факт, полные (сплошные), выбор. (частичные). По организационному признаку они м.б. плановыми и внеплановыми, комплексными. Проверки и обследования проводятся контрольными органами по определенным вопросам ФХД п/п, или по одному вопросу путем ознакомления на месте с отдельными сторонами фин деятельности. Поэтому проверки в основном бывают тематическими. Общегос. Финан. контроль осуществляют органы гос власти и управления: Аппарат Президента, Парламент РК, Правительство, местные представительные органы (собрания депутатов), органы местных администраций.

Аппарат Президента – контроль за исполнением указов, постан-й и распоряж-й Президента, деятельностью министерств, ведомств, мест админист-й, вносит предлож-я о привлечении должност лиц к ответ-ти, вносит предложен-я об устранении выявл нарушений.

Счётный комитет – осущ внеш контроль за исп-ем респ бюджета, контрол за соблюдением бюдж закон-ва, контроль фин отчетн-ти гос учреж-й, за поступл-ем ДС в респ б-т, их целевым использованием, представляет на рассмотрение Парламенту отчет б испол-и б-та.

Парламент – утверждает гос б-т, объектом контроля явл гос расходы, правильность составления бюджета.

Прав-во – осущ контроль за министерствами, ведомствами, контролирует исп-е ими законод актов, осущ предварит контроль в процессе разработки и рассмотрения индикатив

планов и программ развития сфер и секторов эк-ки.

Казначейство – контроль кассового исполнения респ б-та, имеет право проводить проверки ден док-в, связанных с ипользованием ср-в правительства.

Местные представительные органы (маслихаты) и органы мест администрации (акиматы) осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения мест б-тов и отчётов об их исполнении, проверка соблюдения цел исп-я ср.

Налоговые и финансовые органы осуществляют контроль, наряду с выполнением своей основной работы – управлением доходами и расходами государства (региона).Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства и ведомства республики в отношении подчинённых им предприятий, организаций и учреждений. Внутрихозяйственный контроль осуществляют структурные подразделения хозяйствующих субъектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.059 с.)